Прения на празднике
(этюд
выставки А.Данилова «Праздник, который всегда со мной»)
Каждый человек творец. Ни у кого не возникает в этом
сомнения, потому что мы создаем свою
жизнь, лепим свое счастье, дорисовываем своих любимых до идеала, и,
наконец, творим себе подобных. Но
есть категория людей способных создавать нечто большее: параллельный мир,
третью реальность (вторая создана СМИ), окно в неизвестное (или прорубь в свою
душу, свою вселенную, свой космос). Конечно, вы догадались, о ком идет речь?
Человек искусства, художник – вот герой моего этюда, а точнее – его творения.
С 9 сентября галерея «Вещь в себе» почти целый
месяц купалась в лучах южного солнышка. Сюда пожаловали гости из г.Rovigo (близ Венеции). Мастер кисти – Александр Данилов
с супругой и несколькими десятками творений. Выпускник Нижегородского
Театрального Училища (1990 г.),
Александр всего десять лет назад покинул
Н.Новгород. Теперь прекрасная Италия вдохновляет художника. Там он проводит
персональные выставки, иллюстрирует книги (их на счету уже 3). В собственной
оригинальной технике Александр реализовал несколько стенных росписей, а также
сотрудничал с городским театром г.Rovigo (создавал афиши к спектаклям). Почему Италия?
Люди,
побывавшие там, с уверенностью говорят, что Италия – это праздник! Именно туда,
в центр мировой культуры, сокровищницу искусства отправляли лауреатов Римской
премии (до 1968 г.).
Среди них – художники
Франсуа Буше, Фрагонар, композиторы Гектор Берлиоз, Жорж Бизе, Жюль Массне, Клод Дебюсси. Что же касается нашего
героя, то, несомненно, его творчество представляет собой сплав итальянских и
русских элементов. Для человека с веселыми карими глазами и добрейшей улыбкой,
искреннего и открытого, воспринимающего жизнь как театр, благодатной почвой
стала жизнь в Венеции.
Что ж, пора и
мне прогуляться вдоль картин. Авось и они расскажут что-то о себе. Ведь не зря
говорят, что после создания, произведения искусства начинают жить своей жизнью.
Едва попав в небольшое, озаренное блеском стеклянных фужеров, наполненных игристым шампанским, помещение,
я огляделась. Пресс-релиз сам собой оказался в руках, а слух зацепила притягательная «О sole mio» в исполнении струнного трио "Гран
при". И солнце незаметно прокралось в душу.
PS: Может быть, у других в бокалах было и
вино, но мой стакан с апельсиновым соком подарил мне трезвость ума и ясность
мысли. Этим вечером они должны были пригодиться.
Песочно-золотая,
купающаяся в лучах солнца, и отражающая речную гладь, окрыляющая, торжественная,-
этот ряд родился при взгляде на картину под названием «Падуанский ангел».
Один из любимых живописцами образов. «Вестник»
(таков перевод слова ангел с греческого языка), глашатай с золотой трубой. Какая музыка сегодня звучит в небесах над Падуей?..
Prato della Valle, изображенная
здесь, одна из самых красивых площадей. По масштабу – самая
большая в Европе. Но взору открывается не великолепие конкретного места.
Немного погодя начинаешь чувствовать и понимать нечто, что с первого взгляда не
заметно. Свет, теплый воздух, наполняющий пространство картины и символы,
символы… Этот остров, разделенный четырьмя мостами ничего
вам не напоминает? Компас, глобус (проекция сверху), крест…А
над землей парит Ангел, взывая к людям. Кроткий, обыкновенный, и в то же время
вечный, как вопрос о жизни и смерти.
Бледное небо, приглушенный свет. Тени деревьев укрывают
нежно-персикового цвета фигуры. Куда-то далеко от мирской суеты увела их
дорога. Переплетение ног точно переплетение корней.
Воссоединились два начала. Извечных соперников – силы борьбы и вековой мудрости
– связала любовь. Но что это на лицах? Маски? Что они скрывают?
