14
октября 2009 года Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провёл
рабочую встречу с Министром образования и науки Российской Федерации Андреем
Фурсенко. В ходе встречи обсуждались различные вопросы развития образовательной
сферы, в том числе совершенствование проведения Единого государственного
экзамена, развитие системы высшего образования, создание сети федеральных и
национальных исследовательских университетов.
Стенограмма
рабочей встречи с Министром образования и науки Андреем Фурсенко:
Д.МЕДВЕДЕВ:
Андрей Александрович, я подписал распоряжение о президентской Комиссии по
совершенствованию проведения единого госэкзамена. Смысл, естественно, очевиден.
Он заключается в том, чтобы взвесить все те позитивные моменты, которые были
выявлены в ходе проведения единого госэкзамена в этом сезоне; оценить всё, что
было сделано; обратить внимание на те недостатки, которые также были выявлены.
Мы с Вами их обсуждали неоднократно. Я несколько раз обсуждал их с
педагогическими работниками, с учителями в разных форматах. Все они считают,
что это шаг вперёд. Но в то же время видят и определённые нюансы, которые
требуют коррекции. Поэтому Комиссия должна обобщить все эти предложения. И для
того чтобы отрешиться от ведомственной позиции, потому что можно было бы,
конечно, работать внутри Вашего Министерства, я решил поднять уровень
рассмотрения этой проблемы на уровень Администрации Президента с тем, чтобы
можно было свести воедино все позиции, которые существуют, и более объективно
рассмотреть те или иные вопросы, которые были сформулированы. Я хотел бы, чтобы
Вы приняли самое активное участие в работе соответствующей Комиссии, чтобы в
работе этой Комиссии приняла участие наша педагогическая общественность, она
туда включена: и учителя, и директора школ, наука, ректоры ведущих
университетов. Просто чтобы это было комплексное рассмотрение всех этих
вопросов под единым началом. Так что давайте поработаем на эту тему.
А.ФУРСЕНКО:
Есть. Дмитрий Анатольевич, во-первых, уже в соответствии с Вашим поручением мы
начали такую работу, материалы какие-то подготовили. Наверное, ещё
недостаточно. Будет хорошо, если такая общественная комиссия, как Вы сказали,
вневедомственная, она посмотрит, проверит ещё раз и оценит. Но я хочу доложить,
что уже в самом начале года мы провели совещание с советом Союза ректоров,
провели коллегию. Кроме этого, в ряде регионов работают комиссии по оценке
того, как был проведен ЕГЭ. Если результаты будут представлены на Комиссию,
которую сейчас создали, я надеюсь, что мы в достаточно короткий срок сможем
доложить Комиссии, а потом, видимо, уже председателю Комиссии, Вам о том, какие
есть общие результаты.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Вы знаете, здесь цель-то очень простая. Цель заключается не в том, чтобы
поставить под сомнение единый госэкзамен. Все мы убеждены в том, что это
правильное направление совершенствования нашей системы образования, более
адекватная система оценки знаний. Но при этом, естественно, как и всякая
система, не свободная от недостатков. Наша задача - минимизировать эти
недостатки. При этом результатом работы Комиссии, конечно, будет не вывод о
том, целесообразно проводить госэкзамен или как-то его менять. Мы будем
проводить единый госэкзамен, но работой этой Комиссии и её результатами должна
быть подготовка методических рекомендаций о том, что поменять, в каком объёме
какие предметы, каким образом оценивать и так далее. То есть это помощь вам как
ведомству.
Но,
ещё раз повторяю, для того чтобы провести это обсуждение максимально широко, я
принял решение сделать его надведомственным. Так что это вам поможет.
А.ФУРСЕНКО:
Я считаю, что только это и может нам в полной мере помочь, потому что иначе
всегда будут сомнения.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Именно об этом, Андрей Александрович, я и думал, когда вот такое решение
принимал. Так что, пожалуйста, работайте.
А.ФУРСЕНКО:
Спасибо.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Ну и давайте другие вопросы рассмотрим, которые мы с Вами договаривались
обсудить, в том числе вопросы совершенствования вузовского образования.
