В Нижнем Новгороде прошёл III Международный
фестиваль современной музыки «Картинки с выставки». В одни
из самых ярких его концертов прозвучали сочинения,
написанные для народных инструментов. Вопреки существующему мнению об
устойчивости и даже консерватизме этой сферы, фестиваль показал, что новации в
нее проникают самым активным образом. «Современность
может проявляться по-разному, но главное, чтобы в музыке ощущался воздух
эпохи», - говорит художественный руководитель фестиваля, председатель
Нижегородской организации Союза композиторов России Борис Гецелев,
- «Традиционные жанры – народная песня
или танец – лишь частично раскрывают возможности как струнных инструментов, так
и баяна».
Благодаря виртуозам-исполнителям, начиная с
Фридриха Липса, баян уже несколько десятилетий
вдохновляет композиторов на поиски и эксперименты. «Это обусловлено тем, что композиторы находятся в поиске новых тембров,
новых инструментальных возможностей», - говорит лауреат Всероссийских и
Международных конкурсов Юрий Гуревич, - «Баян
для них - инструмент еще мало изученный и, как сами композиторы признаются,
очень сложный, таящий в себе массу загадок. Но любого настоящего композитора
влекут именно загадки. Привлекает баян и своей полифоничностью.
Кроме того, интерес вызывают тембральные краски,
стереофоничность клавиатур, различные способы звукоизвлечения,
богатство штриховой палитры, наличие регистровых комбинаций».
«Мне
интересен голос этого инструмента. Он необычный – исповедальный и отстраненный
одновременно. Баян сродни органу и представляет собой палитру неисчерпаемых тембральных красок», - так Михаил Броннер объясняет обращение к
баяну в своем сочинении «Страсти по Иуде». На фестивале этот Концерт прозвучал
в исполнении Юрия Гуревича и камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода».
Баян передавал
целую гамму острых переживаний Иуды – беспомощность, страх, смятение, отъединенность от всего мира. Исполнитель даже зрительно
был отделен от оркестра - приподнят над уровнем сцены, и эта мизансцена
подчеркивала одиночество Иуды-баяна среди струнных, осуждающих предателя.
Вопросы, которыми задавался композитор в этом
сочинении, он высказал в аннотации: «Предательство Иуды? Если предал, то почему
на глазах у всех? За деньги? Зачем деньги апостолу – казначею? Тридцать
серебряных тетрадрахм? Ерундовая сумма по меркам того времени… Любимый ученик?
Значит, Учитель сомневался в нём? Как это?.. А может быть, смысл поцелуя и
смысл предательства в чём-то другом?»
Виновен ли все-таки Иуда? «Виновен!», -
утверждали скрипки, и даже сами исполнители произносили его имя гневным
шёпотом. Но вот толпа, преследующая предателя, остановилась в смятении и…
сомнении: «Иуда…?» В повисшей тишине раздался вздох баяна - словно предсмертный
всхлип героя…
Не менее
интересно прозвучало сочинение финского композитора Илкка Куусисто – Гимны для виолончели (Наталья Тельминова)
и баяна (Юрий Гуревич). Автор обратился к духовным текстам. Свет и
сияние исходило от этого произведения, пропитанного национальным колоритом.
Хорал эпохи Ренессанса органично вливался в языковую среду современной музыки.
Откуда-то издалека доносился голос, произносящий молитву, а завершалось произведение
строгими, устремлёнными ввысь аккордами.
Ансамбль «Ars mobile» - кроме виолончели и баяна, в его составе –
флейта (Наталья Полунова) – исполнил фантазию-элегию Владимира
Холщевникова на темы композиторов XIII-XV
веков
«И вновь витает грусть старинных песен». Композитор посвящает сочинение
теме непреходящей художественной ценности творчества старинных авторов, чьи
произведения воспринимаются как воплощение высшей духовности и нравственности.
Эти напевы были исполнены с грустью, говорящей об утрате свойственной им первозданности,
возвышенности, благородства и чистоты музыкального выражения человеческих
чувств и эмоций. Сочинению предпослано стихотворное посвящение автора:
И
вновь
витает
грусть
старинных
песен.
И
вновь
вдыхает
грудь
ту
странность
взвеси
Архаики,
которая всегда над нами,
Над
черствой коркой
дней…
Современная музыка с использованием народных
инструментов развивается в разных направлениях. Более доступным и лёгким для
восприятия стала эстрадно-джазовая композиция Opal – концерт для аккордеона и камерного оркестра Ришара
Гальяно в исполнении молодого ансамбля солистов «Con forza»
(художественный руководитель - лауреат Всероссийских и Международных
конкурсов Никита Власов).
Исполнители
показали виртуозную игру, сочетая техническую и динамическую оснащённость.
Ансамбль тонко передал настроение танго, где внезапно сменяли друг друга то
льющаяся лирическая мелодия, то стремительный порыв страстей. Приёмы тремоло,
завораживающее глиссандо и филирование звуков на аккордеоне, волшебное звучание
шумовых инструментов порадовали публику. Лёгкость, эстрадность,
импровизационность – принципы, которыми
руководствуется ансамбль.
