В 2011 году Россия в полной мере перейдет на
трехступенчатую систему высшего образования, предусматривающую подготовку
бакалавров, магистров и докторов, сообщил глава департамента государственной
политики в образовании Министерства образования и науки РФ Игорь Реморенко.
Реморенко
возглавлял российскую делегацию на завершившемся здесь втором этапе
международной конференции, посвященной 10-летию Болонского процесса.
«В настоящее время, - сказал он, - готовится федеральная
целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, которая позволит
«подтянуть» до уровня Болонского процесса основную массу российских вузов.
Сейчас все принципы Болонского процесса в достаточной мере реализованы лишь в
нескольких федеральных университетах в отдельных федеральных округах, да еще
примерно в двух десятках национальных исследовательских университетов, которые
выдают европейские приложения к своим дипломам. Реализация новых стандартов с 1
сентября 2011 года позволит по завершении образовательных программ выдавать
студентам по всей стране такие дипломы, которые будут признаваться всем
европейским сообществом».
Споры вокруг преимуществ и недостатков Болонского процесса не
способны поставить под вопрос главное - в условиях глобализации мировой
экономики и сращивания рынков необходимость поиска общих подходов в области
образования становится все более очевидной, подытожил глава российской
делегации. В этой связи попытки наладить и развивать сотрудничество в этой
сфере сейчас предпринимаются и в других регионах мира, например, в Азии в
рамках Шанхайской организации сотрудничества или в Латинской Америке. Их
представители вместе с посланцами ряда африканских государств приняли активное
участие в завершившейся конференции.
«Болонский процесс - это не фабрика образования, которая
готовит одинаковых специалистов, - подчеркнул в заключение Игорь Реморенко. - Он задумывался и создавался для того, чтобы
все люди оставались разными и могли наиболее адаптивно и эффективно с учетом
собственных интересов и индивидуальных представлений выбирать свою
образовательную программу и учиться в разных странах. Образно его можно
сравнить с набором общих протоколов в интернете, которые позволяют читать самые
разнообразные сайты».
|