Как подготовить и провести эффективную
презентацию.
"Успешный бизнес - это умение общаться с людьми" - считают
истинные руководители. И добавляют : «Современный менеджер должен владеть наукой деловых
отношений, уметь вести переговоры , деловые беседы ,давать интервью, проводить собеседования и презентации, т.е.
быть хорошим коммуникатором».
Все эти качества необходимы и современному профсоюзному работнику, чья
деятельность напрямую связана с общением, вступлением в коммуникации с разными
людьми – от учителей и родителей до
представителей работодателей , властей и СМИ.
Некоторые люди одарены всеми
этими качествами от природы и почти
интуитивно чувствуют, что и как
необходимо сказать в той или иной ситуации, на какие факты сослаться,
как выстроить беседу, сообщение, доклад... Для других – это серьезная проблема.
Порой неправильно построенная фраза в переговорах или в презентации может
стоить потери доверия и даже репутации.
Но тем, кто не считает себя прирожденным коммуникатором, не стоит отчаиваться. Коммуникация – многогранное понятие, которое
включает в себя любое взаимодействие с другими людьми: случайный разговор,
убеждение, обучение , переговоры, интервью, презентации. И у каждого вида общения есть своя технология,
ее можно освоить, овладеть базовыми техниками и стать неплохим собеседником,
хорошим переговорщиком и успешным
докладчиком, даже если от природы этого не дано.
В этом методическом пособии
речь пойдет не о процессе коммуникации , а о том, как
выстроить презентацию так , что бы
достичь максимального эффекта от её проведения.
Навыки при подготовке и последующее проведении презентации ( причем
любого формата – доклад, лекция ,семинарское занятие, ответы на вопросы и т.д.)
необходимы для людей ведущих активный, публичный образ жизни .
Начнем с того, а что же такое
презентация?
Ответов на этот бы казалось простой вопрос, как показывает практика,
множество.
Кто-то считает, что под презентацией подразумевается её визуальная, вспомогательная часть ,т.е.
набор слайдов по теме, созданных в программе PowerPoint, которые озвучивает
выступающий ; кто-то ответит, что презентация – это некое рекламное шоу по поводу (открытие магазина,
выход в свет книги, продвижение какого-либо товара или услуги и т.д.) с
обязательным приглашением vip-персон, фуршетом и фейерверком; а кто-то,
воспользовавшись словарем, ответит, что «презентация – это предъявление
переводного векселя лицу, обязанному по нему осуществить платеж (трассату)». И
все они будут по-своему правы. Если и
дальше следовать словарям то, презентация – это:
(от лат. praesentatio —
представление, вручение, предъявление) —
1) рекламное мероприятие,
включающее в себя демонстрацию товара, сопровождаемое кино-, видеофильмами,
слайдами, а также раздачей информационно-рекламных материалов;
2) официальное представление
вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу
приглашенных лиц.
Но если следовать современной практике делового общения , то презентация – это публичное выступление с использованием аудио -
визуальных средств, уникальное PR мероприятие, где Вы можете непосредственно
контактировать с людьми, от решения которых зависит смысл вашей работы,
где вы можете управлять их эмоциональным
состоянием ,мнением; видеть и ощущать как их мнение меняется; это способ привлечь внимание пользователей к
деятельности и услугам как самой
организации, так и ее представителей; это эффективный способ передачи
информации ,поиск партнеров и способ принятия нужных вам решений. Надо помнить о том, что никакое из средств коммуникации
(технологическое или бумажное) не сможет заменить коммуникацию персональную, а
правильно выстроенная презентация – одно из
эффективных средств персональной коммуникации.
Итак. С чего
начать, что бы Ваша презентация стала действительно эффективной?
Условно любую презентацию
можно разделить на три блока:
·
Подготовка
презентации
·
Проведение
·
Послепрезентационные
исследования
И самый большой блок – подготовка. Именно ей, как справедливо считают
специалисты, следует уделять от 50 до 95 % времени. Именно от качества подготовки презентации зависит её успех или провал.
Казалось бы, это совершенно очевидно, но как только доходит до конкретного
дела, то возникают причины, мешающие правильной подготовке. Среди них -
отсутствие времени, надежда на вдохновение, уверенность в возможности полностью
использовать материалы прошлого выступления и множество других. И что бы при
проведении презентации не «наступать в
очередной раз на грабли» следует предпринять ряд шагов.
