Под знаком Шнитке
18 февраля 2010 года в малом
зале консерватории прошел вечер камерно-инструментального твор-чества
А. Шнитке, приуроченный к его семидесятипятилетнему юбилею.
Концерт был
организован студентами консерватории. Приятно осознавать тот факт, что молодые
музыканты с таким уважением и почтением относятся к творчеству Шнитке. «Не мог не откликнуться на эту дату, так как для
меня этот композитор имеет очень большое значение», – говорит инициатор проекта Иван Фадеев,
студент 4-го курса.
Вечер проходил при «отеческом»
участии молодого преподавателя консерватории Руслана Разгуляева, который известен
своим интересом к современной музыке. Он не только участвовал в концерте, но и произнес
вступительное слово. Вместе со слушателями музыкант совершил экскурс в историю
становления авторского стиля Альфреда Шнитке на
примере четырех представленных камерно-инструментальных произведений.
Внимательный
слушатель мог заметить в концерте особую трагическую ноту: помимо того, что сам вечер был посвящен памяти Альфреда Гаррьевича, большая часть представленных сочинений также носила
мемориальный характер. В основе программы – два значительных опуса, которые открывали
два отделения концерта. Сначала был исполнен квинтет для струнных и фортепиано
в пяти частях, написанный в память о матери композитора. В период его создания,
с 1972 по 1976 годы, на долю композитора выпало немало тяжелых испытаний: ушли
из жизни его родители и учитель - Д. Д. Шостакович. Как сказал Р.
Разгуляев: «Основная тема этого сочинения
– время, в котором живет человек, которое проходит сквозь человека и, возможно,
преодолевается после его смерти.
Первые
настороженные, вкрадчивые звуки фортепианного вступления, несмелые опевания опорного тона еще только намекают на зарождение
некоего сомнения в душе автора. Постепенно напряжение нарастает, трагичное, диссонантное звучание струнных погружает нас в мир глубоких
переживаний автора, в состояние созерцания, отрешенности от всего обыденного и
внешнего. Сдержанное напряжение подчеркнуто мерным остинато
у фортепиано, которое начинается спокойно и таинственно, на фоне
четвертитоновых «облаков» у струнных, но постепенно разрастается, подчиняя себе
всю музыкальную ткань и захватывая внимание слушателей. Тема пульсирующего «времени»
становится сквозной, повторяясь в третьей части.
Между этими
частями осторожно вступает вальс. Это - образ матери, реминисценция из прошлого
– несколько меланхоличный, в котором изящно опевается
тема вступления первой части. Она постепенно обрастает атональными звуками, и
вальс теряется, тонет в этой мешанине конфликтующих голосов. В четвертой части
протест достигает своей кульминации.
Тяжелые искания,
в конце концов, приходят к свету в финале, когда звучит кристально чистая,
прозрачная тема «вознесения души», и, хотя еще слышны отголоски прошлого
музыкального материала, вертикаль становится все более благозвучной, и
последние сомнения растворяются в чистой гармонии.
В квинтете участвовали
скрипачи Леонид Голобородько и Кирилл Красюков, альтист Иван Фадеев, виолончелистка Дарья Волкова
и пианист Максим Темников. Музыканты играли дружно и слаженно: их партии
взаимопроникали, дополняя друг друга. Сложнейший диссонантный
полифонический материал прозвучал цельно и стройно.
Второе отделение
открыл квартет № 3, написанный в 1983 году, в период творческого расцвета А.Шнитке. Произведение является ярким образцом полистилистики, столь свойственной его композиторскому
методу. Руслан Разгуляев напомнил слушателям темы цитат, используемых в
произведении. Среди них «Stabat mater» Орландо ди Лассо, которая служит эмблемой Ренессанса, большая фуга
Бетховена – финал знаменитого тринадцатого квартета и одно из высших достижений
музыки XIX века; и тема dеsch – монограмма Шостаковича,
представляющая XX век.
За исключением
партии второй скрипки, которую теперь исполняла И. Пивнева,
состав струнных был тот же, что и в квинтете. Однако, в отличие от него, квартет
более экспрессивен: рельефные динамические контрасты, страстные кульминации
приводят к теме траурного марша. Однако марш не является «последним словом» – следующий
за ним Эпилог дарит надежду на будущее.
«Сюита в
старинном стиле», более изящная по фактуре играла роль своеобразной интермедии между
двумя сложными трагичными сочинениями. Она позволила зрителям переключиться в сферу иной образности и представила еще одну значительную
область творчества Шнитке – музыку к кинофильмам. Сюита
стилизована «под барокко» и представляет собой пять обработанных для
концертного исполнения «саундтреков» к фильмам Э.Климова
«Похождения зубного врача» и «Спорт, спорт, спорт». Интересно, что музыка,
которая должна была иллюстрировать картины советской жизни, в отрыве от фильмов
совершенно с этой жизнью не ассоциируется, зато живо вызывает в памяти
творчество Г.Ф.Генделя и атмосферу придворных балов. К. Красюков
и Р. Разгуляев немало удивили зрителей стремительным темпом. Кирилл показал
себя ярким и достаточно смелым солистом, правда, в лирических частях не хватило
собственно лирики и тонкости эмоционального начала. Пианист был корректен по отношению
к скрипачу, поддерживая и дополняя звучание солирующего инструмента, и в то же
время выявил отчетливость, глубину и
выразительность собственной партии.
В качестве коды
была исполнена прелюдия «Памяти Д. Шостаковича». Пьеса предназначена для двух
скрипок, однако на сцене мы видим только одного исполнителя: К. Красюков, как бы от имени автора, исполняет полный боли и страдания
монолог, и лишь через некоторое время мы слышим, как за стеной ему отвечает,
словно эхо или голос из другого мира, вторая скрипка (Л. Голобородько) – благодаря чему возникает удивительный эффект
незримого присутствия.
Несмотря на то,
что концерт не был широко разрекламирован, в зале не осталось свободных мест, и
многие весь концерт слушали стоя, что для «студенческого» по статусу концерта -
большая редкость. Думается, они не были разочарованы: программа была подобрана
со вкусом и исполнена отлично, поэтому для каждого пришедшего этот вечер прошел
«под знаком Шнитке».
Ларионова
Дарья
|