Статьи
|
Открытия «В-А-С-Н»Открытия «В-А-С-Н»
На протяжении концертного сезона 2008-2009 гг. любители органной музыки могли регулярно встречаться на концертах цикла «В-А-С-Н». Этот абонемент уже не первый год знакомит нижегородцев с самыми современными тенденциями органного исполнительства. Невзирая на молодость, он уже стал ожидаемым и любимым. О том, как появился цикл и каковы его перспективы, рассказала организатор и вдохновитель проекта, профессор Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, заслуженная артистка России З. А. Скульская: «Цикл этот задуман взамен филармоническому “Laudatio organi”, просуществовавшему более двадцати лет. Его новое название – В-А-С-Н.
Что же касается самой сути цикла, то она осталась той же, что и в “Laudatio organi” - искать новые имена. Речь идет не только об исполнителях, которых в Нижнем Новгороде не знают, но и об их репертуаре. В программах нередко встречаются фамилии композиторов, которые у нас в городе мало знакомы широкой слушательской аудитории. Вовсе не обязательно, что по времени создания это самая новейшая музыка. В число незнакомых произведений могут входить самые разные опусы, начиная с периодов Возрождения и барокко и кончая ХХ веком. Практика показала, что органная литература неистощима и удивительно богата, ее за жизнь не сыграть, поэтому время от времени появляются такие программы, в которых мы – и профессионалы, и любители – узнаем для себя много нового».
Открытие цикла в этом сезоне состоялось 22 октября. Доцент Высшей школы музыки города Любека (Германия) Сергей Черепанов впервые выступал в Нижнем Новгороде, и многие произведения его программы никогда ранее не звучали в нашем концертном зале (Токката Соль мажор Г. Шайдеманна, Три ричеркара М. Радулеску, Пассакалия Ф. Мартина, Трио-соната Х. Дистлера). В афише явно преобладала музыка ХХ века, однако С. Черепанов в Германии и России, прежде всего, известен как специалист в области аутентичного исполнительства.
Убедиться в этом слушатели смогли уже через три дня, 25 октября, когда к органисту присоединился скрипач Гунар Летцбор (Линц – Вена, Австрия), в руках которого звучал непривычный для нашего времени и слуха барочный инструмент с жильными, а не металлическими струнами. Вместе с С. Черепановым, пересевшим в этот вечер за клавесин, они исполнили сочинения Иоганна Пауля Вестхофа и Иоганна Себастьяна Баха. Многие музыканты воспринимают аутентичную интерпретацию как выхолощенное, рафинированное и музейное искусство. В этот вечер был прекрасный повод убедиться в естественности и органике исторически точной трактовки старинной музыки. «Столько было живости, энергии и красоты в их исполнении! Они ни разу не заставили усомниться, что аутентичная манера имеет право на существование», - делится впечатлениями З. А. Скульская.
Иная исполнительская манера присуща профессору Университета музыки города Граца Гунтеру Росту (Австрия), солировавшему 19 ноября в третьем концерте цикла. Техника, доведенная до абсолюта, блестящий инструментализм, виртуозность, практически математическая точность (даже в выверенности биения трелей) восхищала, и, одновременно с этим, создавала впечатление некоторой эмоциональной безжизненности.
Без новинок не обошлось и на этот раз – Г. Рост представил свои обработки концертов ля минор и Соль мажор Баха – Вивальди. Его концерт сопровождал радушный прием публики, а после мастер-классов – и восхищение студентов-органистов педагогическим профессионализмом и обаянием молодого профессора.
Если в первых трех концертах слушатели познакомились с исполнителями, дотоле не игравшими в Нижнем Новгороде, то далее их ждали встречи с органистами хорошо знакомыми и, несмотря на молодость, успевшими ярко заявить о себе в концертной жизни города. В четвертом концерте цикла выступила Елена Курилова, которая закончила Нижегородскую консерваторию в классе заслуженного артиста России, доцента Д. Ф. Зарецкого и магистратуру в Университете музыки и изобразительных искусств города Граца (Австрия) в классе профессора Г. Роста. Заметна определенная общность программ учителя и ученицы – преобладание в них сочинений французских композиторов ХХ века: М. Дюпре, Ж. Алена, Ж. Гийу. Очевидна исполнительская увлеченность и выигрышная интерпретация Е. Куриловой именно этой музыки. Вот как этот факт прокомментировала сама исполнительница: «Французcкое влияние, безусловно, от профессора. У Роста особый интерес к французской музыке ХХ века, именно поэтому он несколько лет учился в Париже у знаменитейшей французской органистки и педагога Мари-Клер Ален – сестры признанного органного композитора – Жана Алена, погибшего совсем молодым в 1940 году в пекле Второй мировой войны».
Завершил абонемент концерт лауреата международного конкурса Александра Новоселова, вчерашнего выпускника Нижегородской консерватории (класс профессора З. А. Скульской), а ныне солиста филармонии города Кондопога (Карелия). Он исполнил произведения Н. Брунса, И. С. Баха, Ф. Куперена, Ф. Мендельсона, Ж. Лангле, Ж. Алена. После концерта Александр рассказал о том, какие ощущения испытываешь, играя в стенах alma mater не в качестве студента, а в качестве концертирующего музыканта, солиста филармонии. «Ответственность немыслимая. В “своем” зале всегда страшно играть. В этом году я гастролировал уже во многих городах (Томск, Кемерово, Иркутск, Хабаровск). Там себя чувствуешь свободнее, а здесь есть волнение, особенное чувство ответственности перед своими педагогами. Интересно и важно их мнение».
В этом сезоне цикл «В-А-С-Н» завершен. Он традиционно подарил слушателям много новых имен, впечатлений и открытий. «На будущий год мы будем продолжать и развивать этот проект. В планах уже есть исполнители, которых мы хотели бы пригласить. А еще через год будет пятидесятилетие органного класса и концертного органа. Мы впервые будем праздновать юбилей своими силами – у нас уже есть такие выпускники, которые могут с этим справиться, показать свой исполнительский класс и наш педагогический уровень одновременно», - поделилась планами на будущее З. А. Скульская. Таким образом, перед слушателями открывается перспектива новых интересных встреч и ярких открытий
Арт-журналист II курса
Мария Оленичева |
|