В поисках себя
Как далеко мы готовы
зайти ради достижения заветной цели? На какие поступки способны, когда решается
«быть или не быть»? Дарен Аронофски в каждой своей киноленте размышляет на эту
тему. Американский режиссер показывает жизненные истории людей, которые
в переломный момент должны принять судьбоносное решение. Не стал исключением и
новый фильм - «Чёрный лебедь».
Герои Аронофски
– личности яркие и незаурядные. Все они
талантливы - каждый в своей сфере – и все увлечены некоей высшей идеей,
способной сделать их и (или) других людей счастливее. Так, талантливый
математик Макс Коэн («Пи»), на
протяжении многих лет пытается найти и расшифровать универсальный цифровой код,
зная который, человек приобретает неограниченную власть над миром. Испанский
конкистадор отправляется на поиски Древа Жизни, а врач-онколог ищет лекарство
от рака, для того чтобы излечить свою супругу («Фонтан»). Престарелый рестлер, бывший король ринга, Рэнди Робинсон,
карьера которого на излёте, после неудачных попыток начать новую жизнь,
готовится к своему последнему звёздному выступлению («Рестлер»).
Начинающий дизайнер Мэрион («Реквием по мечте») мечтает
открыть магазин модной одежды. Она видит в этом надежду на спокойствие и счастье, возможность скрыться от жестокостей жизни. Наконец, молодая балерина - героиня новой картины, стремящаяся к
совершенству, желает исполнить свою самую заветную роль - партию Белого лебедя.
Однако, на пути к достижению цели, все они сталкиваются с внешними и внутренними
преградами, которые от каждого из них требуют определённой жертвы. Аронофски
показывает людей зависимых, от чего бы то ни было. И если в «Реквиеме по мечте»
к саморазрушению личности приводят наркотики, то в других картинах показана
зависимость человека от своего таланта и
предназначения. Живая легенда, рестлер по кличке «Таран», несмотря на перенесённый инфаркт
и операцию на сердце, вновь возвращается на ринг – другой жизни у него быть не
может. Гениальный математик повинуется цифрам, которые постоянно крутятся у него в
голове. Он не может думать ни о чём другом, пока не найдёт разгадку шифра
мироздания. А балерина, одержимая мыслями о совершенстве, становится заложницей
собственной идеи-фикс. Все они готовы работать на износ и не могут жить
по-другому. Полная самоотдача и поглощенность профессией - их наркотик, который,
при передозировке, приводит к психологической дисгармонии и физической боли. Изнурительные
тренировки и перегрузки балерины; отказывающее сердце и изношенные суставы рестлера; постоянные головные боли математика, которые то и
дело заглушаются таблетками – всё это становится тревожным сигналом, требующим
передышки или остановки. Каждый из них, переступая этот порог, начинает вести
борьбу с самим собой, поле боя переносится из внешнего пространства во
внутреннее. Решение проблемы заключается в том, чтобы идти до конца - к желанной цели и дорого за это заплатить, или
же остановиться на половине пути с чувством неудовлетворённости.
В каждой из
картин Аронофски на весах человеческого выбора балансируют
жизнь и смерть. В «Фонтане» главный герой обретает бессмертие, но вечная жизнь
после потери супруги оказывается ненужной. Четверо главных героев из фильма
«Реквием по мечте» не умирают физически, однако, опустившись на самое дно, они
вряд ли уже смогут оттуда подняться. Неминуемый закат жизни становится их
единственным избавлением, поскольку от человеческого облика осталась лишь оболочка. Привыкший к славе и
громким победам, рестлер не желает остаток дней провести больным и никому
ненужным стариком. Поэтому он принимает бой от своего давнего соперника, зная,
что он будет для него последним. Находящийся на грани безумия математик должен
сделать решающий выбор между порядком и хаосом, святостью и дьявольщиной, мудростью
и невежеством и решить: способен ли он совладать с могущественной силой,
которую пробудил его гениальный разум. В очередном припадке мигрени он решается
окончить жизнь самоубийством. Но в
результате неудавшейся попытки, он просто теряет свой дар и теперь может жить –
как все. Таким образом, приходит избавление от зависимости.
Наиболее рельефно и
психологически тонко этот баланс между жизнью и смертью воплощён в последней
картине режиссёра «Чёрный лебедь». Главная героиня Нина (Натали Портман), мечтает стать королевой лебедей в новом театральном
сезоне, который открывается постановкой «Лебединого озера». По замыслу руководителя балетной труппы (Венсан Кассель), партии Белого и
Чёрного лебедей должна танцевать одна балерина. Но кто сможет справиться этой
ролью? Нина - юная, хрупкая и ранимая девушка, воплощение чистоты и невинности.
Именно поэтому партия Одетты получается у нее просто великолепно, а вот с ролью
Одиллии явные проблемы, потому что раскрыть тёмную сторону своей героини ей не
удаётся. Интересной режиссёрской находкой становится наслоение сюжета спектакля
на реальную жизнь. В фильме, на пути Нины
к счастью и достижению заветной цели становится другая балерина – смелая и
развязная, решительная и привлекательная Лили (Мила Кунис)
– типичная Одиллия. В ней есть всё то, что требуют от Нины.
В этой картине
очень тонко прописана внутренняя борьба главной героини, которая стремится к
совершенству. И Аронофски здесь поднимает важный
вопрос о том, как человек искусства (актёр, певец, балерина) вживается в роль,
насколько точно он видит своего героя.
Режиссеру удалось ярко и безжалостно показать полное слияние артиста с воплощаемым им
персонажем и одержимость идеей, способной разрушить человека.
