на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Нижегородцы в Китае

Новый 2010 год балетная труппа Нижегородского академического театра оперы и балета им. А.С. Пушкина встретила в Китае. С 1998 года нижегородские артисты балета знакомят китайских почитателей искусства Терпсихоры со спектаклями «Жизель», «Эсмеральда» и «Лебединое озеро». И ежегодно на протяжении шести лет с 1998 по 2004гг., а иногда и два раза в год китайское министерство культуры приглашало Пушкинский балет, так называют в Поднебесной артистов Нижегородского театра, на гастроли. Но на несколько лет эта традиция прервалась. В этот период труппа гастролировала в Италии и Испании с балетами «Щелкунчик» Чайковского, «Золушка» Прокофьева и «Жизель» Адана.
Пекин, Дальян, Шанхай, Гуанчжоу - это далеко не полный перечень городов, где прошли двадцать спектаклей Нижегородского театра. Китай поразил нижегородцев балетным ажиотажем. Страна наводнена частными балетными школами, «балетными» магазинами, балетной печатной продукцией. Жители Поднебесной оценили красоту этого искусства, и хотят, чтобы оно сопровождало их повсеместно. В репетиционных залах, в которых оттачивали свое мастерство нижегородские артисты, часто можно было видеть юных танцовщиков - учеников китайских балетных школ. Не раз художественный руководитель нижегородской труппы В.Миклин давал им мастер-класс. С большим интересом дети наблюдали за тем, как артисты разминаются и «делают класс» перед репетицией.
В этот раз Пушкинский балет привез на гастроли «Лебединое озеро» и «Спящую красавицу - китайские ценители классики очень любят балеты П.И.Чайковского. Каждый вечер танцовщики выходили на лучшие сцены страны. В Пекине «Спящая красавица» прошла на сцене дворца искусств, в Шанхае спектакль «Лебединое озеро» танцевали в Музыкальном театре, в котором выступали такие мастера как пианист Ланг Ланг, знаменитый тенор Хосе Каррерас, Московский ансамбль танца «Гжель» и многие другие.
На этот раз нижегородскую труппу представлял В. Кокарев - московский импресарио с большим опытом работы. В привычную постановку классического балета он вдохнул свежую струю - специально для гастрольной поездки он доработал и обогатил постановку «Спящей красавицы»: добавил несколько танцевальных номеров кордебалету, развил партию феи Карабосс, поставил полонез в первом акте.
«Спящая красавица» в Пекине открывала гастрольное турне.
Любимицей публики стала фея Карабосс. Так сложилось по многолетней балетной традиции, что эту партию исполняли мужчины. Хотя можно назвать двух танцовщиц, которым удалось передать характер персонажа не хуже – это Наталья Дудинская и Карлотта Брианца. В этот раз партию злой феи с блеском исполнил М. Болотов. Природа щедро одарила его драматическим талантом. Он удивительно многогранен. Ему одинаково хорошо удаются и драматические и комедийные образы. М. Болотов на каждом спектакле старался быть разным. Текст хореографии персонажа оставался одним и тем же, а мимика М Болотова постоянно менялась, играя решающую роль в интерпретации персонажа.
Теплый прием оказала пекинская публика исполнительнице главной партии Ю. Ануфриевой. Хрупкая, изящная, грациозная, кокетливая с блистательной техникой – она овладела вниманием зала с первых же секунд пребывания на сцене. Оторвать взгляд от нее было невозможно. Своим обаянием, принцесса Аврора очаровывает окружающих. Это - настоящая будущая королева, придворные покорно склоняют перед ней головы. Балерина искренне проживает свою роль, и публика это чувствует.
-Юля, это не первые гастроли в Китае, но здесь Вы впервые танцевали ведущую партию. Какие впечатления?
-Разница очень большая. В первую очередь, это связано с возложенной на меня ответственностью. Очень важно начать гастроли на высоком уровне. Ведущая партия – всегда повышенная физическая и эмоциональная нагрузка. Поэтому больше бережешь себя, отказываешься от лишних экскурсий, больше времени тратишь на сон. Гастроли – это профессиональный рост. Проверка на выносливость.
