Всё, кроме скучного.
Скучно ли быть
музыковедом? Что кроется за многочасовыми занятиями теорией музыки -
диктантами, цифровками, сольфеджированием,
задачами по гармонии, анализом музыкальных произведений
и т.д.?.. Ответы на эти и многие другие вопросы знают знают участники Всероссийской олимпиады музыковедов и
дирижеров хора - учащихся музыкальных
колледжей и училищ. Олимпиада проходила
с 16-30 марта в Нижегородской консерватории
и в ее многоголосье вплелись голоса юных виртуозов – участников
заключительного тура двух конкурсов: Первого всероссийского конкурса
исполнителей на струнных инструментах и Регионального конкурса исполнителей на
народных инструментах.
Вот уже на протяжении
двенадцати лет, в Нижегородской консерватории собираются молодые и талантливые, неравнодушные
музыканты, для того, чтобы попробовать свои силы среди единомышленников. Все
они уже являются победителями отборочного тура Олимпиады и теперь готовы
побороться за первые места в финале марафона. Для всех этот конкурс - очень важное событие в жизни. Для кого-то –
это возможность испытать себя на более высоком уровне, для кого-то – стимул для
дальнейшего роста, а для кого-то – гарантированное поступление в консерваторию.
Но самое главное то, что все участники смогут получить бесценный
профессиональный опыт.
Олимпиада является очень значимым и
статусным мероприятием, ведь она входит в перечень 77 всероссийских Олимпиад,
утверждённых министерством образования РФ и «Российским союзом ректоров». На
открытии праздника организатор
Олимпиады, проректор ННГК Т.Б. Сиднева уточнила: «Консерватория третий раз
подряд выигрывает конкурс на право проведения Олимпиады среди музыкальных
специальных средних учебных заведений. Всего в Олимпиаде приняло участие 1265
человек из 24 регионов РФ. Победители
первых двух туров приехали к нам для
участия в заключительном туре - это 43
музыковеда и 30 дирижёров».
В состав
жюри вошли ведущие музыковеды Нижегородской консерватории: требуется перечислить поименно и назвать
гостей - профессора В.Б. Валькова из РАМ им. Гнесиных
и Т.Ф. Малышева (Саратовская консерватория), а так же преподаватели из музыкальных училищ и
колледжей. Председателем жюри в младшей
группе конкурсантов стал профессор
ННГК В.М.Цендровский,
а в старшей - профессор ННГК В.Н.Сыров.
Специально для этого конкурса была разработана новая система судейства,
способствующая наиболее объективной оценке участников. Каждый член жюри
голосовал независимо от других. А шестибальная шкала
не вызывала ассоциаций со школьными оценками. Профессор Владимир МихайловичЦендровский - председатель жюри, заведующий кафедрой теории
музыки - неоднократно повторял, что не стоит расценивать эту Олимпиаду как ещё
один экзамен. «Это не академическое, не учебное, а творческое событие; не
проверка знаний, а диагностика творческих качеств».
Три дня были насыщены творческим горением и
полётом фантазии, яркими впечатлениями и неожиданными откровениями. Об
этом наш репортаж.
Первый день. Решительный старт.
Одна
из самых просторных аудиторий Нижегородской консерватории постепенно заполняется
участниками и гостями Олимпиады. Ожидание, томление, предвкушение – всё это
незримо витает в воздухе, отражая настроение присутствующих. Многие из них не
знакомы друг с другом, что не удивительно, ведь здесь собрались учащиеся из 16 городов России. Преподаватели, которые
привезли своих подопечных, дают им последние наставления, подбадривают, но
волнуются не менее самих конкурсантов.
Торжественное открытие начинается с фильма о прошедшей в 2010 году Олимпиаде юных
музыковедов, созданном в ННГК на кафедре прикладного музыковедения ФДО. Этот небольшой экскурс в историю
позволяет нынешним конкурсантам представить
ход будущего марафона, а кроме того
оценить работу студентов - журналистов, увидеть просветительскую
перспективу музыковедческой профессии.