ОСНОВНЫЕ ШАГИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ:
ШАГ 1 - Формирование
позитивного настроя на презентацию
ШАГ 2 - Понимание целей и
результатов
ШАГ 3 – Анализ участников
ШАГ 4 – Понимание путей достижения результата (ресурсы)
ШАГ 5 – Создание структуры и разработка содержания презентации
ШАГ 6 – Репетиция, тестовый прогон
ШАГ 7 – Подготовка финального варианта презентации
ШАГ 8 - Релаксация
ШАГ 1. Формирование позитивного
настроя на презентацию
Здесь важно помнить о том, что главное, что есть в вашей презентации –
это не только информация, цифры и факты или средства демонстрации - от простейших листов бумаги до самых
современных устройств. Главное – это Вы сами!
Начиная с первых секунд встречи с Вами, слушатели уже получают
информацию. Вы еще и говорить не начали, а они уже составляют свое мнение о Вас
и только от Вас зависит, как они
воспримут передаваемое вами сообщение. Ведь выходя на встречу с аудиторией (
вне зависимости от её количества) Ваша
задача не просто донести информацию, необходимо добиться того , чтобы эта
информация работала на Вас. Чтобы слушатели после встречи с Вами думали и
поступали так, как хочется Вам. И здесь важно все – знание предмета, энтузиазм,
речь, внешний вид и конечно настрой!
Ваш позитивный настрой - средство достижения цели, успеха.
Вы компетентны, грамотны . Вы – профессионал. Вы хотите поделиться
своей информацией с аудиторией , пригласить её
к сопереживанию, содействию ,
сотрудничеству. Настройтесь на позитив, полюбите своих слушателей, и они ответят Вам
взаимностью. И верьте - у Вас все
получится!
ШАГ 2. Понимание
целей и результатов презентации.
Бесцельной презентации не бывает
!
Это факт, от которого нельзя отмахнуться. Даже простое информирование – будь то доклад
или отчет, всегда преследует определенную цель – одобрить действия,
принять решение или отчет; а возможно,
что докладчик рассчитывает взволновать аудиторию,
сформировать у людей убеждения, представления, которые станут мотивами их
поведения, то есть призывать к каким - либо действиям. Часто эти цели
перекрещиваются и совмещаются в одном
выступлении. Немало важно и то, что
любое публичное выступление формирует
у аудитории мнение и о докладчике и о той организации, которую он
представляет!
Определение целей презентации – необходимая её составляющая.
Выступающий должен четко представлять,
какой реакции он добивается. Иногда ( в
целях достижения эффективности выступления и создания определенного настроя
аудитории) стоит о своих целях и задачах
сообщить слушателям.
При подготовке презентации
следует задать себе вопросы. Например, такие :
·
Зачем готовите
презентацию?
·
О чем хотите рассказать?
·
Чего планируете
достичь?
·
Каких мыслей и действий
ожидаете от слушателей?
·
Что получат
слушатели, если скажут «ДА», и что они могут потерять , если скажут «НЕТ»?
·
Можете ли достичь поставленных целей в отведенное
время?
·
Какие ресурсы необходимо использовать?
ШАГ 3. Анализ
аудитории.
При подготовке презентации важно оценить состав будущей аудитории,
заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы как:
·
Количество
слушателей
·
Что это за люди
·
Кого больше –
мужчин или женщин
·
Возраст
·
Место работы
·
Образование
·
К чему они
стремятся
·
Какое отношение
имеет аудитория к теме выступления
·
Знания участников
по теме выступления
·
Отвечает ли ваша
презентация интересам слушателей
·
Что слушатели будут
делать с представленной вами информацией, и чем конкретно она важна для них
·
Что они думают о
вас лично
·
Что они думают, о
представляемой вами организации
·
Кто в аудитории
является лицом, принимающим решение или влияющим на принятие решения
·
Если Вы презентуете
свой проект одному лицу, то перед вашей
встречей не лишне узнать о его личных пристрастиях, интересах ,привычках и
даже настроении на момент вашей презентации
Следует помнить о том, что :
·
Всегда легче
говорить, обращаясь к однородному составу
аудитории (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых
политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее их реакция на выступление.
·
Обращаясь к
молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности,
подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.
·
Перед слушателями с
высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если
нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы,
тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять
цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.
·
В неоднородной
аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по
возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее
подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам,
если вы знаете, что они придут.
·
Знание своих
слушателей, "прицельная" подготовка речи приобретают особое значение
при переговорах или при обсуждении
какого - то трудного вопроса в узком кругу специалистов, деловых людей.
·
И еще один совет :
не следует недооценивать аудиторию!
Поверьте, что среди Ваших слушателей могут встретиться люди
более компетентные и продвинутые, чем Вы сами! Потому знание аудитории – залог вашего
успеха!
ШАГ 4 Понимание путей достижения результата
При подготовке презентации следует
знать :
·
Где и в какой обстановке будет проходить Ваше
выступление - в зале, в кабинете, на открытом воздухе; есть ли там кафедра,
стол, микрофон, необходимая техника; важное значение имеет и размещение
слушателей в аудитории.
·
Какими ресурсами
располагаете
-
Какими аудио -
визуальными средствами воспользуетесь
·
После каких других
речей планируется ваше выступление .Принято считать, что каждая последующая речь должна быть
интереснее и по содержанию и по форме,
чем предыдущая.( Совет – не следует
менять « на ходу» своё выступление
и «подстраиваться» под предыдущих
ораторов. Знания, спокойствие,
уверенность в себе и естественность – ваш козырь! )
-
Какие примеры для
убеждения планируете использовать?
-
На какие факты следует ссылаться, а на какие не стоит?
-
Значимые персоны
для слушателей, на кого Вы можете сослаться в выступлении
-
Какие ключевые
слова и выражения не стоит использовать в презентации, а какие настоятельно
рекомендуются?
-
Какие шутки,
анекдоты истории будут уместны, а какие нет?
-
Какой минимум
времени вам понадобится, чтобы донести информацию до слушателей?
-
Какие графические
объекты задействуете при подготовке презентации?
·
Что делать, если :
-
Сократили время
презентации
-
Отказала техника
-
Иные обстоятельства
•
Три самых сложных
вопроса, которые вам могут задать во время или после презентации и т.д.
ШАГ 5 – Создание
структуры и разработка содержания презентации
Итак, Вы настроились на успешную презентацию, определились с темой и
целями, четко понимаете – кто Ваши слушатели, где и когда Вам предстоит выступать, какими
ресурсами располагаете. Настало время приступить к созданию своего выступления. Прежде всего,
следует структурировать вашу презентацию – это поможет вам не только при
подготовке, но и непосредственно во время выступления.
Сценарий любой презентация ( от доклада до тоста) строится по
классическим законам композиции :
·
Вступление.
·
Основная часть.
·
Кульминация
·
Заключение.
Каждая часть несет на себе
определенный информационный, эмоциональный
и побудительный посыл и пренебрежение к ним недопустимо. Зная регламент
Вам необходимо распределить время
каждого информационного блока.
Примерно так:
- вступление – 10-15% времени ;
- основная часть – 60-65%;
- заключение – 20-30%.
Если формат вашего мероприятия предусматривает вопросы и ответы по
теме вашего выступления, то необходимо выделить время и на этот блок и заранее
быть к нему готовым.
Теперь, систематизируя собранный и подготовленный Вами материал, опираясь на Ваши знания, компетенцию и опыт следует
наполнить структуру презентации содержанием. С учетом специфики
всех составляющих Вашего выступления. Можно еще раз проконтролировать себя такими вопросами:
·
Достаточно ли я
компетентен по данному вопросу?
·
Имеется ли у меня
достаточно данных для достижения поставленной цели?
·
Что в моем
выступлении вызовет наибольший интерес?
·
Смогу ли я
закончить выступление в отведенное время?
·
Соответствует ли
мое выступление уровню моих знаний и опыту? И т.д.( см. ШАГ 4)
.
Несколько советов
по подготовке слайдов в часто
используемой выступающими программе
Power Point.
Преимущества этого сопровождения презентации очевидны:
Слайды
·
Удобное ,наглядное
и профессиональное оформление выступления
- Ваше сообщение выглядит более
убедительно
·
Привлекают внимание
слушателей
·
Повышают степень восприятия и понимания
·
Повышают
способность к запоминанию информации
·
Выделяют ключевые
моменты презентации
·
Сокращают время
выступления и т.д.
Все это справедливо
в том случае, если слайды не мешают вашему выступлению, а дополняют его.
Помните, что выступающий не чтец титров ,что задача компьютерной презентации -
сфокусировать внимание слушателей, зафиксировать и проиллюстрировать то, что Вы говорите.
