Необычное в обычном
или
клоун, толстяк, кот-чудак и
немного мистики
«Волшебные истории – это
больше, чем правда…»
Гилберт Кийт
Честертон
…Два
огромных шара… красный и желтый… Черные птицы с длинными изогнутыми клювами...
Худой кот в элегантном костюме… Грустный клоун… Круглые разноцветные фонарики… Вот
они – сны Коралины. Странные сферы. Пугающая и
манящая нереальность. Фантастические вращения над землей. Наконец, зов
неведомой красоты… Что это? Глупая выдумка? Бессмыслица? Или чудо? Судите сами.
Сегодня
перед вами… над вами… вокруг вас «Сны Коралины» -
спектакль театра-студии пантомимы и пластики «Малиновая гряда». В основе –
произведение Н. Геймана «Коралина».
Феерия, обволакивающая зрителя ароматами фантазий и нежным дурманом безумств.
Действо, участником которого ты непременно жаждешь быть, потому что в жизни так
не хватает этих сладких наваждений… Режиссер – Е. Седов. В ролях – О. Куликова,
Е. Седов, П. Алехин, И. Серкова, П. Зырянова, Т.
Неронова, И. Седова.
Сцена
маленькая и абсолютно не приспособленная к театральным постановкам. Однако это
неважно, если творцам есть что сказать. А им, несомненно, хотелось говорить…
телом… мимикой… дыханием… без слов… отчего происходящее становилось неземным…
мистическим… похожим на ночные тени на окраинах дорог… Участники спектакля не
только приоткрыли дверцу в таинственное зазеркалье, где лишь им позволено
бывать. Они решились впустить туда нас. Нас, «затертых» делами и будничными
проблемами. «Летите, только осторожно, чтоб не разбудить Коралину,
- «шептали» глаза актеров. - Мы научим вас чувствовать неосязаемые грани параллельных
миров, видеть невидимое, принимать потоки энергии и покоряться им… Вы не услышите
от нас ни слова, ведь лишние звуки здесь ни к чему. Забудьте бесполезные
разговоры. Отрекитесь от суеты. Не шумите. Доверьтесь интуиции. Пейте сны из
хрустального сосуда. Фантазируйте вместе с нами. Не тревожьте Коралину!..»
Кто же
она, Коралина? «Обыкновенная девочка, которая, как и
подобает настоящему ребенку, отчаянно не желает отправляться в постель, - ответите
вы. – Озорница. Выдумщица». Так-то оно так, но если следовать закону
художественного обобщения, ее образ приобретает иную окраску. Коралина – гораздо больше, нежели просто девочка. Она –
символ современного человека. Проще говоря, Коралина
– это мы. Через характер и поведение ребенка режиссер показывает, во что
превратились наши души, чем заняты наши бесконечные мысли. Люди постоянно
спешат, опаздывают, решают важные вопросы. Каждый день пролетает «на автопилоте».
В итоге… мы действительно достигаем успехов, с энтузиазмом выполняем, даже
перевыполняем наш «жизненный план». Пусть нервы на пределе, настроение
«измученное», а губы разучились улыбаться. Зато формально все идет как надо.
«Как надо??? - ухмыляется режиссер. - Но стучит ли ваше сердце? Живо ли
воображение?» Оказывается, нет… А если живо, то пребывает в «предынфарктном
состоянии». Неслучайно героиня спектакля – ребенок. Подобное сочетание внешней
молодости и духовной старости дает неповторимый эффект.
Вспомним,
как ведет себя Коралина в начале спектакля. Каждое,
движение, пусть самое незначительное, актриса делает с огромной неохотой. Ее
тело словно окутано ленью. На лице – выражение недовольства и досады:
искривленные губы, нахмуренные брови. Нет, это не капризы маленькой девочки.
Это наша усталость от жизни. Мы настолько утомлены, что бредем по ней, глядя
лишь под ноги, а вокруг… «Оглянитесь, дорогие мои!» - восклицает режиссер. Сколько
секретов, необъяснимых пересечений, мерцающих линий... Наш мир состоит не
только из людей, вещей и растительности. Повсюду колышутся параллельные материи,
дышат загадочные существа… звенят… шелестят… рассыпаются серебристой пылью… Но,
самое интересное то, что искать их нужно не в космосе или подземном царстве, а
в обычных вещах.
Видеть
необычное в обычном – вот, наверное, самый ценный дар, каким только может быть
наделен человек. Заметьте, в начале спектакля Коралина,
как и мы, не замечает волшебства, «шевелящегося» вокруг нее. Она скучает у окна
и не подозревает, что валяющийся на полу клоун на самом деле вовсе не игрушка.
Черно-белый, со стекающей по щеке слезой… Отчего он плачет? Не оттого ли, что
хозяйка не слышит биения его отнюдь не игрушечного сердца? Стремление клоуна «растормошить»
Коралину, его бессилие и отчаяние очень точно
переданы через пластику. Актер бежит, но остается при этом на месте. Тепло
улыбается и приветливо машет девочке, но она продолжает неподвижно сидеть к
нему спиной. Протягивает руки, но наталкивается на незримую стену.
Сопротивляясь всем телом, напрягая каждую его часть вплоть до кончиков пальцев,
пытается оттолкнуть воздушную преграду. Причем движения настолько плавны и
«тягучи», что нам кажется, будто актер лепит их из пластилина. Подобная «замедленность»
- характерная деталь пластического языка всех «потусторонних» гостей. Вот два ходячих шара, похожие на пришельцев с
гигантскими неохватными телами. Руки растопырены в стороны, отчего толстяки
выглядят еще более неуклюжими. В декорациях угадывается параллель – на заднем
плане висят круглые разноцветные фонари. Кто же перед нами сейчас? Очевидно, их
души. Они медленно дерутся, то приседая, то переминаясь с ноги на ногу, подражая
неповоротливым борцам-тяжеловесам, тем самым стараясь привлечь внимание девочки.
Но она не замечает их. Дескать, «разве в моей комнате может твориться что-нибудь
занятное?»
Кстати,
пластическая линия Коралины сложена иначе - набор
движений подчеркнуто повседневен. Она делает все, чем занимаются обычные люди: ходит
твердым уверенным шагом, кладет голову на подушку, укрывается одеялом – одним словом,
язык ее тела прост, не отличается разнообразием и начисто лишен загадки. Столь
явным разделением элементов пластической речи режиссер еще раз подчеркивает,
что девочка и ее невидимые гости находятся на разных волнах. Однако… в середине
спектакля в образе Коралины происходит перелом. Когда
в окошко заглядывает галантный кот-чудак, героиня наконец-то поднимает голову
и… видит его! Оказывается, нет ничего проще: нужно только остановиться на
мгновение, отвлечься от назойливого «жужжания» мыслей и поднять голову… приглядеться…
прислушаться…
Теперь
Коралина понимает не только кота. Она танцует вместе с
птицами, «нахлынувшими» целой стаей. Откуда они? Скорее всего, из сказочного
королевства… Вернее, нет. Эти фантастические создания в серебряных карнавальных
масках – всего лишь обычные птицы, в которых нам удалось разглядеть необычное.
Только раскрыв в себе бесценный дар, Коралина
по-настоящему засыпает. Спокойным, светлым сном. Вокруг – неисчерпаемая красота
сфер… волшебная или реальная… игрушечная или живая… колдовские перезвоны миров…
...Кажется,
чудеса появляются отовсюду. Точнее, не только кажется – они в буквальном смысле
«наступают» изо всех мыслимых и немыслимых мест. Мы заинтригованы. Клоун
выбирается из коробки с игрушками, кот проникает в детскую через окно, но на
этом сюрпризы не заканчиваются: ширококрылые птицы спускаются к девочке с верхнего
этажа и вылезают из-под пола. Возникает ощущение, будто волшебство «оцепило»
комнату Коралины. Оказывается, суперсовременное
оснащение совершенно не нужно. Режиссер достигает зрелищности, умело используя скромные
возможности сцены. Хотя, не такие уж они и скромные. Главное, увидеть их…
…Мистика
телодвижений… гипнотизирующие мелодии взглядов… «Малиновая гряда» - коллектив
исключительный, говорящий на диковинном, лишь ему присущем языке. Особая
философия жизни… Спектакль-сон... Спектакль-полет… Что же это? Глупая выдумка?
Бессмыслица? Наверное, все-таки чудо…
Мария
Евсеева
|