До
последнего момента конкурсанты не знают того, что для них подготовили
организаторы. Каждое из заданий станет для участников полной
неожиданностью.
Первое конкурсное испытание -
письменная работа в жанре эссе на заданную тему. Участникам старшей группы
предлагается дать оценку утверждению композитора В.И.Мартынова о конце «времени
композиторов». Согласиться или опровергнуть - музыковед должен аргументировать
свою позицию. Похожее
задание дано и в младшей группе: здесь размышляют
над смыслом музыкальной терминологии. А именно – почему такое общефилософское
понятие как «гармония» исторически прикрепилось в музыке к созвучию? Простые, на
первый взгляд, вопросы стали настоящим испытанием для конкурсантов. Многие участники
признаются, что такое задание стало для них настоящей неожиданностью.
«Размышление в жанре
эссе – это что-то новенькое. Мы привыкли анализировать произведения,
рассказывать про них, изучать биографии и творчество композиторов. А здесь нас
попросили отстоять свою точку зрения. Это не так уж и просто, зато намного
интереснее».
В
перерыве между конкурсными турами, по всей консерватории можно встретить
небольшие группы участников Олимпиады, которые с увлечением обсуждают не только
само задание, но и то, как каждый с ним справился. Порой даже возникают жаркие
споры - настоящая музыковедческая дискуссия. Не удивительно, что именно такая форма работы смогла воспламенить
конкурсантов, настроила их на дальнейшие испытания.
Второе задание для младшей группы заключается в том, чтобы отредактировать
мелодию А.Шёнберга - исправить шесть, заведомо сделанных ошибок в мелодии. Такой
своеобразный музыкальный диктант тоже пришёлся конкурсантам по вкусу. Несмотря
на то, что творчество Шёнберга изучается на последних курсах музыкального
училища, многие из юных музыкантов справились
с заданием довольно быстро.
«Нас не просили фиксировать каждый звук, как это бывает с
обычными диктантами, которые мы пишем на уроках сольфеджио. Здесь мы выступили
как редакторы уже готовой музыки – самого настоящего произведения. Это ещё
ответственней».
Тем временем, участники старшей группы выполняют
не менее оригинальное задание. Каждый из них импровизирует на фортепиано в
одном из предложенных на выбор стилей. Сложность заключается в том, чтобы без
подготовки исполнить целостное, выдержанное в едином духе, небольшое произведение,
которое проявит знания и умения конкурсантов в области гармонии, полифонии,
музыкальной стилистики и т.д. Кроме того, для успешного выступления необходимо
обладать быстрой реакцией, самоконтролем и остротой мышления. Наибольшей
популярностью пользуется романтический стиль, который, однако, мало кому
удаётся. В большинстве своём, такие импровизации представляют собой усреднённый
вариант современной эстрадной песни, с рыхлой фактурой и незатейливой мелодией
в неизменном ля-миноре. А вот - несколько
робких попыток импровизации в романсовом, хоральном, классическом и
старинном стилях, однако не все они совпадают с заявленной манерой исполнения.
Некоторые же участники буквально размыкают
нескончаемый поток романтических излияний, остановив свой выбор на нестандартных
и характерных
стилях. Людмила Сундукова из Владимира избирает испанскую
манеру. Острый ритм, выдержанное остинато, терпкие гармонии, ярко выраженная
фразировка, активная подача – всё это окрашивает её выступление в страстные
южные тона. Ее землячка Галина Ишина мпровизирует в «авангардном» стиле, представив «театр
одного актёра». Она использует не только клавиатуру рояля, но и его струны, подобно
арфе. Калейдоскоп сонористических созвучий
завораживающе наполняет всё пространство. Ощущение холодноватого оцепенения становится
ещё сильнее, когда Галина начинает декламировать стихи символистского
содержания…
Ксения Хусаинова из Кирова выбирает для своего
выступления эстрадно-джазовый стиль и прекрасно с ним справляется. Небольшая
пьеска, полностью выдержанная в духе негритянского фольклора, несомненно, становится
украшением всего конкурсного тура. Этот стиль как нельзя лучше отвечает специфике данного задания, ведь импровизация – самый важный компонент
джазовой музыки. Ёмко, лаконично, и со вкусом.
