Принципы КВНа
|
С чего все начиналось.
1956 год. Как гром среди ясного неба XX
Съезд КПСС. Разоблачен культ личности Сталина. Еще нет "Таганки" и
"Современника", еще не звучат из всех окон песни Окуджавы и
Высоцкого, но в стране уже повеяло
свободой. Москва становится столицей Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
Юные головы уже полны счастливыми надеждами, творческими прожектами,
гениальными идеями...
|
На фото Отцы КВНа:
М. Яковлев, А. Аксельрод, С. Муратов Вместе с ними в студии
редактор Е. Гальперина
|
Сергей Муратов: На комсомольском собрании я
встал и сказал: "Приближается фестиваль молодежи и студентов в Москве, а у
нас на телевидении даже нет редакции, которая бы занималась программами для
молодых!" Все
дружно согласились, что такая редакция нужна: "Вот ты этим и
займешься". Я и занялся. Так возникла редакция "Фестивальная".
Именно в это время я услышал о Мише Яковлеве, инженере электролампового завода.
Мне сказали, что он сочиняет фразы. Что значит "фразы"? Ну, например:
"У меня перестал болеть зуб, и я спокойно слез со стены". Меня
поразил этот жанр. Я решил: такой человек обязательно должен участвовать в
телевизионных затеях. Альберт Аксельрод: Вообще все это
затеял Сергей Муратов... Сергей Муратов: Все это придумал
не я. Дело в том, что незадолго перед тем я познакомился с режиссером из
Чехословакии Станиславом Страдом. Он рассказал, что ведет самую популярную в
стране программу "ГГГ" -"Гадай, гадай, гадальщик". И мы
придумали схожую по жанру и названию игру - "Вечер веселых вопросов".
Так что славная традиция заимствовать телеидеи заложена была нами. Михаил Яковлев: Первый сценарий
"ВВВ" написали мы с Андреем Донатовым весной 1957 года. Редактором
был Муратов, а ведущими - популярный композитор и замечательный острослов
Никита Богословский и молодая актриса Маргарита Лифанова. Отбирая для передачи
номера студенческой художественной самодеятельности, мы впервые увидели тогда еще
студента медицинского института Альберта Аксельрода и тогда еще студента
факультета журналистики МГУ Марка Розовского. Увидели и сразу же в них
влюбились. Было решено, что Богословский и Лифанова проведут только первое
отделение передачи, создадут своеобразную рекламу "ВВВ". Вести второе
отделение предоставили Аксельроду и Розовскому. Марк Розовский: Замысел был такой:
все входные билеты разрезались зигзагом пополам и тасовались, чтобы зрители
искали свою "половину". И вроде бы мы с Аликом случайно нашли друг
друга. Но я свой билет от волнения потерял и схватил какой-то другой. Мы перед
камерой их сдвинули - не сходится! Короче, началось с маленького кикса. Но
прошло блестяще. Альберт Аксельрод: Можно сказать,
что в истории телевидения произошел знаменательный факт: впервые микрофон
оказался в руках не только не профессионалов, но людей, официально ни за что не
отвечающих. Передача произвела фурор. Родилась первая советская викторина. Ксения Маринина: До какой степени
тогда выверялось каждое слово - сейчас невозможно вообразить. Хорошо помню
одного диктора, которого в момент уволили за нечаянную оговорку. Эфир был
только прямой. Если бы ведущий что-то ляпнул - нам всем не сносить головы. Сергей Муратов: Это был дебют для
всех. Игра шла не с командами, как позднее в КВНе, а со зрителями. Совершенно
случайные люди вызывались на сцену при помощи разных трюков. Скажем, ведущий
выстреливал в зал парашютиком - на кого опустится, тот выходит. Зрители впервые
стали действующими лицами. И не только те, кто в зале, но и сидящие у
телевизора. Михаил Яковлев: На первом эфире мы
предложили: кто первый привезет три вещи: 7-й том Джека Лондона, фикус в горшке
и черепаху, - тот победитель. Сергей Муратов: Не черепаху, а
керосинку. Приготовили три приза, а приехало человек двадцать. Пришлось как-то
выходить из положения. На этих конкурсах с приездами мы и подорвались в третьей
передаче. Конкурс, из-за которого все произошло, был придуман Богословским еще
во время подготовки второй программы: наградить того, кто руководствуется
народной мудростью "готовь сани летом". Но приехать в тулупе,
валенках и ушанке даже летом несложно. Найти самовар тоже не проблема. А мой
приятель из Чехословакии предупреждал, что у них был печальный опыт с легким
заданием для зрителей. И я, предвидя будущие неприятности, тут же отмел идею
Никиты Владимировича. Передача прошла без этого конкурса. А дальше я, как
назло, уехал из Москвы в командировку. Михаил Яковлев: Вдруг накануне
эфира выясняется, что по какой-то причине сорвался центральный конкурс с приездом.