А.ФУРСЕНКО:
Я хотел доложить Вам, Вы давали соответствующее поручение, и кое-что сделано, и
уже подготовлена презентация. В свое время, когда Вы ставили задачу участия в
подготовке нового закона о двух наших, можно сказать, выдающихся университетах
московских...
Д.МЕДВЕДЕВ:
Главных университетах, как мы обычно говорим, потому что они действительно
главные.
А.ФУРСЕНКО:
Главных университетах. Одновременно рассматривается вопрос о создании некой,
скажем так, сети.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Системы университетов.
А.ФУРСЕНКО:
Системы. И эта система в свое время начала создаваться в рамках нацпроекта,
потом Вы подписали два указа о создании двух пилотных национальных
исследовательских университетов. Вот сегодня сделан следующий шаг. Поэтому я
хотел доложить Вам о том, на каком этапе мы сейчас находимся.
Что
касается двух главных университетов, то первое чтение в Думе закона по этим
двум университетам уже прошло. Насколько я знаю, мы работаем с Думой, мы
поручили нашему статс-секретарю представлять эти документы в Думе, мы вышли на
согласованную позицию с представителями комитетов Думы, с двумя этими университетами,
что очень важно. И я очень надеюсь, что уже в этом месяце закон будет
подготовлен, принят и представлен Вам на подпись, причём не только Думой, но и
Советом Федерации, и представлен Вам на подпись.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Хорошо.
А.ФУРСЕНКО:
Что касается федеральных университетов. Несмотря на то, что проблемы везде
есть, в том числе и в двух существующих федеральных университетах, но тем не
менее это очень серьёзный шаг вперёд. И я могу сказать, что это побудило бизнес
достаточно активно работать по развитию вот этих университетов, особенно это
видно в Красноярске, где бизнес вкладывает большие деньги, чтобы создать ту
систему образования, которая ему нужна, нужна для развития края. Поэтому мы
сейчас, в соответствии с Вашим распоряжением, подготовили указ о создании ещё
нескольких федеральных университетов, имея в виду, в первую очередь, решение
задач социально-экономического развития регионов, которые имеют большое
значение для развития страны. Это Поволжский регион, это Дальневосточный регион
- там Вы уже давали указания, но окончательное оформление Дальневосточного
федерального университета ещё не произведено, поэтому мы готовим
соответствующий указ, и это Северо-Западный регион - тоже хотел бы, может быть,
более подробно обсудить.
И
третья вещь - это то, что прошёл конкурс в соответствии с законом по
национальным исследовательским университетам. К двум университетам, которые
были утверждены Вашими указами, - Московский инженерно-физический институт и
Институт стали и сплавов - добавилось ещё 12 победителей конкурса.
Д.МЕДВЕДЕВ:
У нас эти университеты носят такое наименование - национальный
исследовательский университет. То есть просто чтобы сегодня все представляли
систему университетов, или пирамиду. Хотя, наверное, это не очень правильно,
потому что у нас нет "старших" и "младших" университетов -
у нас просто есть более крупные университеты, университеты с более славной
историей, что называется. Но тем не менее у нас сейчас есть два университета,
которые будут действовать на основании специального закона, то есть это два
самых исторически сформировавшихся университетских центра в Москве и в
Петербурге. Дальше - это федеральные университеты, которые создавались в период
активной работы над национальным проектом: сначала два, а потом мы ещё
подготовили предложения по нескольким университетам. Далее, это национальные
исследовательские университеты.
А.ФУРСЕНКО:
Да, исследовательские университеты, вот два было создано пилотных проекта, на
них была отработана система программ.
Д.МЕДВЕДЕВ:
МИФИ и МИСиС.
А.ФУРСЕНКО:
МИФИ и МИСиС. Сейчас прошёл конкурс, и в соответствии с этим конкурсом
победителями оказались ещё 12 университетов, которые представляют разные
регионы.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Понятно, это вот и следующий уровень, и, наконец, все прочие университеты,
которые пока такого статуса не имеют.
А.ФУРСЕНКО:
Не имеют, но мы ужесточаем требования ко всей высшей школе, имея в виду, что
все университеты, вся высшая школа России должна обеспечивать, я бы сказал так,
иной уровень, лучший уровень.