Вот и закончился второй тур Олимпиады,
участники уже не кажутся такими робкими и нерешительными как утром на открытии
мероприятия. Они бурно обмениваются эмоциями,
обсуждают выступления друг друга,
которые походили скорее на импровизационный концерт, нежели на конкурсное
прослушивание. Елена Наливаева из Костромского
музыкального областного колледжа делится с нами своими
впечатлениями:
«Сегодня был невероятно интересный и насыщенный день. Здесь
собралось много талантливых и интересных ребят. Мы уже пересекли экватор - пройдено
два тура конкурса, остался финал. Мне очень понравились сегодняшние задания. Я
люблю такие формы работы, где нужно размышлять, высказывать своё мнение. В этом
отношении первый тур для меня стал большим подарком. Часто бывает так, что во
время таких заданий я открываю для себя вещи, над которыми раньше не
задумывалась. Тема эссе была очень широкой, и было очень сложно ее раскрыть. Моментально
рождается множество мыслей, а они требуют времени для осмысления. Регламент же
висит как дамоклов меч. А ведь нужно выделить квинтэссенцию, предоставить
цепочку тезисов, примеров и доказательств, облачить содержание в красивую
литературную форму».
Согласна ли ты с Мартыновым?
«Нет. Композиторы были, есть и будут. Музыка – это система. После
того как в 20 веке распалась классическая гармония, каждый композитор стал работать
в собственной
системе, писать о своём. Но от этого он не перестаёт быть композитором, просто теперь
он движется в новом направлении. Я считаю, что когда-нибудь наше время будет считаться золотым или
серебряным веком в музыке. Что будет дальше – сложно предположить. Но эпоха
композиторов не завершена – это точно».
В прошлом году ты уже принимала участие в олимпиаде. Скажи, что
изменилось?
«О! В первый раз я приехала сюда с широко открытыми глазами,
не совсем понимала – что меня ожидает. Теперь я морально подготовлена к тому,
что всё будет непредсказуемо. Главное - быть готовой… к чему угодно (смеётся)».
На этом день для участников Олимпиады ещё не
закончен, ведь все они приглашены в Большой зал консерватории на концерт
органной музыки. Некоторые из конкурсантов сегодня впервые услышат «живое»
исполнение на органе, и они обсуждают это событие с нескрываемым восторгом и
даже высказывают предположения о том, какие произведения могут прозвучать. Но
расслабиться и хоть немного отвлечься от конкурса им вряд ли удастся, ведь
именно с концертом связано одно из заданий, которое им завтра предстоит
выполнить. Какое? А об этом ни кто не знает.
Второй день. Уверенной
поступью.
В младшей группе новый день начался с
импровизации на заданный ритм, в это время
старшие размышляют над двумя мастерскими
исполнениями вальса Ф. Шопена «cis-moll».
«Наверное, я не ошибусь, если скажу, что
Шопен для многих является одним из любимых композиторов. Лично я был очень рад
такому заданию. Всегда интересно слышать разные прочтения авторского текста и
сравнивать их со своими ощущениями музыки», – признается один из конкурсантов.
Финишная
прямая для многих участников стала возможностью вырваться вперёд. В младшей
группе с нетерпением ожидают последнего задания. Кто-то предположил, что сейчас
они будут тянуть билеты как на экзамене музыкальной литературы, но Владимир Михайлович
Цендровский предлагает вспомнить самое яркое музыкальное впечатление и
рассказать о нём. Такое задание может показаться элементарным. Однако очень
скоро стали проявляться все «подводные камни». Не каждое музыкальное событие
является выдающимся, и очень важно выбрать достойную тему для своего рассказа. Звучат
разные ответы:
«Я посетил концерт
Константина Лифшица…»
«Симфония Дворжака
«Из нового света» оставила неизгладимое впечатление»
«Каждый раз, когда
бываю в Москве, стараюсь побывать в Театре оперетты»
«Меня вдохновили импровизации А.Л. Маклыгина».
