Статьи
|
Наследие музыкального салонаЧем больше задумываешься о веке нынешнем, тем больше он напоминает давно ушедшую эпоху. Девятнадцатый век, если быть точной. Может быть, не все согласятся с этим. Кто-то скажет: «Уровень культуры сегодня уже не тот, что был раньше. Вкусы людей не притязательны». Но так ли это?
В свое время Д. Житомирский в книге о Шумане писал: «Для публики крупных городов, для тех, кто слушал пианистов, скрипачей, певцов, кто наполнял оперные театры, музыка более всего существовала как занятная игрушка, общепринятая светская забава…» И если вдуматься, то европейцы XIX века мало чем отличались от нас – жителей XXI столетия.
Эта связь времен ощущается сейчас очень остро. Особенно когда переступаешь порог дома, покидаешь привычный мирок, приходишь в театр или на концерт. Например, как 14 марта 2009 года. Казалось бы, откуда такие мысли и ассоциации? Ведь актовый зал Нижегородского лингвистического университета им. Н. Добролюбова вовсе не напоминал светскую гостиную парижского аристократа. И на дворе – не XIX век, а уже полюбившийся XXI-й. На сцене был… Нет, не придворный оркестр, а вполне современный коллектив – Ансамбль виолончелистов Санкт-Петербурга. Но что-то все-таки наталкивало на мысли о прошлом… Может быть, атмосфера европейского музыкального салона?
Ощущение это возникло еще задолго до начала концерта. Возможно в тот момент, когда публика стояла перед закрытыми дверями в храм искусства (по совместительству, актовый зал), покупала билеты. Когда миловидные девушки протянули анкеты (они же – концертные программки), в них можно было увидеть не только перечень произведений, состав участников и «рекламную» информацию, но и следующее обращение: «Уважаемый гость! Просим Вас оценить по 10-балльной шкале исполняемые произведения (10 баллов – понравилось максимально, 0 баллов – не понравилось). Также на анкете можно оставить отзывы и пожелания».
Другими словами, «годен или не годен»? Это, конечно, напомнило систему рейтингового голосования на современных конкурсах, отбора на «кастингах». Но было в этом и что-то, казалось бы, забытое. Почему-то вспомнились именно те самые музыкальные гостиные и светские салоны эпохи Шопена и Листа. Перед исполнителями, какими бы великими они не были, стояла одна задача: доставить слушателю удовольствие, удивить, восхитить виртуозностью. Или, наоборот, расслабить, убаюкать… В любом случае, отвлечь от повседневных забот, погрузить в сладкое музыкальное забытье.
И многие атрибуты концерта наводили на мысль, что современная ситуация сродни прошлому, основная задача музыканта – развлечь публику. Плохо это или хорошо? Каждый по-своему ответил бы на этот вопрос. Один из артистов коллектива, А. Королько, рассказал в интервью: «Голосования на концерте, весь этот интерактив – идея нашего администратора и менеджера. Так теснее устанавливается контакт с публикой. Да и нас самих интересует, как мы сыграли». Кроме того, как объяснила участница коллектива, виолончелистка Т. Тутынина, анкеты помогают музыкантам в записи компакт-дисков: «По рейтингам определяются симпатии людей. Слушатели имеют возможность прийти на концерт, послушать пьесы. Возможно, они захотят купить диск и услышать то, что им понравилось и запомнилось».
Программа концерта была такой же, как ее название – «Пламя и ветер». Темпераментной, запоминающейся, колоритной. Т. Тутынина прокомментировала: «Пламя и ветер – это пьеса в испанском стиле, которую написал Георгий Ильдейкин, очень хороший виолончелист, который изначально был в нашем ансамбле. Мы исполняли ее некоторое время, а потом название было перенесено на одну из наших концертных программ».
В первом отделении темы из произведений М. Леграна и Ф. Чилеа соседствовали с композициями С. Курехина и Э. Вила-Лобоса, шли «рука об руку» с Попурри из балета «Гаянэ» и темой из кинофильма «Тегеран 43». Второе отделение, за исключением «Песни Сольвейг» Э.Грига, было полностью посвящено «вечнозеленым» мелодиям из фильмов и мюзиклов: «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Римские каникулы» М. Базара, «Гранада» А. Лара, «Мы пилигримы» Ю. Райта, «Tea for Two» В. Юманса, «Лунная река» и «Розовая пантера» Г. Манчини.
А. Корольков: «В нашем коллективе исповедуется такая точка зрения, что жанров плохих нет. Есть плохо написанные аранжировки, посредственные произведения или некачественное исполнение. Мы не зависим напрямую от музыкального стиля. Джаз, рок, кантри, конечно в обработках, и классика – мы играем в любых направлениях. Почему бы и нет? Важно, какую информацию несет наше исполнение, как это воздействует на публику, насколько это берет за душу…».
Музыканты справились со своей задачей. Не стремясь поразить оригинальными трактовками или глубокими художественными концепциями, они показали высокий профессиональный уровень, исполнительское мастерство и доставили удовольствие слушателям. Им удалось то, что не многим под силу – «озвучить» популярную музыку так, чтобы она не казалась банальной, приземленной, «затасканной». Известные мелодии словно ожили и зазвучали изысканно и утонченно. Виолончели как будто скрылись от зрителя за тончайшим звуковым покровом.
Безусловно, художественный результат зависел от качества аранжировок. Ведь «разложить по партиям» музыку, предназначенную для другого состава – это еще только половина успеха. Гораздо важнее учесть особенности инструментов, а в идеале – и возможности солистов. И тогда получается нужный эффект: популярная мелодия приобретает множество «пестрых вуалей» - гармоний и «шлейфов» - подголосков. Она передается от виолончели к виолончели с легкостью и грацией.