Постепенно
Нина начинает словно бы врастать в образ Чёрного лебедя, или же это лебедь
вселяется в неё во время галлюцинаций. Ирреальное - то, что происходит в её душе,
становится насущным и определяет весь ход событий. Ранее крайне скованная и
рациональная, Нина начинает ощущать свои
животные инстинкты, которые толкают её на решительные поступки. И когда, в
перерыве между исполнением партий Одетты и Одиллии, она видит в своей гримёрной
соперницу, которая переодевается в её костюм и готовится выйти на сцену вместо
неё, Нина, не раздумывая, бросается в драку и закалывает конкурентку осколком зеркала.
Только теперь в ней проснулся настоящий Чёрный лебедь, который не упустит
своего. Блестяще исполнив партию Одиллии, покорив не только зрителей, но и
труппу, она стала настоящей королевой лебедей. Но, когда Нина готовится к
финальному выходу, к ней с
поздравлениями входит та самая Лили – живая и невредимая. Убийство оказалось
лишь бредом воспалённого сознания. Последний выход на сцену, бурные овации
влюблённой публики, прощальный взгляд и… смерть, как по сюжету балета, так и
фильма. Упав на матрасы, Нина на выдохе произнесла: «Я познала совершенство», а
окружившие её танцоры увидели багровое пятно, расплывающееся на белоснежном
костюме. Так, режиссёр выделяет главную мысль картины о том, что в каждом из
нас есть как светлая, так и тёмная стороны, которые проявляются в различных
жизненных ситуациях, в зависимости от нашего выбора. Во время своих
галлюцинаций, Нина убила вовсе не коварную соперницу, а часть себя, познав
которую, она уже не может жить дальше. Нина, как и Белый лебедь, обретает
свободу лишь в смерти.
Важно отметить, что в
фильме нет «злых» персонажей. Единственный человек, с кем борется главная
героиня – это она сама. Однако противоречия, раздирающие сознание юной девушки,
своими корнями уходят вглубь непростых
взаимоотношений с матерью, которая опекала и оберегала Нину от всего
негативного и пагубного, что с ней могло произойти. Всепоглощающая любовь,
постоянный контроль, доходящий до диктата, подавили естественное формирование личности Нины,
что рано или поздно должно было привести к внутреннему протесту, даже не смотря
на то, что всё это делалось из лучших побуждений. Так, во время очередных
галлюцинаций, главная героиня в ярости срывает картины, написанные матерью,
которые навязчиво шепчут «Нина – хорошая девочка».
Вся кинолента
буквально пронизана символикой и сюрреалистическими эффектами. «Розовая»
комната девушки, заполненная мягкими игрушками и сентиментальными безделушками;
музыкальная шкатулка с крошечной фигуркой балерины в белой пачке, которая
кружится под музыку «Лебединого озера»; сыпь в виде «гусиной кожи» - все эти полунамёки
в переломный момент становятся символами
нового сознания. В ярости Нина выбрасывает весь «розовый» хлам, разбивает
ненавистную шкатулку, а из «гусиной кожи» вырастают чёрные перья. Совмещение
галлюцинаций и реальности в единое неделимое целое создаёт новый мир, в котором
живёт главная героиня. На улицах города она встречает своего «тёмного» двойника,
ее преследуют постоянные видения, в которых Бэт (бывшая прима театра) уродует
своё лицо, затем Нина мысленно раскрепощается в объятиях Лили – всё это доводит
главную героиню до состояния нервного срыва. Когда градус накала доходит до
высшей точки - происходит освобождение тёмных сил, кроющихся в глубинах
подсознания. Так балансирование на грани реальности и фантазии приводит к тому,
что сложно отличить одно от другого, не только главной героине, но и зрителям,
у которых, после просмотра киноленты, остаётся масса вопросов, требующих
размышления.
Тема человека-художника, в широком смысле слова, прослеживается во всех
картинах Аронофски, однако «Чёрный лебедь» - это
первый фильм, в котором он напрямую затрагивает тему искусства. Безусловно,
подобные вопросы часто поднимаются в авторском - сложном и немассовом кино. Аронофски же создал картину, в которой каждый может найти
что-то своё - захватывающий триллер о безумии, мелодраму о судьбе юной девушки,
высказывание о природе искусства и цене, которой оно дается. И вновь режиссёр
задаёт вопрос: стоит ли стремление к совершенству развинченного сознания, утраты
связи с реальностью и
гибели?
Конечно, придирчивое око профессиональных танцоров быстро и без труда
найдёт, за что раскритиковать и режиссёра, и исполнительницу главной роли. Ведь
Натали Портман снималась без балерины-дублёрши и все танцевальные
номера исполняла самостоятельно. Для этого она усердно тренировалась задолго до
начала съёмок, что не может не вызывать восхищения. Но, несмотря на то, что всё
действие происходит в театре или неразрывно связано с ним, не стоит расценивать
«Черный лебедь» как фильм о балете. И тем более, его нельзя анализировать с точки зрения балетного
искусства, поскольку режиссер в этой картине ставил перед собой иные задачи.
После просмотра подобных кинолент непроизвольно задаёшься вопросом о
собственном предназначении. А на какой стадии сейчас нахожусь я - холоден
или горяч в своей профессии? А
может быть, не то и не другое? Сегодня всё чаще приходится слышать советы
психологов о том, что дома нужно абстрагироваться от работы, будто переключать
невидимый рычаг. Прекрасный совет для тех, кто трудится в офисе или на заводе.
Но как же быть людям, которые рискнули связать свою жизнь с искусством, которые
каждый день вынашивают новые идеи, живут своим призванием? Их профессия – это
они сами. В таком случае – где находится тот рычаг, который сможет отключить
половину тебя самого? Или же где находится та самая золотая середина, позволяющая
быть успешным и гармоничным человеком, как в профессии, так и в жизни?
Людмила
Сироткина
|