Некоторые конкурсанты
вспоминают:
«Когда я в первый раз села за фортепиано, я поняла, что хочу научиться
играть на этом короле музыкальных инструментов»
«В детском саду нам дали послушать «Времена года»
П.И.Чайковского. С тех пор – это моё любимое произведение».
Практически в каждом
выступлении встречаются курьёзные
высказывания, которые балансируют на грани анекдотических:
«Фортепиано и барабан
– это разные инструменты»
«…минорная музыка – более распространена в нашей местности»
«…к сожалению, о
Родионе Щедрине ничего не известно. Я надеюсь, что сегодня смогла внести свою
лепту в изучение его жизни и творчества»,
«…исполнитель играл
чётко, аккуратно, а главное наизусть!».
Задание не ограничивается рассказом о самом ярком музыкальном впечатлении.
Необходимо ещё ответить на вопросы, которые могут задать присутствующие. Здесь-то и проявляется дух
соревнования. Многие участники не упускают возможности поставить в трудное
положение своих конкурентов. Однако такая форма работы помогает выявить не только хорошие ответы, но
и меткие замечания конкурсантов, которые также оцениваются членами жюри.
Удивительно, но организаторы смогли из соревнования сделать настоящую
музыковедческую конференцию, где каждый участник после своего выступления не
абстрагируется от происходящего, а продолжает активно участвовать в работе. При
этом в аудитории царит доброжелательная и радушная атмосфера - конкурсная,
творческая и домашняя одновременно.
Преподаватель, секретарь жюри младшей
группы Сергей Сергеевич Попов делится впечатлениями:
«Олимпиада прошла очень
успешно! Думаю, для всех участие в ней – большая удача и бесценный опыт.
Ребятам представилась возможность «на других посмотреть и себя показать», а педагогам и членам жюри обменяться мнениями,
опытом… Человек развивается, лишь благодаря коммуникации. Многие ребята успели
подружиться. Новые творческие контакты – это же здорово! Успел заметить, что в
глазах участников и олимпиада и наша консерватория обрели несомненную
привлекательность.
Состязание направлено на поиск одаренных
ребят-музыкантов, на раскрытие их творческого потенциала, оно способствует
развитию музыковедческого дела. Мы помогаем стартовать новому поколению».
В Малом зале консерватории собираются
участники старшей группы. Ещё немного и интрига вчерашнего органного концерта
будет раскрыта. «Устное слово музыковеда» - так называется последний тур
олимпиады, в котором конкурсантам предстоит выступить в качестве музыкального
критика и высказать своё мнение о концерте. По сути – это рецензия в устной
форме. Такое задание даёт возможность выявить не только самостоятельность
мышления, чуткость и остроту слуха, общий кругозор, но и умение изъясняться,
говорить чётко и ясно, способность убеждать, отстаивать свою точку зрения. Все
эти качества присущи настоящему
музыковеду.
Выступления
участников различны. Многие из них ещё находятся под впечатлением от концерта,
отсюда - сбивчивая речь, переполненная эмоциями и восторженными отзывами. Кто-то
признается, что впервые услышал живое звучание органа, а кто-то проявляет себя как
настоящий знаток в данной сфере. Видно, что некоторые конкурсанты выбрали
весьма тактичную позицию – сдерживают себя в критике, сглаживают острые углы. Наряду
с «восторженными» и «дипломатичными» высказываниями звучат и довольно резкие:
«В программе концерта не было видно логики».
«Орган и джаз – две несовместимых вещи».
Однако
без твёрдых аргументов такие заявления не кажутся убедительными.
Людмила Сундукова
(Владимирский областной музыкальный колледж, 4 курс) рискнула вступить в
полемику с предыдущим участником: «Я не
вижу ничего странного в том, что мы на органном концерте услышали джазовую музыку.
