Принципы КВНа
|
Отрывок из книги М. Марфина и А. Чивурина «ЧТО ТАКОЕ КВН?»
ВВВ и КВН
В 1959 году трое молодых людей - врач Альберт Аксельрод,
инженер Владимир Яковлев и журналист Сергей Муратов принесли в Редакцию
программ для молодежи Центрального Телевидения идею викторины под названием
"Вечер Веселых Вопросов". Идея понравилась, и ее осуществили. И раз в
месяц из Дворца Культуры МГУ на Моховой стала выходить в прямом эфире (другого
тогда просто не было) симпатичная молодежная передача. Это была именно
викторина — и ничего больше - между студенческими командами московских ВУЗов. Разве что вопросы и задания подразумевали некую
толику юмора.
Но на четвертом выпуске произошла "катастрофа". Ведущие пообещали
приз тому, кто первым среди лета придет в зрительный зал в валенках, шубе и
ушанке, да еще принесет с собой фикус.
Никто не мог предположить, во-первых, такой популярности передачи, а во-вторых
- такого желания москвичей принять в ней участие. Через полчаса многосотенная толпа людей, сопревших в шубах майским
вечером, да еще отягощенная нелегкими кадками с фикусами, смела кордоны перед
входом в зал. Эфир пришлось прервать. А о передаче забыть.
Но через два года мужественные люди из молодежной редакции ЦТ не побоялись
вновь связаться с теми же авторами.
И 8 ноября 1961 года из Первой
студии на Шаболовке вышла в эфир первая передача под названием "КВН".
И эта передача тоже была по началу чистой воды викториной. Правда, временами
веселой - но веселой на уровне массовика-затейника, предлагающего собравшимся
нечто вроде бега в мешках. В принципе - это было соревнование вовсе не остряков,
а эрудитов. И оформление стадии представляло собой "стадион
эрудитов". И в первой КВНовской песенке пелось: Станем эрудитами в нашем КВН...
А дальше - не сразу, а очень постепенно, на протяжении нескольких лет с
передачей стали происходить удивительные метаморфозы. В ней все меньше стало
оставаться от викторины, и постепенно стали появляться всем знакомые конкурсы:
приветствие, разминка, домашнее задание, БРИЗ, конкурс капитанов. И сами
конкурсы постепенно стали играться по-другому. В них все меньше оставалось
вопросов на эрудицию, они становились все более зрелищными, сценическими,
театральными.
Популярность телевизионной передачи, а потом и собственно игры стала просто
феноменальной! В КВНовские вечера улицы пустели. Его
смотрели все, хотя, к слову сказать, далеко не всегда оставались в восторге. Но
в ту пору на телевизионном КВНе замыкалось слишком
много принципиальных зрительских потребностей. Это была единственная игра,
единственная молодежная передача и единственная юмористическая программа
одновременно. К тому же, в ней были совершенно особенные ведущие: сначала сам
Альберт Аксельрод, потом к нему присоединилась
молоденькая Светлана Жильцова, а в 1964 году Аксельрода сменил Александр Масляков,
который в ту пору был только студентом 4 курса!
Такую передачу просто не могли не смотреть!
В конце 60х над КВНом стали потихоньку сгущаться
тучи. Хрущевская «оттепель» кончилась. И начальство стало пристально
прислушиваться к тому, что студенты говорят. А говорили уже довольно много и
довольно смело. Сама логика развития игры требовала расширения тем и
усугубления сатирического начала. Цензурные рогатки обходились все более
изощренными путями. Иначе быть не могло: ведь кто
был смелее - тот выигрывал! КВН перевели на видеозапись. Его окружили разнарядками на команды
институтов, заводов и городов. Игру стали разворачивать обратно – в эрудицию, в
действенные конкурсы (образно говоря к «бегу в мешках») Передача
сопротивлялась, трещала по швам, разваливалась, но – выходила постепенно теряя
былую абсолютную популярность. В конце концов, когда в 1972 гoду
ее закрыли, многие этого как-то даже и не заметили...
Впрочем, закрыли только передачу. Игра осталась. И хотя официальные турниры
"не поощрялись" (городской
первенство к середине 80-х проводилось только в Одессе), но правила знали все.
И почти каждый в своей жизни хотя бы разок этой игрой побаловался - в школе
между классами, в пионерском лагере между отрядами или в институте между
факультетами.
Другое дело, что игра, сформировавшаяся, по сути дела, в процессе саморазвития,
в этом самом развитии остановилась. Забывались традиции КВНовских
жанров "ноу-хау" подготовки и исполнения различных конкурсов. А
никакой теоретической литературы КВНщики 60-х после
себя не оставили...
Словом, когда грянула "перестройка", и Александр Масляков
(редактор), Андрей Меньшиков (режиссер, бывший
капитан команды КВН Московского инженерно-строительного института) и Борис Салибов (автор, бывший член команды КВН Одессы)
почувствовали, что в этих условиях телевизионная передача "КВН" может
быть вновь востребована, выяснилось, что играть-то в него по-хорошем
почти никто не умеет!
Представьте себе, что решено провести чемпионат страны по шахматам среди юных
игроков, которые знают только "как ходят, как сдают", но даже слыхом
не слыхивали о "дебюте четырех коней" или "защите Филидора"! Вот приблизительно в такой ситуации
начинался первый сезон нового КВНа. Не случайно из
двухсот присланных заявок создателям передачи с трудом удалось набрать шест
команд.
Ситуация усугублялась еще тем, что все понимали: "КВН-86" не может
быть просто копией "КВН-66"или даже "КВН-71". За эти годы
не просто изменилось мировоззрение людей, изменилось отношение зрителя к
телевизионному зрелищу. Телевидение стало цветным и гораздо более динамичным.
Никому уже даже в голову не могло прийти, что передача может продолжаться 4-5
часов, как в 60-х! А ведь по-другому не умели не только играть, но и снимать.
И все началось сначала. Методом мучительных проб и ошибок. Под постоянным
"прессингом прессы" - в том смысле, что "старый КВН был лучше".
А он был уже не лучше и не хуже. Он был просто другой!
|
|