Нельзя не заметить, что композиторы, пишущие
для народных инструментов, всё реже берут за основу традиционные напевы. По
этому поводу Б. С. Гецелев замечает: «Связь с народной музыкой не утрачивается, а
лишь утончается». Новое сочинение нижегородского композитора Нины Бордюг
подтвердило эту мысль. В «Пурегудниках»
переплетаются, играют друг с другом, то, отступая на второй план, то, заполняя
собой пространство, хороводная и свадебная песни. Исполнителей Ольгу
Попову (саксофон) и Сергея Озерова (баян) пьеса
заинтересовала не только фольклорными мотивами, но и тем, что она предоставляет
возможность для импровизации.
«Не надо
забывать, что баян не только клавишный, но и духовой инструмент. То есть
саксофон и баян - родственные души», - говорит Сергей Озеров, - «Саксофон обладает бархатным тембром, который
создаёт яркую и густую краску, органично сочетаясь с баяном». Нина Бордюг отмечает, что образование фольклориста помогает
Ольге Поповой передать на саксофоне звучание деревянных духовых инструментов. В
то же время, композитор мастерски использует тембральное
богатство баяна, тоже приближая его голос к дудочкам и свирелям.
Не только баян, но и струнные народные инструменты
оказались востребованными в сочинениях современных авторов. «Струнные более устойчивы в традициях, чем
баян», - замечает Б. Гецелев, - «Но открытия в области мультифоники
теперь активно используются композиторами, которые пишут для этих инструментов».
Нижегородский композитор Борис Сазонов увлечен особенностями тембра и мягким извлечением
звука: «Этим инструментам подвластны все
оттенки чувств – от нежной лирики до глубокой грусти». Квартет для двух
малых домр, домры-альта и домры прозвучал на фестивале в исполнении лауреатов Всероссийских
конкурсов Михаила Котомина, Марии Садовниковой,
Александра Одегова и Анны Соловьевой. «Очень хорошо играл квартет, звук
прекрасный, очень красивый тон, это специфика нижегородской школы», -
отметил народный артист России Александр
Цыганков, который тоже представил на фестивале
свое сочинение - Концерт для балалайки с русским народным оркестром.
Два мира, две звуковых реальности возникают
перед слушателями – агрессивная, лишенная духовного содержания, и светлая,
основанная на вековых устоях, одухотворенная подлинным национальным чувством.
Русь с ее традиционной напевностью, молитвенной чистотой, колокольным звоном,
пробуждающим душу, питает вдохновение композитора. В одной из частей сочинения сквозной
линией проходит тема народной песни «А я по лугу», обретая все новые и новые
краски. Нижегородский государственный русский народный оркестр под управлением
народного артиста России Виктора
Кузнецова покорил слушателей слаженностью и мощью, широтой звучания,
разнообразием тембральных красок. Сольную партию
исполнял студент Нижегородской консерватории, лауреат Международных и
Всероссийских конкурсов Николай Назаров.
Концерт для домры с оркестром Ефрема
Подгайца, по словам Б. Гецелева, «даёт пример формирования не всегда привычной
для оркестра музыкальной ткани. Сочинение отличается чрезвычайно убедительной
драматургией и очень тонкой и точной трактовкой состояния». Сам композитор
заметил: «Концерт звучал уже десятки раз,
но нынешнее исполнение – одно из лучших». Сольную партию вела лауреат
Всероссийских и Международных конкурсов Кристина Фиш, искусно и темпераментно
увлекая оркестр за собой. Домристка говорит о танцевальной стихии, которая
пронизывает Концерт: «Синкопированным
ритмом он напоминает танго. Постепенно нарастает волна, потом - резкий спад, и
всё меняется. Взлеты, падение, непрерывное развитие музыкального материала…»
Самое объёмное
звучание русского народного оркестра было продемонстрировано в Концерте для альтовой домры и оркестра Татьяны
Сергеевой. «Мы имеем пример
удивительной органичности, соединение довольно разных элементов, которые
блестяще друг с другом соотнесены, которые не просто экспонированы, а
разработаны», - отмечает Б. Гецелев, - «А так как Татьяна
Сергеева – одна из лучших инструменталисток нашего времени, то Концерт
одухотворен колоссальным темпераментом - исполнительским и композиторским».
Татьяна
Сергеева обратилась в этом сочинении к вальсу, прибегая к несвойственному для
него скорому темпу. Он словно выходил из привычных границ, разрушая тем самым привычную
форму. Композитор привлекала мощный арсенал шумовых - главным образом, ударных
инструментов. Альтовая домра в руках народного артиста России Михаила Горобцова продемонстрировала разнообразные тембры и
технические пассажи, отличающиеся небывалой виртуозностью.
В программе фестиваля страница, посвященная
музыке для народных инструментов, стала одной из самых заметных. Ефрем Подгайц, поделившись своими впечатлениями от этого вечера,
подчеркнул: «Мне кажется, что такой
концерт может украсить любой фестиваль! А на каком уровне сыграно!» Солидарен
с этим мнением и художественный руководитель фестиваля Б. Гецелев:
«Все сочинения – яркие, эффектные,
содержательные. Оркестр играл выше всяких похвал, блестяще освоив новый,
непривычный материал». Публика же выразила свое мнение самым прямым и
непосредственным образом, горячо аплодируя и многократно вызывая музыкантов «на
бис».
арт-журналист II курса ФДО ННГК
Елена Желудкова
|