В Америке, практически в каждой протестантской церкв,
органисты аккомпанируют хору, который задорно поёт свои духовные песни - Spirituals. Безусловно, это
афроамериканская традиция, но почему мы должны отказывать ей в праве на
существование?».
Закончились конкурсные прослушивания. Позади
четыре испытания олимпиады. Участники сделали всё, что от них зависело. Теперь
им остаётся ждать решения жюри. Одни конкурсанты признаются, что им хотелось бы
продолжить этот марафон, поскольку они только вошли во вкус, другие – уже не
прочь отдохнуть. «Эти два дня стали для
нас настоящим испытанием на прочность, – говорит участница старшей группы, - как профессионально, так и психологически.
Конечно, мы сильно устали. Но это приятное ощущение – чувство исполненного
долга. Я думаю, что каждый из нас смог реально оценить свои силы, сравнить себя
с другими».
Третий день. Итоги Радуют.
Настал кульминационный
момент - подведение итогов. С уверенностью можно сказать, что все участники Олимпиады
уже являются победителями, ведь на мероприятия подобного уровня приезжают
только лучшие студенты, прошедшие предварительный отбор в своих училищах. Здесь
им предложили нестандартные, неакадемические
задания, рассчитанные не просто на прилежного
учащегося колледжа, который прилежно выполняет необходимый учебный план, а на
любознательного, пытливого и творческого человека.
Все
задания были засекречены. Это - одно из
главных условий Всероссийской Олимпиады. Даже не все члены жюри знали, с чем же
предстоит столкнуться конкурсантам. Если бы тайну рассекретили, олимпиада
выявляла бы не самых талантливых, творческих и умных ребят, а тех, кто просто
лучше подготовился к конкретному испытанию. Каждый из присутствующих это
прекрасно понимает, и тем ценнее становится победа в этом открытом и
справедливом конкурсе.
Об итогах Олимпиады
говорит Эдуард Борисович Фертельмейстер - ректор Нижегородской консерватории,
профессор, народный артист РФ, председатель оргкомитета праздника:
«Эта Олимпиада далеко не первая, но
на мой взгляд – самая продуктивная. Её результаты не просто радуют, они
окрыляют. Сегодня в нашем общем деле появляются новые возможности, открываются
неизведанные горизонты для развития музыковедческой науки. Наша консерватория
стремится идти вперёд и имеет возможность зачисления в консерваторию
победителей Олимпиады без вступительных экзаменов и ЕГЭ. Это не только забота о
наших будущих кадрах, прежде всего, это проба сил каждого из вас в выбранной
профессии…».
Вся церемония награждения буквально пропитана
радостной и торжественной атмосферой. На взволнованных лицах участников можно
прочесть нетерпение, ожидание, а у некоторых - и предвкушение. Грамотами и благодарственными
письмами награждаются музыкальные училища и колледжи за подготовку студентов к
Олимпиаде, а также педагоги, которые входили в состав жюри. Помимо призеров в
общем зачете, жюри отмечает победителей в отдельных номинациях, тех, кто лучше
всех справился с конкретным заданием, а именно: «Музыковедческое эссе», «Устное
слово музыковеда», «Редактирование нотного текста», «Импровизация на
фортепиано», «Письменная аналитическая работа». Лидирующее место по количеству
наград заняла Ишина Марина (Самарское музыкальное
училище, 4 курс), которая победила в трёх номинациях!
Призовые места разделили несколько участников. Действительно, нелегко пришлось судейской коллегии, ведь
нужно было выделить лучших из лучших. Под аплодисменты
присутствующих, лауреаты Олимпиады шествуют по своей «красной ковровой дорожке»
триумфа. Вот он - заветный диплом - результат таланта и труда.
Победители:
Младшая
группа:
Диплом 1
степени
– Петров Александр (Самара), Суворкин Светослав (Нижний Новгород).
Диплом 2
степени
– Михайлова Маргарита (Тула), Полякова Елена (Кострома).
Диплом 3
степени
– Валеева Эльвира (Саранск), Сафарова Виктория (Ярославль).
