Норвежские
нестандарты
Какие ассоциации вызывает у вас слово «нестандарты»? Наверное,
нечто оригинальное, неповторимое. Именно таким оказался концерт, прошедший 7
октября 2010 года в рамках 11 Международного фестиваля искусств имени А.
Сахарова. На сцене Нижегородской государственной академической филармонии имени
М. Ростроповича выступило трио «Stolen
from Norway» в составе Михаила Альперина (Норвегия), Вегара Вордала (Норвегия) и
Аркадия Шилклопера (Россия-Германия), уже известного
публике своими «Джазовыми нестандартами» -
абонементом, который музыкант подготовил специально для Нижегородской
филармонии. В этот вечер исполнители познакомили нижегородцев с богатейшей
культурой Норвегии.
Концерт можно смело назвать
«чередой нестандартов» - настолько неординарным и потому увлекательным было
происходящее на сцене. Хотя, почему концерт? Участники трио устроили настоящее
действо с использованием музыки, света, слова и движения. Программа состояла из
композиций М. Альперина, созданных под влиянием норвежского фольклора. В основе
любого народного напева или наигрыша, как известно, лежит импровизация. Не
стали исключением и скандинавские мелодии, звучавшие в этот вечер. Исполнители
продемонстрировали блестящее владение искусством импровизации: фортепиано и
мелодика – М. Альперин, скрипка – В. Вордал, валторна
и флюгельгорн – А. Шилклопер. Каждая композиция, будь
то лирическое размышление или энергичная плясовая, строилась по единому
принципу: вначале продолжительное соло одного из инструментов, затем органичное
«включение» второго, чуть позже – третьего. От робкого пиано динамика вырастала
до сочного фортиссимо, то слабеющего, то расцветающего с новой силой. При этом
музыканты вели себя настолько непосредственно, что у слушателей возникало
ощущение, будто никто из них даже не думал заучивать свою партию наизусть, а все
рождается сию секунду: Вордал задумчиво наигрывает на
скрипке, Шилклопер вдохновляется мелодией и решает
раскрасить ее подголосками, а Альперин незаметно добавляет гармоническую
основу. Этот характер спонтанности придавал выступлению трио особое очарование.
Вообще надо отметить необыкновенную атмосферу вечера. Перед
глазами возникали картины и образы, навеянные музыкой: суровые горные вершины,
небо цвета холодной стали, бледно-голубые воды пустынного фьорда, суровые
викинги и, конечно, загадочные скальды – скандинавские певцы-сказители,
чарующие округу своими звуками. Созданию истинно норвежского колорита
способствовала каждая деталь, начиная длинным сюртуком Вордала,
делающим его похожим на деревенского скрипача, и заканчивая удивительным световым
решением. Только представьте: сквозь полумрак сцены пробивается сияние синих
прожекторов. Оно не согревает, наоборот, вносит ощущение стужи, но тайна,
сквозящая в нем, сохраняется от первого до последнего номера программы. В руках
длинноволосого Вордала национальная норвежская
скрипка. От обычной скрипки она
отличается тем, что в ней восемь струн, расположенных в два ряда. Витиеватые
мелодии, объединяющиеся в орнамент, чередуются с суховатыми пунктирами
пиццикато. Ноги же находятся во власти виртуозного танца. Музыкант ведет себя
невероятно гармонично: прихотливые ритмы скандинавских наигрышей переплетаются
с притопами, подскоками и вращениями. Что это? Ритуальные пляски, неведомый
древний обряд или, быть может, взывание к предкам? По силе воздействия на
публику Вордала невольно хочется сравнить с шаманом –
настолько завораживает то, что скрипач творит на сцене.
Но вдруг из-за кулис появляется Шилклопер.
Мягкие тембры его духовых инструментов ласкают и манят. Протяжные темы подобны
вольному ветру, кружащему над лугами. Помимо академических приемов игры
музыкант использует технику подражания звукам природы: вот эхо стонет далеко в
горах, вот безжизненный лист дрожит на ветру, а вот кричит одинокая птица,
пролетающая над застывшими снегами. В каждом мотиве слышится красота норвежских
пейзажей – грустных, безмолвных, притягивающих своим аскетизмом.
Наконец, вступает Альперин. Рояль под его руками превращается
в кладовую неиссякаемых импровизаций и красочных гармоний. Преобладание минора
с шестой повышенной ступенью, яркое сопоставление аккордов точно передают
характер народных скандинавских мотивов. Музыкант мастерски сочетает джазовую
манеру импровизации с подлинно фольклорной мелодикой. Во время игры пианист активно
двигается, словно желая слиться с музыкой, подчинив тело ее неистовому потоку.
Ноги изображают фантастический танец, а сам исполнитель выкрикивает диковинные
фразы из нескольких слогов и неистово скандирует. Быть может, это возгласы гигантских троллей, марширующих по лесу?..
Свежо, самобытно, нестандартно. Выступление трио «Stolen from Norway» действительно трудно назвать концертом,
ведь в основе программы лежал поистине театральный принцип, а именно принцип
синтеза искусств. Когда музыканты демонстрируют не только виртуозное владение
инструментами, прекрасное чувство ансамбля, но и превосходную координацию,
когда музыка, голос и танец сплетаются воедино, не остается сомнений – перед
вами настоящий театр! Подобный выход за пределы традиционной концертной формы
стал настоящим открытием. Надеемся, что нижегородцы еще встретятся с этим
уникальным коллективом.
Мария Евсеева
|