О
том, как Интернет меняет образовательные технологии и почему в России любят
списывать чужие рефераты, в интервью РИА Новости рассказал генеральный директор
Google в России Владимир Долгов.
-
Владимир Анатольевич, стала ли возможность ежедневно выходить в Интернет
абсолютно необходимой для получения современного высшего образования?
-
Не могу представить себе специальность, которую можно без этого освоить, причем
Интернет-технологии в образовании с каждым годом используются в образовании все
активнее.
Несколько
лет назад я учился в бизнес-школе, где наша группа из шести человек разбирала
деловые кейсы. В понедельник нам рассылали исходные данные, а в пятницу мы
встречались с шестью вариантами решения и пытались свести их в нечто цельное.
Сейчас вся эта путаница исчезла благодаря cloud computing, или «облачным
вычислениям», включающим
программы совместной работы над проектами, когда множество людей может спокойно
вносить изменения в один документ, при этом обмениваясь идеями по instant
messenger – «аське» или
разговаривая по Skype. Я очень завидую современным студентам, у которых все это
есть.
- Уже сейчас по Skype можно осуществлять научное
руководство аспирантом, находящимся в другом полушарии. Передовые вузы
выкладывают полные видеокурсы лекций и все необходимые материалы в Интернет.
Возможно, скоро студентам вообще не нужно будет ходить в институт?
- Ответить утвердительно мне мешает личный опыт – я
выпускник Физтеха, а там последние три курса студенты проводят непосредственно
в лабораториях академических НИИ. Но я совсем не исключаю, что для менее «наукоемких» специальностей
интерактивные технологии – видеолекции и так далее - в скором времени станут
определяющими.
1 октября мы запустили проект YouTube EDU – виртуальное
пространство, где все желающие могут «встретиться» с известными учеными и послушать
их лекции. Здесь представлено более 100 вузов разных стран, включая российские
МГУ, МГИМО, Северо-западный заочный технический университет, профессора которых
рассказывают о своей жизни и учебном процессе. Это дает возможность получить
доступ к информации, знаниям, компетенциям других университетов, сравнивать их.
Но гораздо важнее видеолекций то, что уже сейчас
студентам не надо ходить в библиотеки, выискивать редкие публикации. Им
доступен колоссальный объем цифровой информации, причем моментально, в течение
минут после опубликования статьи в журнале, а иногда сильно раньше. Хорошо это
или плохо – вопрос другой. Но принципиально, что ушла рутина, занимавшая иногда
львиную долю времени. Теперь важно не получить доступ к каналам обработки и
хранения информации, а правильно выбрать нужный из имеющихся в избытке.
- Не приводит ли такая информационная вседоступность к
преобладанию компиляций вместо оригинальных исследований?
- Возможно. Но это палка о двух концах. Почему воруют
рефераты? Потому что преподаватели дают студентам одни и те же задания. Застой
на одной стороне оборачивается обманом на другой. Замечу – во многих
американских вузах абитуриент при зачислении дает письменное обязательство не
списывать, не подсказывать, не использовать чужие решения. Но при этом одни и
те же профессора каждый семестр дают новые задания, даже если они читают курс
уже десятки лет.
- По данным Google, поисковый запрос «реферат» - один из
самых популярных в русскоязычном Интернете. Ищут ли что-то аналогичное в других
странах?
- Да, ищут, но только в других странах бывшего СССР.
Студенты остального мира, как правило, привыкли начинать с того, что называется
словом «research», – разбираются
в вопросе и собирают информацию сами. А вузы предоставляют им для этого все
средства, в том числе доступ к специальным поисковым системам для деловой,
научной, юридической информации.
|