Старшая
группа:
Диплом 1
степени
– Ишина Марина (Самара), Шикина
Галина (Владимир).
Диплом 2
степени
– Сундукова Людмила (Владимир), Наливаева
Елена (Кострома), Тихомирова Анастасия (Владимир).
Диплом 3
степени
– Гаркуша Мария (Владимир), Суворкина Екатерина
(Нижний Новгород), Хусаинова Ксения (Киров).
Закончилась Олимпиада. Многие участники
признались, что за эти дни они эмоционально выложились на все сто процентов. В
воздухе повис немой вопрос – а что будет дальше? Ответ очевиден. Столь заинтересованные
и неравнодушные люди уже не смогут
остановиться. Ведь музыковедение – это особый мир, где есть всё, кроме скучного. Стоит единожды соприкоснуться с тайнами этой профессии, и она становится образом жизни, а осознание
того, что ты занимаешься делом любимым,
подвластным не каждому – делает выбранный путь ещё более привлекательным.
Березина Алина Олеговна (Владимирский областной музыкальный
колледж, преподаватель):
«Олимпиады, проводимые Нижегородской консерваторией, всегда отличаются живой и творческой
атмосферой. Мои студенты столкнулись с непривычными заданиями, которые требуют
проявления нестандартных решений, умения работать в стрессовой ситуации. От
ребят потребовалась большая выдержка, некоторые из них даже плакали вечерами,
но утром собирались с
силами и увлеченно окунались
в это соревнование. Я очень рада, что они смогли проявить себя на достойном
уровне».
Председатель жюри Цендровский Владимир Михайлович:
«Наша установка – сделать не школярское, а творческое
мероприятие. Мы давали такие задания, которые им пригодятся в дальнейшей
музыковедческой практике. В своих учебных заведениях их учат писать диктанты,
решать гармонические задачки, играть модуляции, чисто интонировать, и многому
другому. Всё это – повседневная, рутинная работа, которая является не целью, а
средством всестороннего развития музыканта. Мы старались создать творческую
атмосферу, где каждый сможет проявить себя как музыкант».
Насколько хорошо
конкурсанты справились с заданиями?
В целом, они показали достойный
уровень. Кто-то справился лучше в одном конкурсе, кто-то в другом. Кто-то
говорит лучше, артистичнее, у кого-то слух более развит. Но как показывает
практика, побеждают разносторонне развитые и подготовленные ребята, стабильно
преодолевшие все конкурсы без провалов.
Очень порадовали
яркие ответы. Убедителен был Суворкин Святослав
(Нижегородский музыкальный колледж, 1 курс, отделение струнных инструментов). Его
впечатлил органный концерт, в котором выступала Мария Мохова. Чувствовалось,
что для него это событие стало настоящим праздником. Говорил он эмоционально, с
удовольствием, даже цитировал стихи собственного сочинения, которые написал
сразу после этого концерта.
Некоторые участники норовили уйти от вопроса, отделаться
чем-то окольным. Не каждый решался взять на себя ответственность раскрыть саму
сердцевину проблемы. Это такой бессознательный инстинкт самосохранения. Ещё
один недостаток – неумение говорить. Плохая дикция, слабая артикуляция – всё
это отнимает балы у выступающих. Их не интересно
слушать. Мы видим, что сейчас наступил кризис языковой культуры и проявляется
он, с одной стороны, в неумении без бумажки сформулировать мысль, с другой – в неспособности
её выговорить. Такая «тихая читка вслух» - проблема многих музыковедов, на
выступлениях которых, слушатели вынуждены терпеливо засыпать.
Расскажите о том, как
участники проявили себя в письменных заданиях?
- Задание звучит так – «Почему мы именно аккордику
(созвучие) называем гармонией, а не другие музыкальные сферы?» К примеру, если
понимать гармонию как воплощение красоты, то почему в таком случае мы обделяем
мелодию или ритм, разве в них нет красоты? Как вы считаете – это удивительно
или закономерно? Нужны ли тут реформы? Многие попались на эту уловку. Кто-то
написал, о том, что мелодия главенствует в музыке, поэтому её нужно называть
гармонией. Кто-то опять-таки мастерски уклонялся от ответа, исписав два листа мелким почерком. И только некоторые
подбирались к сердцевине вопроса. Но никто так и не сказал, что музыка – это
искусство звуков разной высоты, которые организуют мысль в одновременности.