- Волнения есть всегда, но был ли момент, за который особенно переживали?
- Переживала за первое выступление. Новая площадка, работа с Томским симфоническим оркестром, с которым мы впервые встретились в день спектакля, а потом сотрудничали на протяжении всех гастролей. И главное, в дальнейшем удержать высокий уровень спектаклей.
- Как принимала китайская публика спектакли с Вашим участием?
- Китайский зритель не любит прерывать действие аплодисментами, он смотрит спектакль как единое целое. Свою оценку он выскажет в конце спектакля. И было очень приятно, когда публика в конце представления не только аплодирует, но и выражает свое одобрение дружным гулом. Особенно тронуло, когда оркестр на финальных поклонах танцовщиков аплодировал стоя.
- Юля, на родной сцене танцевать легче?
- Легче, но в гастрольных поездках проверяешь себя на прочность.
- Два года назад в Испании Вы исполняли партию Маши в «Щелкунчике», сегодня было сложнее? Ведь партия Авроры более сложная, насыщена многими техническими трудностями.
- Танцевать стало легче. С опытом приходит опыт, уточняются нюансы. Спектакль не танцуешь, а проживаешь. Приходит более свободное взаимодействие с партнерами. На первом месте стоит уже не техника, а образ. О технике просто не задумываешься.
- Что Вы ждете от гастролей?
- Гастроли дают возможность зарекомендовать себя. Не имея возможности полноценно репетировать, нужно выйти и работать профессионально. На гастролях «вылезают» слабые места, ошибки. Тренируешь тело без зеркала, сосредоточиваясь на внутренних ощущениях. Все это очень мобилизует и воспитывает.
Партию принца Дезире танцевал Заслуженный артист России Л. Сычев. Так сложилось с момента премьеры этого спектакля, что «Спящая красавица» - это сказка Авроры. Поэтому партия принца изначально, по хореографическому решению М.Петипа, лишена своеобразия, развития и характерности. Дезире – лишь галантный, изящный кавалер. Аккуратный и техничный танцовщик, опытный мастер Л.Сычев не впервые танцует ведущие партии на гастролях. Партия Дезире и на этот раз была проведена им корректно и контекстуально точно.
«Лебединое озеро» стало «визитной карточкой» нижегородцев. Решающее значение для успешной интерпретации этого балета Чайковского имеют «лебединые» сцены. И второй акт в этом смысле наиболее показательный. Для отработки и филигранной хореографической выделки массовых сцен всегда требуется много времени - слаженность танцевального рисунка должна быть идеальной, иначе пропадает дух, стиль спектакля. Только максимальная собранность и предельное внимание каждого артиста позволяют добиться успеха. Несмотря на плотный гастрольный график, шла ежедневная репетиционная работа - исправлялись «вчерашние» ошибки, позволяя артистам воплотить романтически прекрасный образ «лебединого царства».
Партию Одетты- Одиллии исполнила Е. Бекшаева. Образ Одиллии, судя по всему, ей ближе. Властная, высокомерная, самоуверенная, искрометная – она околдовывает Зигфрида одним взглядом. Фуэте резкие и энергичные как удар хлыста, чеканные позы, высокие горделивые прыжки, создают образ обворожительного зла…
В. Козлов танцует партию Зигфрида уже не один сезон. Ему легко удаются технически сложные эпизоды, и танцор не боится экспериментировать. Но, кажется, его принцу не хватает привычной для этого образа мягкости, романтической меланхоличности. Он, скорее, герой-воин, а не изящный наследник трона. Кто-то скажет, что лирическая интерпретация персонажа - клише, а у В.Козлова другое прочтение роли. И возможно будет прав.
Русский балет вызывает очень большой интерес в Китае. Множество балетных трупп гастролируют по стране круглый год. И нижегородский театр еще раз показал свой профессионализм. Организаторы тура отметили, что Нижегородский театр имеет красивую, молодую и перспективную балетную труппу.
Принимающая сторона выразила желание регулярно видеть Пушкинский балет на китайских сценах. А значит, будут новые поездки, новые впечатления и новые интересные встречи.


Л.Меркурьева
1 курс ФДО
Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт