Весна в
Нижний приходит с моисеевцами
Весна,
капель, мимоза и тюльпаны – мы ждем этого с середины зимы. Долгожданное тепло в
Нижний Новгород пришло с гастролями академического ансамбля танца имени Игоря
Моисеева. Приезд труппы в наш город – большое культурное событие. Нижний
Новгород, хоть и находится недалеко от Москвы, не избалован визитами столичных
коллективов. Но случаются и приятные
исключения. Моисеевцы каждый год приезжают в поволжскую столицу с разными
программами. Нижегородский зритель уже имел возможность познакомиться с
одноактными балетами «Вечер в таверне», «Ночь на Лысой горе», а также с танцами
народов мира. В течение жизни И.Моисеев поставил 300 миниатюр. И очень хотелось
бы увидеть их все. По мере восстановления хореографические шедевры мастера
«звучат» и на сцене Нижегородского
театра оперы и балета.
Репертуарной
основой ансамбля всегда были танцы этнографической направленности. Искусство,
ориентированное на раскрытие «души» народа через движение, пластику, оказалось
более сильным оружием, чем межконтинентальные ядерные боеголовки. Именно
коллектив Игоря Александровича Моисеева растопил лед холодной войны между
Советским Союзом и Америкой. Сила дипломатии оказалась слабее силы искусства.
Многочисленные
гастрольные поездки ансамбля значительно расширяли танцевальный кругозор его
участников, они позволяли не только увидеть танцевальную культуру других стран,
но и стимулировали рождение новых хореографических шедевров. После Аргентины появился одноактный балет
«Вечер в таверне», после Греции – «Греческая сюита». Греки были приятно
удивлены, они не подозревали, что их незатейливые Сиртаки могут стать
этнографической танцевальной жемчужиной.
Завьюжила «Метелица», запрыгали по горным тропам
«Чабаны», застучали каблучки гордых поляков «Краковяк», «Хитрый Макану» проучил
молдавских парней-задавак, проголодавшийся узбек с аппетитом уплетает
вкуснейший плов и от удовольствия
приплясывает, бравые матросы продемонстрировали свои танцевальные таланты,
закружились в вихре лихой пляски удалые
хлопцы с девчатами, налетели ведьмы в «сопровождении» чертей с «Лысой горы». Все
это, и многое другое радовало глаз и согревало душу публики 6 и 7 марта.
Поистине царский подарок к международному женскому дню.
Всех
желающих полюбоваться искусством танца оперный театр не может вместить в один
вечер, поэтому было решено дать два концерта, несмотря на то, что «Ночь на Лысой
горе» зрители уже имели удовольствие видеть дважды. Невероятная энергетика
артистов со сцены всегда передается публике. В
зале царит эмоционально-заряженная атмосфера. Сцена заполняется
немыслимым числом нечисти - черти, ведьмы, Кощей
Бессмертный. Кажется, вот-вот вся эта «лихая компания» хлынет в зал. Под бой
барабанов они танцуют рок-н-ролл. Вот уж настоящий вертеп! А заканчивается
спектакль картиной деревенского веселья, разудалым гопаком, который всегда
исполнялся на бис не один раз.
К
финалу обоих вечеров публика почти неистовствовала и никак не хотела отпускать
артистов. Возможно, сами танцовщики уже привыкли к такому горячему приему,
потому что им рукоплещет весь мир. Американцы топают от эмоционального
перевозбуждения, скупые на эмоции японцы не жалеют ладошек. Но, по словам
артистов, в России все равно выступать приятнее. Зрители не торопятся
расходиться после концерта, возбуждение доходит до такого предела, что люди,
покидая зал, звонят близким и по телефону практически on-line
делятся
впечатлениями от увиденного зрелища.
В
руках поклонников танцевального искусства - цветы, вот только кому их
преподнести? Как правило, букеты достаются солистам или ведущим танцовщикам, а
здесь все артисты равно значимы и неповторимы. В одном номере исполнитель
танцует в ансамбле, в другом – солирует. И невозможно выделить кого-то одного,
они все хороши и индивидуальны! А
за всем этим блеском и легкостью
стоит титанический труд педагогов-репетиторов и артистов. Людям, не знакомым
со всей «кухней» не увидеть боль и
усталость танцоров. Они всегда с улыбкой и удовольствием «выпархивают» на сцену и дарят людям радость. Как любил
повторять Игорь Александрович: «Чтобы на сцене было легко, нужно на репетициях
в классе выкладываться на 200 процентов. Вам
что, сложно станцевать в полную силу?» И даже после смерти великого хореографа
танцовщики держат ту высокую планку, которую задал Мастер.
Что
может оставить после себя человек? Доброе имя, талант, культурное наследие, а
оно у Игоря Александровича такое, что его хватит не на одно поколение
благодарных зрителей.
Любовь
Меркурьева II курс ФДО
|