Открытия «Ars Mobile»
Вот уже 10 лет существует в Нижнем Новгороде
удивительный и совсем нетрадиционный для музыкантов академического направления
камерный ансамбль «Ars Mobile». Как и любой коллектив «с историей», он менялся со
временем, в его состав входили разные музыканты. За эти годы участниками
ансамбля становились Е.Смолянская, Н.Тельминова,
А.Грошев, Н Полунова. При этом неизменной оставалась
ориентированность ансамбля на поиски новых, необычных аранжировок самой
различной по стилю музыки – от средневековой полифонии до джаза, и активное
сотрудничество с современными композиторами. «Ars Mobile» создавался как открытое
объединение музыкантов разных специальностей, что изначально подразумевало
многообразие и вариативность исполнительских составов. Однако костяк группы все
десять лет существования составляли два инструмента – баян и виолончель. Во
многом благодаря энтузиазму «идейного вдохновителя» коллектива, профессора
Нижегородской консерватории, баяниста Юрия Гуревича, выступающего как в роли
исполнителя, так и в роли автора многих переложений, «Ars Mobile» обрел свое индивидуальное
творческое «лицо».
На
юбилейном концерте группы 23 марта в Большом зале Нижегородской консерватории
Ю. Гуревич был неизменным участником всех камерных составов. Трижды это были
дуэты: с Н. Тельминовой (Ave Maria Е.Подгайца
для виолончели и баяна), С. Пропищан («Танцующий
эльф» для скрипки и баяна того же автора) и Е. Смолянской («Игрушка» и «Посвист
возничего» из цикла «Семь парафраз из «Фицуильямовой вёрджинельной книги» для виолончели и баяна в переложении В.Холщевникова). Возможность услышать сочинения
современников всегда очень важна для публики, но на этот раз в зале оказались и
сами авторы – Е.Подгайц, В.Холщевников, а также М.Броннер, чье сочинение «А завтра будет лучше, чем вчера…»
исполнили С.Пропищан, Н.Тельминова
и Ю.Гуревич.
Ave Maria Е.Подгайца и опус В.Холщевникова отразили
диалог традиции и современности - своеобразное осмысление старины сквозь призму
сегодняшнего музыкального пространства. Произведение М.Броннера,
имеющее вполне оптимистичный заголовок «А завтра будет лучше, чем вчера…»,
оказалось весьма непростым по содержанию. Драматизм и напряженность музыки
привели слушателей к выводу, что суть названия глубоко выстрадана лирическим
героем сочинения.
Звучали
в концерте и произведения других эпох. Анданте и Менуэт В.А. Моцарта в
аранжировке для флейты, баяна и виолончели В.Холщевникова
были мастерски исполнены Н.Полуновой, Н.Тельминовой и Ю.Гуревичем. При этом баян, казалось бы, чужеродный
для эпохи галантного классицизма инструмент, звучал удивительно органично, не
нарушая чистоты и ясности моцартовского стиля. Такое же поразительное стилевое
попадание покорило слушателей и при исполнении Ю.Гуревичем собственной
транскрипции семи пьес из Первой тетради для клавесина Ж..Рамо. Фортепианные
сочинения А.Глазунова («Миниатюра») и П.Чайковского («Вечерние грезы») в
переложении для баяна Ю.Гуревича заиграли новыми красками, как и Каприс №4 из
цикла В.Холщевникова «Пять каприсов по фортепианным
пьесам Р.Шумана ор.124» для баяна.
Аранжировки,
транскрипции, парафразы требуют от их авторов и исполнителей не просто тонкого,
а обостренного стилевого вкуса. Только в этой счастливой ситуации рождается
композиция равная художественным достоинствам оригинала. В противном случае
обработка становится лишь бледной тенью первоисточника, а то и пародией на
него. Переложения Ю.Гуревича для баяна не просто сохраняют стиль сочинения, но
и дают слушателям возможность по-новому взглянуть на этот инструмент, расширяя их представление о его возможностях. Подобный
эффект был достигнут и в переложении «Ангела печали» - фрагмента из квартета М.Броннера «Лестница Иакова».
Завершение концерта творческой
группы «Ars Mobile»
было поистине феерическим. Шутка ли – акционное искусство в стенах консерватории! Специально
для юбилейного концерта был создан сценический вариант «Кофейной фантазии» В.Холщевникова для флейты, баяна, виолончели, фортепиано
(импровизация) и фонограммы. На протяжении произведения Н.Полунова,
Ю.Гуревич, Н.Тельминова и Г.Курсков
не только исполняли музыку, но и непринужденно пили кофе за сервированным на
сцене столом. Кульминацией номера стала вдохновенная импровизация на фортепиано Г.Курскова.
Столь смелая
форма концертного выступления, свойственная образцам современного
инструментального театра, внесла приятную и свежую струю в ход внешне вполне
академического концерта. Возникло ощущение, будто смотришь спектакль о
дружеской встрече и музицировании артистов. Возможно,
именно этот номер отражал в полной мере суть творческой группы – открытость и
приятие всего нового, необычного, но обязательно талантливого. После концерта
композитор Е.Подгайц подчеркнул: «Ars Mobile» - это
прежде всего люди, большие энтузиасты, подвижники, в век практицизма идущие
своим путем, и тем самым сохраняющие культуру».
Студентка II курса
ФДО ННГК им. Глинки
Татьяна Годованец.
|