И тут кто-то вспомнил о несостоявшемся замысле с шубами. Чтобы усложнить
задание, мы ввели дополнительное ограничение: привезти с собой номер газеты от
31 декабря прошлого года. Но, объявляя условия конкурса, Богословский об этом
ограничении забыл. Ксения Маринина: Эта злополучная
передача шла на третий день моей работы программным режиссером. В моем
распоряжении был резерв - художественный фильм на случай нарушения хода
трансляции. За него отвечал мальчик с ключами от сейфа. Но у него в тот вечер было
свидание. Подходит он с жалобным лицом и говорит: "ВВВ - передача на целый
вечер. Можно мне уйти?" Я отпустила влюбленного мальчика, а он увез с
собой ключи от сейфа. Марк Розовский: И тут выходит
Никита Владимирович Богословский и выдает конкурс, которого, как потом
говорили, в сценарии не было. Надо было приехать в шубе и валенках. А уж
валенки в нашей державе... Может, один Никита Владимирович их и не носил. Михаил Яковлев: И началось...
Больше всего были изумлены работники ГАИ: непонятно, почему в сентябре при
теплой погоде, часов в восемь вечера в сторону Университета на Ленинских горах
вдруг устремились толпы людей на велосипедах, на мотоциклах, в частных машинах,
в такси, и все одеты по-зимнему! Альберт Аксельрод: А вход в
высотное здание МГУ только по удостоверениям. Об этом тоже как-то не подумали,
когда предлагали конкурс. И вот началось столпотворение: приехавших не
пропускают, всем жарко, каждый хочет быть первым. Марк Розовский: Сначала мы очень
веселились. Помню, одним из первых вбежал летчик из Норильска в унтах. Зал ему
аплодировал, кричали, что надо дать премию. Но потом началось что-то
несусветное. Толпа заполнила зал, ворвалась на сцену. Милиционеров у входа
просто смели. Кто-то ухватился за заднюю кулису, и она сорвалась. Михаил Яковлев: Прорвались с
выкриком: "Нас пригласил Богословский!!!" Когда на сцене стали
появляться эти энтузиасты в шубах и валенках, со своего места вдруг встал
секретарь комсомольской организации МГУ, красивый крепкий парень, и зычно
провозгласил: "Комсомольцы, ко мне!" В ответ поднялась добрая
половина зала, ребята ринулись на сцену восстанавливать порядок. Ксения Маринина: Смотрю на
мониторы - ничего не понимаю. Вижу ужас на лице Богословского, вижу, как на
сцену врываются люди с самоварами, орут, толкаются - жуткое зрелище. Я прервала
трансляцию, но резервного фильма то уже не было. И весь оставшийся вечер эфир
был пустым. Как при путче. Никита Богословский: Нам с Севой
Ларионовым пришлось уходить через какие-то двери с другой стороны, чтобы не
быть растерзанными. Из архивов ЦК КПСС:
"Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам
буржуазного телевидения... Подобный случай мог произойти только в условиях
политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа
поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья
Н.С.Хрущева "За тесную связь литературы и искусства с жизнью
народа..." Никита Богословский: Некоторое
время после скандала было тревожно: посадят, не посадят... Снять то меня было
неоткуда, разве что пожаловаться в Союз композиторов. Но радости, конечно, было
мало... Но в общем-то я ко всему отнесся с юмором. Марк Розовский: И все-таки мы
считаем, что победили в этой истории. Диссидентами мы не были. Но сколько ни
говори, что передача была шутливая, развлекательная, - это был маленький глоток
свежего воздуха, прорвавшегося на ТВ. Сергей Муратов: Ксения Маринина,
которой ничего другого не оставалось, воспользовалась на той передаче
единственной заставкой, бывшей у нее под рукой: "Перерыв по техническим
причинам". Зрители решили, что это очередной розыгрыш: "Знаем мы ваши
технические причины!" Долго хихикали. Но надпись все стояла. Последняя
невольная шутка ВВВ. Перерыв "по техническим причинам" длился четыре
года. Михаил Яковлев: За это время образовалась
новая молодежная редакция с новым составом. И вот однажды Елена Гальперина,
энтузиастка этой новой редакции, нам сказала: "Ребята, не сделать ли нам
что-то в духе ВВВ?" Сергей Муратов: Я говорю:
"Лена, ты что забыла, чем кончается этот дух?" - "Ничего, -
отвечает Лена, - беру ответственность на себя". Ах, на себя?!.. И мы
собрались у Миши Яковлева на проспекте Мира. Опять втроем: Алик Аксельрод, Миша
и я. Тогда и родился КВН. Нам хотелось, чтобы имя новой игры было сугубо
телевизионным, а КВНом называлась тогда марка тогдашних телевизоров - солидных
ящиков с крохотным экраном.
по материалам
статей к книге "Мы начинаем КВН".
|
|