Мне показалось
или? Чуть приблизившись к картине, я отчетливо услышала следующее:
Влюбленные:
- Кажется, нас хотят купить!
- Ты так думаешь? По-моему они смотрят на того
несуразного длиннокрылого. Вечно он со своими дудками и лентами людей от
истинной красоты отворачивает.
- Святоша. Чего с него взять-то?!
Античная голова: (глубоким басом)
- Позвольте вмешаться, молодые люди.
Влюбленные:
- Любимая, ты кого-нибудь видишь?
- Никого, кроме тебя, милый!
- Так о чем это я? Ах, да! Хоть ангелом называется, но и
тот продается!
- Что в нем нашли? Обруч какой-то вместо нимба на голове.
- Приглядись, он как будто сделан из
теста!;)
- А этот наряд!!! Как старомоден, фи.
- И сшит, наверняка, руками
сапожника. Эти стежки на крыле (одном, между прочим).
- Просто они склеенные, вот умора!
-
Послушай, и на это «чудо в перьях» променяли нашу естественную красоту?
Неожиданный смешок из-за правого плеча заставил перевести
взор.
Подглядывающие:
- Вы поглядите на себя! Неужели порядочный человек на вас
посмотрит?
- Да, пусть ангел – не Джокер, счастья в игре не
принесет, но ведь людям кажется, вот купит картину, авось и на наш век и
потомкам благословение небес будет.
- Эй, демагог, ты ври, да в чужих картах не спи!
- Я так, к слову. А сам-то что подглядываешь?
Дуновением ветра карты на столе перемешались, и Подглядывающим
ничего не оставалось, как начать новую игру. Но струя теплого воздуха
становилась все горячее. Раскаленный шар, точно магнит, притягивал к себе, и
послушные ноги повиновались. Что я вижу? Наша Земля, но не зеленая, какой ее мы
представляем и даже не голубая, а темно-красная, с червоточинкой…
Ангел
с трубой:
- Пусть взгляд многих только скользит и почти не
останавливается на мне, но я образ и подобие…
Подглядывающие:
- Недорисованный, тебя тут никто и не спрашивает! Не по
твою душу речь.
Античная голова:
- И все же я вынужден вмешаться.
Влюбленные:
- Ну вот, опять на полчаса.
Античная голова:
- Буду краток. «Все идеальное, все закономерное, все
целенаправленное является такого рода художественным построением, в сравнении с
которым материальная осуществленность есть уже дело вторичное и
непринципиальное»,- так говорил
Аристотель.
Красное и черное:
- Он
хочет сказать, что высшая красота находится в сфере духа, а телесность ничто? (побрякивая
на лире, скелет ухмыльнулся)
- Да нет же, он говорит, что соразмерность формы ее
содержанию – вот, что истинная красота! (широко расправив плечи, красный
надулся так, что пространство картины заметно увеличилось). Тогда мы с тобой
есть идеал, смерть!
- О да, мой повелитель!- лебезя, шептал скелет. – Что как
не жизнь, война и смерть достойны черного, красного и
белого! Какое сочетание, какая смелость, какая сила!
Тонкая струя дыма, появившаяся из
ниоткуда, просочилась под ногой красного. Она не то,
чтобы разделила говоривших, эта белая лента была между ними точно шлейф,
покрывающий обоих и неизменно сопровождавший их появление. Запах тлена достиг
моего носа.
- У сильных – власть! Только тот
способен выжить в современном мире, у кого власть над людьми, над их умами и
сердцами.
- А что занимает людские умы?
- Деньги!
- А для чего им деньги?
- Чтобы тешить свою плоть, чтоб продлить жизнь
- Или…(задыхаясь от восторга) или облегчить смерть!!!
- Кто как не мы способны одним только видом смирить и
подчинить человека себе, заставить задуматься над настоящим и попытаться
изменить его. Кровь или тлен. Другого не дано.