А. Корольков отметил, что их ансамбль сотрудничает со многими молодыми композиторами, которые присылают свои оригинальные произведения, обработки и переложения разной музыки для виолончели. Т. Тутынина рассказала об одном из них: «Мы играем джазовые композиции, которые пишет нам Дима Серебров – джазовый композитор и аранжировщик. Он бывший виолончелист, поэтому пишет удобно и грамотно. “Tea for two” и “Тика-тика”, исполненная на бис – это его обработки».
Наверное, не все слушатели обратили внимание на аранжировки. Ведь для них гораздо важнее «видимая» часть концерта: мастерство музыкантов, их виртуозность и артистизм. Ансамбль из Санкт-Петербурга был одарен всем. Музыканты одинаково успешно воспроизводили звучание испанской гитары и джазового контрабаса. В обоих случаях – пиццикато, но насколько разное! Мастерски точное «попадание» в немного нестройное «фальшивое» звучание деревенского оркестра нарисовало картину сельского праздника.
Да, коллектив из северной столицы был очень внимателен к прочтению и реализации исполнительских штрихов. Трудно было даже предположить, что существует такое разнообразие тремоло. «Балалаечно-баянное тремоло», полное удалой плясовой разухабистости, слышалось в пьесе «Украiнський весiльний танок». Напряженное «испанское» тремоло в «Гранаде» напоминало натянутые «нервы» струн испанской гитары. В пьесе «Не вечор ли в хороводе» едва слышное, вибрирующее, но при этом «членораздельное» тремоло больше походило на колебание атмосферы в зале, чем на реальный звук виолончели.
Однако самой сильной стороной ансамбля была, пожалуй, динамика. Сейчас даже среди хороших исполнителей академического направления редко можно услышать звук нежный, тихий и отчетливый одновременно. А ведь именно такого, неагрессивного и приятного уху, звука так не хватает в нашей звенящей и свистящей, дребезжащей и гомонящей реальности. Порой эта какофония настолько раздражает, что хочется убавить громкость этого глобального невидимого магнитофона. Звук – это почти стихия, с которой необходимо обращаться осторожно. Судя по тому, как виолончелисты ансамбля бережно работали с динамикой, они бы согласились с этой мыслью. Их «форте» было мягким и плотным, а не утрированным и жестким, «пиано» - трепетным и хрупким, а не бестелесным и невнятным, волны звукового нарастания были гибкими, а не рваными.
В таком свете некоторые неточности и погрешности казались незначительными. Немногие посетители концерта заострили внимание на ритмических неровностях, порой – немного нестройных октавах.
Но виолончелисты были не единственными героями вечера. В сопровождении ансамбля несколько композиций исполнила солистка Мариинского оперного театра Ирина Васильева (сопрано). Произведения, в которых она солировала («Гранада», «Не вечор ли в хороводе», «Песня Сольвейг») не изобиловали сложностями. Никаких колоратур, головокружительных пассажей, резких скачков и регистровых переходов, декламации или экспрессивных речитативов. Лишь лирика и кантилена, исполненная чистым глубоким голосом. Пожалуй, только в произведении С. Курехина «Донна Анна» певица продемонстрировала свои технические возможности.
Певица, обладающая талантами драматической актрисы – вдвое больший талант. При взгляде на И.Васильеву вспоминались строки из романа Сомерсета Моэма «Театр». Успешный импресарио наставлял своих актеров: «Не будьте естественны… На сцене не место этому. Но извольте казаться естественными». И. Васильевна, сама того не подозревая, выполняла этот завет. Ни чрезмерных эмоций на лице, ни заломленных рук, ни преувеличенных страданий – все было просто и безыскусно. Она «играла» лишь глазами и голосом.
Екатерина Князева (фортепиано) не осталась в тени своих коллег-музыкантов. Появляясь на сцене время от времени, она вставляла лишь краткие фортепианные реплики в «разговор» солистов. Стеклянные капли в верхнем регистре, тревожные «шорохи» - в нижнем, поток ниспадающих пассажей… Но эти маленькие детали «подавались» с таким изяществом и вкусом, что странно было бы назвать их просто «аккомпанементом».
Технические возможности ансамблистов, их энтузиазм, творческая выдумка очаровали зрителей. Но, впрочем, не всех. После концерта слушатели поделились своими впечатлениями. Отзывы были разные. Например, такой: «Мне кажется, что этот первый концерт такого замечательного ансамбля в Нижнем Новгороде – начало серьезной культурной программы. На сегодняшний день человека очень важно держать в состоянии высокого духовного накала, потому что только это может спасти нас от каких-то неприятных настроений, когда будущее кажется серым и мрачным. И я получила огромное удовольствие от тех произведений, которое мы слушали».
Но были и другие, кого выбор программы не порадовал. Ее называли «слишком попсовой», «однообразной» и «невыстроенной». Одни именовали ее «салонной», другие – «ресторанной». Что ж, может быть. То, что занимательно для обычной публики, не всегда интересно для искушенных любителей музыки. Но ведь и такие программы имеют право на существование.
Концерт 14 марта был пробным шагом для коллектива. Ведь они впервые выступали на нижегородской сцене. Возможно, в следующий раз Ансамбль виолончелистов Санкт–Петербурга привезет совершенно иную программу. Ту, которая удовлетворит оба лагеря: и музыкальных «гурманов», и обычных слушателей. А концертные выступления коллектива обогатятся произведениями Ф.Шуберта. И.Брамса, А. Пярта, Д. Шостаковича, молодых композиторов-современников.
Остается лишь надеяться, что в дальнейшем стремление развлечь публику, не помешает музыкантам осуществить более серьезные замыслы.
Арт-журналист II курса ФДО ННГК
Олеся Платонова
|
|