Все в «Школу»!
С 13
по 16 марта в стенах Нижегородской государственной консерватории имени М.И.
Глинки состоялась «Школа профессионального мастерства». Этот проект был
организован совместно кафедрами струнных инструментов и камерного ансамбля. Мастер-классы
и концерты, состоявшиеся в Большом и Малом залах, привлекли внимание не только педагогов
и студентов Нижегородской консерватории, но учащихся и преподавателей начального и среднего звена.
С особым энтузиазмом был воспринят
приезд профессоров Московской государственной консерватории имени
П.И.Чайковского, народных артистов России Александра Зиновьевича Бондурянского, Владимира Михайловича Иванова и их учеников.
Вот
что рассказала автор идеи «Школы профессионального мастерства», заведующая
кафедрой струнных инструментов, заслуженная артистка России, профессор
Нижегородской консерватории С. Н. Пропищан:
- В.М. Иванов и А.З. Бондурянский – это два человека, которые всю свою жизнь
отдали камерному музицированию, они много лет играют
в составе известного «Московского трио». Кроме того, они оба прекрасные солисты.
Это первоклассные профессионалы и очень большие друзья нашей консерватории. Я
надеюсь и в дальнейшем повторять опыт проведения «Школы профессионального
мастерства», но с охватом большего числа городов. Для педагогов нижегородских
музыкальных школ и школ области, а также преподавателей училищ - это необходимо.
Участие в проекте стало для них праздником.
Организаторы
«Школы профессионального мастерства» с признательностью отметили, что идею ее проведения
поддержали ректор Московской консерватории, заслуженный артист России, доктор
искусствоведения, профессор А.С. Соколов и ректор Нижегородской консерватории,
народный артист России, профессор Э.Б. Фертельмейстер.
Благодаря этому удалось организовать не только мастер-классы столичных
профессоров, но концерты их студентов и студентов кафедр.
В
проекте принимали участие и преподаватели Нижегородской консерватории. 13 марта
мастер-классы вели профессора и доценты кафедры камерного ансамбля Е.А.
Флерова, В.В. Алексеев А.А. Назарова, Н.А. Матвеева. А на следующий день в
работу вступили представители кафедры струнных инструментов – профессора С.Н. Пропищан, Л.В. Лукьяненко, И.Д. Пучкова
и доцент М.П. Евсикова.
15
марта при большом стечении участников и слушателей прошел мастер-класс профессора
В. М. Иванова, заведующего кафедрой струнных инструментов Московской
консерватории. Именитый музыкант работал с ребятами разных возрастных групп: со
студентами консерватории, учащимися нижегородского
музыкального колледжа имени М. Балакирева и
воспитанниками детских музыкальных школ.
- Владимир Михайлович, Вы уже
провели огромное количество мастер-классов, какие у Вас профессиональные
ожидания от «Школы» в Нижнем?
-
Буду отвечать честно. Опыт позволяет мне говорить не об ожидании, а о
конкретном знании того, что будет. Школьники приходят талантливые, учащиеся
среднего звена – хорошо наученные, а студенты консерватории выглядят слабее. К
сожалению, это общая проблема продолжающейся музыкальной централизации.
Профессиональные перспективы «оттягивают» хороших ребят из школ и училищ в
столичные города – Петербург и Москву. Я не люблю слово «провинция», да и какая
же провинция Нижний Новгород, где находится одна из признанных российских
консерваторий - учебное заведение с замечательными традициями. Но
действительность такова, что зависимость от экономической жизни сказывается во
всем. В Нижнем – два больших оркестра и несколько маленьких, в Москве –
двадцать или больше, в которые каждые несколько месяцев можно играть конкурс. Поэтому
ребята оркестровых специальностей, думая о своем профессиональном и
человеческом будущем, стремятся в
Москву. Я знаю это как декан оркестрового факультета. Но это вовсе не означает,
что профессиональная музыкальная жизнь сосредоточена только в Санкт-Петербурге
и Москве.
- А как Вы ощущаете себя в
Нижнем Новгороде?