Холодный пот выступил на моем лбу. Слушать их я больше не
могла. К тому же некоторое время назад монотонный звук привлек мой слух. Еще
мгновение, и я отчетливо расслышала скрип старого колеса. Кажется, он доносился из картины справа. А, вот и
виновники шума! Вдалеке показалась группа людей, нагруженных авоськами и
мешками. Вскоре стали различимы и их голоса.
Беженцы:
- Мама, скоро мы придем?
- Маленький, посмотри, как далеко ушел папа, мы его
должны догнать, тогда он возьмет тебя на руки.
- Я устал.
- Движение – жизнь! Стоит немного остановиться, как ты
можешь упустить самое главное. Потерпи!
- Я устал.
- Послушай, я расскажу тебе сказку. Давным-давно жил на
Земле мальчик. Не было у него ни папы, ни мамы. Только ветер, солнце и песок
были его друзьями. Каждый день мальчик проходил несколько земель, чтобы найти
то место, где его примут как родного, будут любить и заботиться о нем. И вот
однажды, отдыхая после длительного перехода, он увидел в небе яркий свет. И
голос свыше сказал ему: встань, возьми одежду свою и ступай в Хабез. Там ты
найдешь то, что искал. Долго ли коротко ли шел он – не известно. Правда, люди
говорят, что отыскал он то место на земле, где обрел
любовь и счастье. Аллах наградил его за усердие талантом. Мальчик стал художником!
Вот, когда пригодился его жизненный опыт, а повидал он много и перечувствовал
много. Вот, когда он смог на холсте передавать свои переживания и чувства. Его
картины дышали зноем, пахли прелой травой или дождевой свежестью. Они излучали
такое тепло, что всякий подходящий к ней мог согреться.
- Мама, я тоже буду художником. Я нарисую большое синее
небо, красивые дома, белый горячий песок, тебя, папу, Адилю и меня.
Голоса уходящих становились все
тише, пока совсем не исчезли. Резкий запах овечьей шкуры и вновь разгоревшийся спор нарушили мое
уединение и созерцание. Голос беженки был так безмятежен и тих, что я
заслушалась рассказом и совсем позабыла,
где нахожусь. Так прогулка по художественной выставке постепенно превращалась в прению. Интересно, что ждет меня дальше?
Золотое
руно:
- Можно и за карандашом разглядеть нечто большее, чем абрис.
Персонаж:
- Чья бы корова мычала, а твоя б баранья башка, молчала!
Золотое руно:
- Мои глаза закрыты, но слух настолько тонок, что с
легкостью определит, чья острота в мой адрес летит. Персонаж, мне по нраву другая
твоя роль. Вспомни о своей совести, что до сих пор дремлет! Она не может не
увидеть света, что идет изнутри картины. По обложке не суди! Забыл такую
истину?
Персонаж:
- Так у тебя ж внутренностей тоже нет!
Полюбуйся лучше на меня. Какая осанка, какая расцветка, какая насыщенность.
Золотое руно:
- Разве красота тела может сравниться с красотой духа?
Персонаж:
- Боже, какой ты нудный! Заладил то же да потому же. Не
могу больше этого выносить. Я затыкаю уши.
Под звуки «Свадебного марша» в диалог вступили новые
лица.
Молодожены (Совет да любовь!):
- Сколько шума из ничего? Что вы сравниваете кобылу с
яблоком?
-
Точно, Марусь! А-ну!
Отставить шуточки и марш драить палубу!
Персонаж:
- Ты свои плоские матросские сам
отставь! А не то… Понял?
Моряк:
- У матросов нет вопросов!
Персонаж:
- А вот если не замолчишь, то проблемы будут!
Невеста:
- Что же это делается, люди добрые! Почто вы такие злые
стали? Мы же дети одного художника и не должно нам между собой ссориться.
Персонаж:
-
«Совет да любовь» не на каждом написано. Вот я, например, именуюсь Персонаж, и
оттенков во мне ровно столько, сколько черт и характеров в мире. Были бы все
добренькие да правильные, разве интересно б жить было?
