Много
ли россиян сегодня учится за рубежом? Какие страны они предпочитают и почему?
Стоит ли ждать массового отъезда талантливых ребят в иностранные вузы, и
вернутся ли они в Россию? Об этом в интервью РИА Новости рассказал
зампроректора, начальник управления международной академической мобильности
госуниверситета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Борис Железов.
-
Борис Валерьевич, сколько российских студентов и аспирантов получают
образование за рубежом?
- К
сожалению, немного. По программам, завершающимся получением диплома
иностранного вуза (бакалавриат, магистратура, аспирантура), за рубежом ежегодно
учатся лишь несколько десятков тысяч человек. По данным ЮНЕСКО, «шестерка» наиболее
популярных государств выглядит так: около 30% студентов выбирают Германию,
примерно по 10% - США, Великобританию и Францию, по 3% - Канаду и Финляндию.
Все предыдущие годы Германия стремительно наращивала свои показатели, а США,
наоборот, теряли. По остальным странам рост был умеренным.
- Чем так популярна Германия? Почему отстают США?
- В Германии очень сильна господдержка образования. Оно
остается бесплатным, в крайнем случае студент платит около 400 евро за семестр.
Общежития там одни из самых дешевых в развитых странах. Примерно половина
иностранных студентов получает стипендии DAAD – Германской службы академических
обменов. Туда легко добраться, билеты недорогие. Немаловажна и близость
университетских традиций – именно по немецкой модели в России строились
классические университеты. Естественно, качество немецкого образования
достаточно высоко, к тому же в целом ряде вузов преподают на английском.
Что касается США, то они менее охотно дают россиянам
гранты, после 9 сентября 2001 года было ужесточено визовое законодательство.
Сейчас обеспокоенные падением конкурентоспособности своих университетов
американцы его упрощают, и это приносит плоды. На их стороне также качество и
престиж образования: по всем рейтингам Гарвард остается лучшим университетом
мира, а его диплом – лучшей гарантией успешной карьеры. Зато все время растет и
без того высокая плата за обучение. Нужно также понимать, что университетов в
США очень много, и емкость образовательной системы весьма велика.
- Что привлекает студентов в остальных странах «шестерки»?
- Хотя
Франция и Великобритания для наших студентов привлекательны одинаково, их
образовательная политика совершенно противоположна. В Великобритании
образование платное, и страна всеми силами привлекает богатых иностранных
студентов. Во Франции же почти все вузы бесплатны, есть хороший шанс получить
стипендию, гораздо дешевле жилье. Но по краткосрочным программам
Великобритания, конечно, обгоняет Францию – многие едут учить английский на его
родину.
Канада – вариант США и Великобритании для менее
обеспеченных. Канадское высшее образование активно набирает обороты, их
агентство целенаправленно работает в Москве. В Финляндии на руку играет многое
– географическая близость, обучение на английском, бесплатное обучение и
стипендии, недорогая стоимость жизни. Правительство страны принципиально
наращивает долю иностранных студентов.
- В России бюджетных мест в хороших вузах на всех не
хватает. А во многих странах можно получить качественное образование бесплатно,
да еще и со стипендией. Означает ли это, что в иностранные вузы будет поступать
все больше и больше россиян?
- Все зависит от социоэкономической ситуации в нашей
стране, а также, действительно, от конкурентоспособности нашего образования,
предпосылки к повышению которой сегодня есть.
Важный фактор, ограничивающий мобильность студентов, -
это недостаточное знание иностранных языков, в первую очередь английского.
Нормально объясняться на английском и понимать лекции уровня первых курсов
бакалавриата способны очень немногие российские студенты. С другими языками еще
хуже, что, конечно, не позволит резко увеличить поток россиян в иностранные
вузы.
- Наши граждане чаще едут получать диплом бакалавра
или магистра?
- Численное преимущество, скорее, бакалавриата. Но
талантливые студенты, конечно, больше интересуются магистратурой и
аспирантурой. К тому же учиться 1-2 года в магистратуре выходит дешевле, чем
3-4 в бакалавриате, а западные университеты предлагают нашим одаренным и
усердным ребятам крайне привлекательные докторские (аспирантские) программы,
гранты на обучение, возможность подрабатывать. Речь идет о глобальной битве за
умы.
- Эти умы затем возвращаются в Россию?
- В последние годы появились намеки на исправление
ситуации с утечкой талантов. Но чтобы снизить остроту проблемы, наша страна
должна быть включена в международную среду интеллектуального общения, для этого
нужно сгладить контраст между образованием, наукой в России и за ее пределами,
улучшить социальные условия, а начать можно с введения мер, не требующих особых
затрат, - грантов, стажировок, упрощения визового режима.
Вернувшись в Россию, выпускник Оксфорда не находит ни
среды, ни возможностей для применения полученных знаний. А тем временем
Австралия, Великобритания и ряд других стран вводят специальные визовые режимы
для талантливых выпускников своих магистерских программ и для молодых PhD
(кандидатов наук), чтобы те могли в течение года-двух найти привлекательную
работу.
|