GRUNGE возвращается: продажи
альбомов рок-исполнителей вновь приближаются к уровню начала 1990-х годов.
Ещё 3 — 4 года назад казалось, что рок-музыка находится в
глубочайшем кризисе, нет ничего нового и, как следствие, повсеместное
уменьшение продаж рок-альбомов. Действительно, совсем недавно такие поп-звёзды,
как CELINE DION, RICKY MARTIN, SPICE GIRLS были гораздо ярче, чем
рокеры. Однако ситуация изменилась. Американский мэйнстрим-рок вновь на первых
строчках мировых чартов. К мэйнстриму добавился экстримальный пост-панк-рок,
часто смешиваемый с "белым" рэпом. Вообще 90-е годы принесли в современную
музыку некоторую взаимотерпимость, симбиоз всех стилей и направлений. И
примеров в последнее время вполне достаточно.
Смена моды на какие-то стили
и направления с некоторой периодичностью объясняется сменой поколений или даже
возрастных категорий, рекламой и общей молодежной модой (поскольку мода
касается в основном музыки, расчитанной на молодёжь). Начало 1990-х
ознаменовалось переходом от Новой Волны Хэви-Метала (DEF LEPPARD, POISON) к гранжу и альтернативной
рок-музыке ( в дальнейшем здесь речь пойдёт именно о рок-направлениях). К
началу 1990-х относится лучшее время группы METALLICA. За 10 лет коллектив не
изменил своему фирменному звучанию. Среди наиболее ярких последователей — CREED, NICKELBACK, GODSMACK, 3 DOORS DOWN, STAIND. Это достаточно тяжёлые по
звучанию группы, но в то же время и доступные для восприятия широкой,
разновозрастной аудитории общенациональных (часто даже поп-) радиостанций.
Другой, более интересной и разнообразной стороной
рок-движения 1990-х годов стала альтернативная рок-музыка. Сюда причисляют
почти все брит-поп проекты, а также гранж в сочетании с другими стилями и
направлениями. Несомненно, самым ярким и самобытным альтернативным проектом
стали британцы RADIOHEAD. Вряд ли кто за последнее время превзошёл их в
экспериментаторстве, а по значительности вклада в музыку прошедшего десятилетия
их можно сравнить, пожалуй, с вкладом PINK FLOYD в рок-культуру. Чрезвычайно
интересными были издания уже не существующих SMASHING PUMPKINS и ныне здравствующих GARBAGE и BECKа. А брит-поп — это вообще
отдельная тема для детального разбора.
Гранж и мэйнстрим рок (иногда фолк-рок) до сих пор
составляют основу американских рок-чартов. Типичны для 1990-х годов FOO
FIGHTERS, HOOTIE & THE BLOWFISH, GOO GOO DOLLS… Не так давно на поверхность
вышел пост-панк вроде BLINK 182, OFFSPRING, MARILYN MANSON… В отличие от мэйнстрима
пост-панк более радикален и жёсток по звучанию.
Ещё более радикальна экстримальная рок-музыка, основанная на
таких стилях, как панк, трэш, speed-metal, рэп… На рубеже тысячелетий
эта музыка оказалась востребованной как никогда, возможно, из-за общей
технологической агрессии 90-х, может быть, по каким-либо другим причинам. Тем
не менее, LIMP BIZKIT, KID ROCK, RAMMSTEIN, LINKIN PARK отражают настроения
значительной части молодежи, по крайней мере, ближайшие 5 лет наверняка пройдут
под знаком подобной музыки.
Андрей Копий
|