-
Я очень люблю сюда приезжать. Здесь хорошо – в консерватории неувядающий народ,
чей профессиональный труд я очень ценю, с которым мне приятно общаться. С
удовольствием приеду в этом году снова в качестве председателя государственной
экзаменационной комиссии.
Впечатлениями
от мастер-класса В.М.Иванова делится профессор Нижегородской консерватории И.Д.
Пучкова: «Мастер-классы необходимы, в первую очередь,
для того, чтобы и педагоги, и студенты чувствовали уровень, к которому нужно
стремиться. Сдвиг с «мертвой точки»
невозможен, если человек «варится в собственном соку» и дальше своей школы,
училища, консерватории ничего не видит. Многие профессиональные данные,
приобретенные во время учебы, забываются. Мастер-классы помогают вспомнить, как
нужно заниматься на инструменте. Кроме того, они «встряхивают» музыкальную
жизнь. Такие события вдвойне полезны, когда к нам приезжают профессионалы,
подобные В. М. Иванову. Он не только мастер своего дела, тонкий знаток
инструмента, но и интересный человек, владеющий фундаментальными знаниями,
умениями и опытом. У него прекрасная речь, что делает выступления перед
публикой непринужденными и необычайно интересными. Когда слушаешь Владимира
Михайловича, внимание не ослабевает ни на минуту. Иванов обладает удивительной
способностью раскрепощать человека, с которым занимается. Он дает ребятам волю
выразить себя, и подобная манера работать помогает ему добиваться отличных
результатов. Остается только радоваться, ведь прекрасные традиции московской
школы не теряются!»
Вечером
нижегородская публика смогла услышать и по достоинству оценить результат
педагогического мастерства профессора Иванова. На концерте выступили студенты
его класса: лауреаты Международных конкурсов А. Корягина,
О. Якушина, Л. Солодухина, Р. Монасыпов, Е. Корженевич, И. Чепижная, Е.
Семенова, П. Милюков. Молодые скрипачи порадовали разнообразием репертуара: в
концерте прозвучали произведения Н. Паганини, А. Баццини,
И. Брамса, Г. Венявского, П. Чайковского, П. Сарасате и других композиторов.
Музыканты показали высокий уровень исполнительского искусства. Особенно дорого
то, что «высший пилотаж» в игре на скрипке не становится самоцелью. Исполнение
каждого из них не ограничивается блестящей техникой. Самое главное –
осмысленный подход к музыке и ее глубокое понимание. Наверное, именно в этом
кроется подлинный талант, и именно этому учит своих воспитанников Владимир
Михайлович.
«Отличительная черта воспитанников Иванова -
потрясающее качество техники. Огромное значение имеет внутренний слух и
интеллектуальная работа. Неслучайно Владимир Михайлович говорит, что настоящий
исполнитель должен каждый день трудиться над развитием мышления», - уточнила И.
Д.Пучкова.
16
марта мастер-класс проводил профессор Московской консерватории А.З. Бондурянский. Четыре ансамбля студентов Нижегородской консерватории
исполняли самую разнообразную музыку – от Бетховена до Шнитке. Профессор вел
занятия с искренней увлеченностью, его точные, меткие указания, иногда окрашенные
тонким юмором, были призваны подобрать
ключ к воплощению авторского замысла. Заведующий кафедрой камерного ансамбля
Нижегородской консерватории, профессор В.В. Алексеев прокомментировал
состоявшийся мастер-класс:
«Что касается А.З.Бондурянского, в такой
обстановке он себя чувствует как рыба в воде, в родной стихии. Александр Зиновьевич человек очень
образованный, очень профессиональный, любящий свое дело. Он из тех людей, кто
не спрашивает, что будут играть - он очень эрудирован, превосходно знает камерный
репертуар. Больше всего меня поражает в его мастер-классах доскональное знание
технологии струнных инструментов. Будучи пианистом, он очень хорошо и в этом
разбирается».
По
окончании мастер-класса Александр Зиновьевич ответил на несколько вопросов:
- Расскажите, пожалуйста, о своих впечатлениях от работы
с нижегородскими ансамблями.