Сильный свет заставил меня зажмуриться. Глазам своим не
верю! Это один из главных ангелов, возвестивший Марие:
«Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою»! В нем нет ничего от величия, от
знаменования славы Всевышнего. Зато в нем есть чистота и свобода от всякого
греха и порока.
Гавриил:
- Ты думаешь, сейчас все строится только на интересе?
Персонаж:
- На чем же еще?
Гавриил:
- И люди только ради интереса ходят на выставки, и
творчество для них всего лишь любопытное явление?
Персонаж:
- Само собой!
Гавриил:
- «Творческое откровение
человека есть продолжающееся и завершающееся откровение Христа – Абсолютного
Человека». И, по-моему, нужно
смотреть глубже, чем холст и масло, нанесенное на него. Золотое руно право в
том, что мы – нарисованные изображения – ничего бы не стоили, коли не было в нас внутренней (духовной) составляющей. Наш
создатель – творец! А мы – зеркало, отражающее мир под углом его зрения.
Портрет:
Мы уникальны, таких больше нет!
Студент (Завтра экзамен):
- Мы всего лишь копии жизни, прошедши
сквозь призму фантазии художника.
Портрет:
- «Живопись спорит и соревнуется с
природой» - так говорил великий Леонардо да Винчи. Значит, мы не
равнозначны природе, и, конечно, появились не для того, чтобы копировать ее.
Как, скажи на милость, можно скопировать того, кого никогда не встречал?
Студент:
- Учебники тогда на что писаны?
Прочитаешь, узнаешь, представишь – нарисуешь, не мудрствуя лукаво.
Юдифь с головой Олоферна:
-Молодые люди, как вы думаете, у нашего творца есть любимые
картины?
Студент:
- Он же человек, конечно, есть! Между прочим, в выборе
техники он не оригинален, и диктатура натуры остается.
Юдифь с головой Олоферна:
- Я давно замечала, что он как-то особенно нежно смотрит
в мою сторону.
Портрет:
- Тебе показалось. Одна из последних его работ – это я. Я
ближе к тому, что его волнует сейчас.
Юдифь с головой Олоферна:
- Но что ты собой представляешь? И что от тебя пользы? Ты
не понятен большинству. Вот я – другое дело. Исторический сюжет…
Портрет:
- Ясен да не прост. Где драматизм, где героизм, где
осознание подвига? Ты умиротворенная донельзя! Я же создан для элиты, только она по
достоинству может оценить меня.
Прения могли продолжаться бесконечно, но тут я оказалась
в самом центре зала. Здесь стоял сам автор работ – Александр Данилов. За его
спиной находилось то, чего я так долго ждала. Картина, которая сказала о
главном и открыла мне глаза на творчество этого художника.
Вот
речь картины.
Эндшпиль (Апокалипсис):
- Послушайте вы, все! Да, мы абсолютно разные, Ангел не
похож на Матроса, а студент на Персонажа не похож, но посмотрите друг другу в
глаза. Вы ничего не замечаете?
…..(небольшое шушуканье и перемиги…)
Мы глядим на мир одними глазами. И это взгляд нашего
творца, художника! Он переменчив, он неповторим в каждое следующее мгновение,
но суть его не меняется.
Мы контрастные
и гармоничны, мы задиристые и мягкие, мы радостные и грустные, чувственные и
скромные одновременно. Мы дышим современностью, но стоим одной ногой на краю
вечности. Каждый, кто нас видит, открывает для себя с новой стороны, но одну
вселенную, созданную одним творцом.
После увиденного и услышанного за вечер я начала
сомневаться, был ли в моем бокале сок или нечто другое. Но, что бы там ни было, я благодарна творениям за их эмоциональный
рассказ. И это настоящий праздник для творца, видеть и чувствовать, как твои
творения оживают всякий раз, когда на них обращен внимательный взгляд.
Семенова Елена, 2 курс
|