Готовя слайды,
следуйте простым принципам:
-
Не перегружайте
слайд информацией - не больше 30 слов.
-
Не дублируйте текст
выступления
-
Текст на слайдах
должен быть простым и содержать ключевые данные вашего выступления, которые вы
объясняете и комментируете.
-
Следуйте правилу :
одно предложение – одна мысль
-
По возможности
заменяйте текст на символы
-
Не перегружайте
презентацию частой сменой слайдов , анимационными и звуковыми эффектами. Это не
концентрирует внимание, а напротив – отвлекает слушателей
-
Не используйте больше 3 шрифтов
-
Не используйте
более 3-х цветов! Помните - цвет это
тоже информация
-
Выберите
привлекательный шаблон оформления слайдов — профессиональный, но не слишком
броский. Оформление не должно отвлекать внимание от содержания выступления.
-
Сопровождение
выступления слайдами должно соответствовать
тексту выступления, каждому его этапу
И еще одно важное правило:
Не стоит
в своей презентации опираться только
на слайды и зависеть от них. Основная «нагрузка» презентации лежит на
Вас. Ваше выступление не должно пострадать даже в том случае, если техника
даст сбой .
Вернемся к содержанию Вашей
презентации:
1.
Вступление.
Вступление – важная часть, которая более всего запоминается
слушателями, позволяет заинтересовать
и захватить их внимание, наладить
эмоциональный контакт и
понравиться аудитории ( будь то один
человек или сотня)
Помните! Что то, чем Вы должны
поделиться с публикой, будет принято ею благосклонно в том случае, если Вы сами
ей понравитесь!
Вступление включает в себя : приветствие, представление
себя слушателям ( если этого не сделал
ведущий) с четким указанием своего имени ,сферы вашей деятельности ,вашей
компетенции по представляемой теме (аудитория должна знать по какому праву
именно вам доверено высказываться на данную тему) . И здесь, как и во всем,
нужна мера – не следует переусердствовать в перечислении своих достижений
. Если
же Вы презентуете свою организацию или проект, который она реализует –
оставьте все восхваления . «Наша организация самая многочисленная в отрасли!»,
«Наш проект решил проблему подготовки кадров!», «Наша гимназия лучшая в
городе!», «Нет более сплоченной и боевой профорганизации, чем наша!» Оставьте
выводы для аудитории. В основной части доклада, опираясь на факты и цифры,
мнения специалистов Вы сможете (или нет)
доказать это.
Во вступлении можно также дать
информацию о цели ,содержании , плане и даже времени вашего выступления . Фраза
: « У нас с Вами не так много времени для того, что бы…» или «Отведенное время
позволит нам с вами не только получить
информацию, но и обсудить ключевые
вопросы…» не только настраивает вашу
аудиторию на работу, но и делает её
вашим содокладчиком, т.е. усиливает
контакт с публикой, который Вам
необходим.
«Засиживаться» на вступлении не стоит – оно должно быть кратким.
Готовя вступление, продумайте «старт»
презентации : Ваши действия в
первые минуты встречи с Вашими
слушателями.
Например, не стоит ,точно следуя регламенту, начинать свое выступление, если аудитория еще не готова к восприятию . Шум в зале, бурное обсуждение
выступления предыдущего оратора или напротив
расслабленность или усталость
публики ( особенно в
послеобеденные и вечерние часы) – не лучшее
начало для Вашей презентации. В этом случае не стоит нервничать,
стараться перекричать аудиторию или
«разбудить» нервным постукиванием по микрофону. Подержите паузу, дайте
слушателям понять, что Вы здесь, Вы готовы
поделиться с ними своей информацией и вступайте в диалог. Если же пауза не помогла и для части аудитории Вы
остались «незамеченным» ,то можно( как рекомендуют опытные ораторы) устроить
небольшое представление. Нет-нет, Вам не потребуется вытаскивать из шляпы
кролика ( если вы, конечно, не на конференции фокусников), или исполнить
акробатический трюк ; можно «случайно» уронить микрофон или папку с бумагами,
привлечь таким образом к себе внимание и извинившись за «неуклюжесть», продолжать (ибо Вы уже начали) свое
выступление и установить необходимый
контакт с аудиторией, используя:
·
Интересный факт
·
Вопрос или цепочку
вопросов ( если аудитория утомлена или рассеяна)
·
Прием: «Когда я ехал к вам на встречу…»
·
Случай,
произошедший с Вами и имеющий отношение к теме
·
Анекдот ( но
тщательно !!! выбранный),
·
Историю, сказку,
шутку….