Д.МЕДВЕДЕВ:
У нас нормативная база, посвящённая национальным исследовательским
университетам, на чём основана? Что это?
А.ФУРСЕНКО:
Это в законе о высшем и послевузовском образовании.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Закон о высшем и послевузовском образовании.
А.ФУРСЕНКО:
Там есть два понятия: это федеральный университет и национальный
исследовательский.
Д.МЕДВЕДЕВ:
То есть, мы поменяли этот закон специально для того, чтобы эту систему ввести в
законодательное русло?
А.ФУРСЕНКО:
Да.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Сколько ещё будет? 12 у нас сейчас?
А.ФУРСЕНКО:
Да. А всего их будет 14. И дальше будут приняты программы, утверждены
Правительством, мы работаем с университетами. И там довольно жёсткие
требования. Если они не сумеют выполнить эти программы, то они могут в
соответствии с законом быть лишены этого статуса.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Ну, это мы с Вами занимаемся в регулярном режиме, и, наверное, работники высшей
школы ещё эту разницу хорошо чувствуют. Но у нас не все люди знают, в чём
правовая и финансовая разница. Что даёт присвоение статуса национального
исследовательского университета?
А.ФУРСЕНКО:
Во-первых, это дает определённую финансовую поддержку в рамках той программы,
которую они предложили.
Д.МЕДВЕДЕВ:
То есть это финансовая поддержка Программы, во-первых.
А.ФУРСЕНКО:
Да, чисто программный метод.
Вторая
вещь. Это даёт право выходить на учёбу по своим стандартам как федеральным
университетам, так и исследовательским университетам. То есть им дают больше
свободы, но и существенно больше ответственности.
И,
кроме того, статус, который сегодня есть, особенно в условиях демографического
спада, делает это более привлекательным. Но за это мы требуем с них гораздо
более жёсткое следование тем приоритетам, которые Вы обозначили. Причём выбор
университетов в огромной степени основывался на тех приоритетах по модернизации
экономики, которые были сформулированы Вами некоторое время тому назад.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Андрей Александрович, ещё одним из общих мест сегодня является то, что
количество университетов в нашей стране всё-таки избыточно. Речь идёт не об их
механическом закрытии, но о том, чтобы всё-таки систему эту пытаться
оптимизировать, причём, конечно, с поправкой и на текущее состояние на рынке
труда, и на другие моменты. Что вы делаете в этой сфере?
А.ФУРСЕНКО:
Во-первых, все предложения по созданию федеральных университетов основываются
на том, что происходит консолидация высшего образования в том или ином регионе.
То есть, как правило, вся эта работа ориентирована на то, чтобы к более
сильному лидеру-университету присоединяются другие высшие учебные заведения.
Вторая
вещь. Приёмная кампания этого года показала, что ряд университетов не добрал
студентов. Это касается как негосударственных вузов, так и государственных. И
на основе этого мы предлагаем определённую реорганизацию не силовым образом, а
предложение университетам консолидировать свои усилия, с тем чтобы обеспечить
нормальное развитие дальше. Потому что мы видим ряд высших учебных заведений не
сможет сохраниться в условиях достаточно серьёзного демографического спада.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Вы знаете, к этому процессу нужно относиться очень аккуратно. Те высшие учебные
заведения, которые оказываются неконкурентоспособными, нужно с каждым из них
разбираться объективно и адресно, исходя из того, что ни один из студентов
этого университета не должен ничего потерять. Если гражданин был зачислен для
учёбы в таком университете, у которого не очень просматривается будущее, -
значит, нужно обеспечить получение таким студентом полного высшего образования
в этом ли высшем учебном заведении или в объединённом высшем учебном заведении,
просто чтобы каждый студент чувствовал свою перспективу.
А.ФУРСЕНКО:
Дмитрий Анатольевич, в своё время, когда только начиналась работа, Вы дали нам
достаточно жёсткое распоряжение по этому вопросу, поэтому любые организационные
меры предваряются анализом того, куда пойдут учиться студенты и, в общем, куда
пойдут работать те преподаватели, которые могут обеспечить хороший вуз.
Д.МЕДВЕДЕВ:
Это правильно, и нужно именно из этого исходить.
Спасибо.
|