Гармония – это концентрат, имеющий колоссальную силу воздействия. А мелодия –
это уже «разбавленный спирт», она даёт звуки в рассечении. Именно созвучие выступает
как концентрированное выражение звуковысотности.
Такой вопрос требует эстетико-философского подхода. Нам было важно проследить,
как формируется мысль, логика ответа участников. Но главное то, что подобные
вопросы будоражат сознание, заставляют размышлять.
Как участники восприняли
задание о редактировании мелодия Шёнберга?
- Творчество этого композитора не изучается на первых курсах
музыкального училища, поэтому такое испытание могло вызвать определённые
сложности. Однако конкурсантам оно понравилось. Перед проигрыванием мелодии я
назвал произведение «Из книги висячих садов», и предупредил, что они должны
найти шесть специально допущенных ошибок. Такой диктант «шиворот-навыворот»
намного интереснее обыкновенного, и конкурсанты с удовольствием включились в
нашу игру. Некоторые начали исправлять правильную мелодию Шёнберга, сочиняя
свою музыку. Но в целом - справились практически все.
По ходу выполнения конкурсных заданий выявилась такая
тенденция - многие «слухачи», те, кто прекрасно справился с нашим диктантом, не
смогли проявить себя в гуманитарной сфере, это им давалось сложнее. Сейчас
неизвестно, кем они станут в дальнейшем. Возможно, они выберут для себя
конкретную специализацию, в которой будут чувствовать себя комфортно. Но это
уже не мало, ведь не каждому дано быть хорошим сольфеджистом.
Многие ребята достойно выступили с импровизациями на
заданный ритм. Некоторые даже не стали ограничиваться только мелодией,
присоединяли фактуру, были даже попытки исполнения в стиле. Если в эссе
участникам предлагалось размышлять в письменной форме, а в задании о самом ярком музыкальном
впечатлении – в устной, то здесь они говорили на языке музыки, а именно
проверялось их умение излагать музыкальную мысль. А специфика жанра
импровизации выявляла ещё и личностные качества – способность мобилизоваться,
проявить свои навыки и умения в стрессовой ситуации. Те, кто отпустили свою
фантазию, дали ей разгуляться, не стали сковывать себя формулами и структурами
– смогли убедительно выступить. Это как у Фета: «не знаю сам, что буду петь, но
только песня зреет». В этом и
заключается специфика импровизации.
Участники младшей группы
сейчас находятся в очень хрупком возрасте, они только начинают проникать в
тайны профессии. Чем для них является эта Олимпиада?
Олимпиада – это вхождение в новый мир. В своих учебных
заведениях их учат «читать-писать», а здесь они «думали», выступали как
настоящие музыковеды. Многие из участников взяли эту высоту. Само осознание
того, что они справились, даёт стимул для дальнейшего развития. Никакими
диктантами такого эффекта не достичь.
Председатель жюри старшей группы Сыров Валерий Николаевич.
Какова
была атмосфера Олимпиады? Чувствовался ли в ней дух соревнования, конкуренции?
За двадцать с лишним лет
проведения наших олимпиад сложились определенные традиции, особая атмосфера
творческой состязательности. Созданы все условия, чтобы конкурсанты реализовали
свои таланты и способности в полной мере. Реализовали, прежде всего, в честной
борьбе. И жюри было нацелено на это, оно работало слаженно и четко, обсуждения
проходили принципиально, выступления оценивались объективно. Педагоги училищ,
которые входили в жюри, получили много, поучаствовав в этих обсуждениях.
Кстати, в жюри работали и приглашенные профессора из других российских
консерваторий – это также стало хорошей традицией.
Вы
однажды говорили, что каждая олимпиада приносит новые впечатления. Что удивило
вас в этот раз?