- Я знаю работу
кафедры камерного ансамбля Нижегородской консерватории не понаслышке, в течение
многих лет с удовольствием приезжаю сюда и как председатель госкомиссии, и с
открытыми уроками. Я всегда с очень большим уважением отношусь к работе моих
коллег, замечательных педагогов. Так что и в этот раз выступления их ансамблей
подтвердили высокий уровень работы всей кафедры в целом.
Результатами
я очень доволен, по-моему, мы хорошо потрудились, весьма плодотворно, к обоюдной
радости обеих сторон. И студенты сегодня были активны. А без этого никакой урок
вообще невозможен.
- Как Вы считаете, насколько важны и нужны такого рода «Школы
профессионального мастерства»?
- Для меня,
безусловно, это важно и нужно. Не потому, что я могу изрекать что-то
сверхъестественное. Просто я сам на этих уроках учусь. Это повелось еще от моих
замечательных педагогов - строить урок на соучастии ученика и учителя. Мы
одинаково участвуем в процессе. Скажем, педагог как более опытный музыкант может
больше подсказать, но в то же время и ученики предлагают какие-то новые идеи, которые
тоже стоит воспринимать. Это взаимодействие очень интересно.
- По-Вашему мнению, камерное
исполнительство сейчас востребовано на концертной эстраде?
- Безусловно. Мы в
последнее время становимся свидетелями появления целого ряда замечательных
молодежных ансамблей, которые с успехом выступают на различных конкурсах и
фестивалях. И я должен сказать, что публика с большим удовольствием ходит на
концерты камерной музыки и слушает выступления этих ансамблей с неподдельным
интересом, может быть даже с большим, чем раньше. Я думаю, что
камерная музыка всегда была востребована. Другое дело, что на уровне
филармоний, концертных организаций это не встречает большого энтузиазма. И
поэтому приезды камерных ансамблей, скажем, в Нижний Новгород, не так часты. Во
всяком случае, я могу сказать из опыта нашего «Московского трио», что в прежние
годы мы приезжали сюда гораздо чаще. Сейчас мы крайне редко бываем в Нижнем
Новгороде. От этого, конечно, теряем и мы, утрачивая контакт с замечательной
нижегородской публикой, и сама нижегородская публика становится до некоторой
степени обделенной. Если бы сейчас нас услышали руководители концертных
организаций, может быть, они задумались о концертной политике. Для молодых
ансамблей концертная практика очень важна, потому что создать новый ансамбль
весьма непросто. Это требует большого труда, внимания, долгой и кропотливой
работы. И когда такой ансамбль не имеет возможности интенсивно концертировать,
то энтузиазм угасает в силу независящих от музыкантов причин. Они хотят играть,
они могут играть, но им не всегда дают играть. И, как правило, они продолжают работают в силу преданности идее камерного музицирования и сотворчества. И мне очень приятно, что
среди моих учеников есть сложившиеся ансамбли, которые несмотря ни на что,
продолжают свое существование и весьма успешное.
Вечером 16 марта в Большом зале Нижегородской консерватории прошел
концерт камерной музыки. В нем прозвучали три трио в исполнении студентов
кафедры камерного ансамбля Московской консерватории. Фортепианное трио Ф.
Мендельсона в интерпретации Н. Писаревой (фортепиано), Е. Назаровой (скрипка) и
А. Рамма (виолончель) прозвучало безукоризненно по
технике, пленяло искренностью, эмоциональностью подачи и благородством звука. А.
Шайкин (фортепиано), А.Саидов (скрипка) и Ф. Землеруб (виолончель) играли Фортепианное трио Ми бемоль
мажор Ф.Шуберта. Их филигранная и стилистически выверенная манера исполнения нашла
воодушевленный отклик слушателей. Нечасто в Нижнем Новгороде исполняется
Элегическое трио ре минор «Памяти великого художника» С.Рахманинова. Такой
подарок преподнесли в тот вечер публике М. Бандурин
(фортепиано), Р. Степанян (скрипка) и В. Верстюк
(виолончель). В их игре ощущалась зрелость опытных мастеров. С последней нотой
знаменитого рахманиновского трио закончилась нынешняя «Школа профессионального
мастерства». Будем ждать новых встреч!
Татьяна Годованец,
Мария Евсеева
студенты кафедры прикладного музыковедения ННГК
|