Ну, прежде всего,
количество участников – около сорока человек в двух группах. Такого еще не
бывало. Наряду с этим, порадовал стабильно высокий творческий и
профессиональный уровень. Вдохновляли молодые одухотворенные лица, горящие
глаза. Многие воспринимали Олимпиаду как настоящее творческое событие.
Переживали как праздник. А это многого стоит. Вот почему подобные проекты нужно
обязательно продолжать и совершенствовать. В них - наша надежда на будущее.
Какие
задания оказались более выигрышными, а какие менее?
Сложным для конкурсантов
стал первый тур – музыковедческое эссе на тему «Прав ли Владимир Мартынов,
говоря о конце «времени композиторов»? Многие были не готовы размышлять на эту
тему. Хотя актуальность ее не вызывает сомнений. Она у всех на устах.
Большинство, как показалось, просто были незнакомы с книгой Мартынова или хотя
бы ее содержанием. Кто-то пытался «выехать» на гипотетических рассуждениях о
судьбе современного композитора вообще. А получались общие фразы.
А
с какими заданиями конкурсанты справились успешно?
Более убедительной была
письменная аналитическая работа «Сравнение двух интерпретаций Вальса до диез минор Шопена (в исполнении
Сергея Рахманинова и Артура Рубинштейна)». Видимо свою роль сыграл исходный
яркий музыкальный материал и гениальное исполнение великих пианистов. Многие
участники продемонстрировали проникновение в этот материал, тонкую музыкальность,
аналитические навыки и умение сравнивать и сопоставлять. Порадовали и две
устные номинации – импровизация на фортепиано в избранном стиле и критическое
высказывание о прослушанном концерте (участникам был предложен концерт
органиста А.Бардина, который состоялся накануне). Среди импровизаций выделялись
те, которые не были привязаны к академическому древу. Так прозвучали
импровизации в авангардном, минималистском, джазовом, испанском стилях, пусть и
не столь отточенные, но живые. Попытки же воссоздания романтического стиля – а
большинство пошло по этому легкому пути – оказались менее удачными и легко
скатывались в слащавую салонность
и сентиментальность. Путь этот на самом деле оказался очень трудным.
А
самые распространенные недостатки?
Не все «олимпийцы»
сумели преодолеть волнение, неуверенность в себе. Ведь в чем заключается
проблема? На тебе лежит большая ответственность, ты представляешь свой родной
город, родной колледж, педагоги смотрят на тебя с надеждой, ты должен победить
или хотя бы стать призером… И с этим стрессом не все
справились - особенно третьекурсники, многие из которых приехали на Олимпиаду
впервые, не имея надлежащей психологической закалки. Ну, а четверокурсники, в
большинстве своем уже освоившиеся на нижегородских ристалищах, демонстрировали
прекрасные результаты. Практически, все победители и призеры нынешней Олимпиады
– четверокурсники. И мы очень надеемся, что они придут учиться в нашу
консерваторию. Двери для них открыты.
Как
вы оцениваете общий уровень подготовки конкурсантов?
Он разный. Но в целом - высокий. Среди победителей выделялись команды Владимирского
и Нижегородского колледжей. Особенно порадовали владимирцы
- они увезли с собой наибольшее количество наград и дипломов. Были также
хорошие ребята из Самары, Кирова, Костромы.
Если
сравнить эту Олимпиаду с предыдущими - что изменилось?
И какова общая тенденция олимпиадного движения?
Уже несколько лет Олимпиада
имеет статус Всероссийской. Нижегородская
консерватория - единственная в нашей
стране - реализует подобный масштабный
проект. Нас, организаторов, это радует, хотя и ко многому обязывает. С каждым
годом становится все сложнее и сложнее найти свежие идеи для заданий – ведь они
не должны повторяться! Но, я думаю, кризис нам не грозит, и ставка на
творческий подход, высокий профессионализм, многопрофильность
помогут поддержать эту высокую планку и в дальнейшем.
Людмила Сироткина.
|