И далее продолжать свою презентацию .
2. Основная часть.
Основная часть, её кульминация –
суть вашего выступления. Здесь вы реализуете поставленную цель,
«подводите» аудиторию к принятию нужного
для Вас решения, используя всю значимую
информацию и аргументацию.
План развития основной части
должен быть ясным. Предмет выступления должен раскрываться конкретно и стройно.
Должно быть подобрано как можно больше фактологических материалов, необходимых
примеров. Материал публичного выступления может быть теоретическим и
фактическим . Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от
жанра. Так, в отчетном докладе, например, требуется приводить множество цифр и фактов, чтобы доказать положения и
убедить слушателей.
При подготовке материала следует
обратить внимание на факторы, вызывающие доверие к сообщаемой вами
информации:
·
Приведение
конкретных цифр ( ничего приблизительного; «более» или «около» - недопустимо!)
·
Описание точных
деталей, обстоятельств и примеров
·
Копии документов,
подтверждающих вашу информацию ( на
слайде или в раздаточном материале)
·
Данные экспертных
оценок (значимых для участников презентации)
·
Отзывы ваших коллег, партнеров, потребителей услуг,
общественности, СМИ
·
Ссылки
на положительный опыт
Памятуя о том,
что информация должна быть достоверной
проверьте точность информации, цифр, дат, цитат, имен.
И если во вступлении должно присутствовать больше эмоционального, то
основная часть должна в большей степени
опираться на логику. Однако не следует
ограничиваться только сухими доводами. Эмоции
в кульминации основной части
Вашего выступления – катализатор выработки мнения, решения или позиции .
И помните – не стоит перегружать основную часть презентации различными
аспектами, фактами и цифрами,
способствующими, как Вы считаете, лучшему
осмыслению слушателями Вашей идеи. Не надо пытаться «втиснуть» слишком много материала в ограниченное
время. Еще Шекспир сказал: «Где мало слов, там вес они имеют». Оставьте время для заключения и возможных ответов на
вопросы.
2. Заключение
Заключение – формулирование выводов, которые следуют из главной цели и
основной идеи выступления.
Помните! Правильно построенное заключение способствует хорошему
впечатлению от выступления в целом.
Приведем некоторые примеры заключения :
•
Подведение
итогов
•
Резюмирование
– «презентация в обратном порядке» . (Особенно это важно, если презентация длительная или не имела
целью к-л сиюминутное или ближайшее действие аудитории)
•
Рекомендации
– повтор кульминации, совет, инструкция
•
Ближайшие
следующие шаги - подталкивание аудитории к действию
•
Анекдот
или случай из жизни, относящийся к резюме презентации
Закончить выступление можно решительным , эмоциональным заявлением,
подводящим итог презентации.
Многие считают ( и с этим трудно не согласиться), что в идеале заключение
должно стать не жирной точкой
Вашей презентации, а многоточием. Т.е. презентация должна быть выстроена таким образом, чтобы
вызвать у ваших слушателей желание на
сотрудничество, что бы Ваш
контакт с аудиторией не закончился словами «Благодарю за внимание», а
продолжался в дальнейшем. Поэтому ( и
если это соответствует Вашему желанию)
стоит в заключении оставить всем участникам презентации свои координаты и контакты.
ШАГ 6 – Репетиция,
тестовый прогон
После того как Вы определились с планом вашего выступления, наполнили
его содержанием, т.е. подготовили текст
и аудио - визуальное сопровождение, пора приступать к репетиции.
Тестовый прогон позволит не только
увидеть скрытые пока от Вас
недочеты – временные, текстовые, визуальные и пр. , но и подготовиться ко
встречей с аудиторией . Редкий
выступающий не боится провала, сцены или публики. Этим «страдают» лишь очень
самонадеянные люди. Но известно и то что тот, кто слишком в себе уверен, как
правило, совершает ошибки. Так вот. Что бы не совершать ошибок при проведении
презентации, быть уверенным в себе (а это залог успеха) и что бы Ваше публичное
выступление не напоминало генеральную репетицию - проведите «презентацию презентации». Или «для себя»
( и здесь новичкам публичных выступлений может потребоваться диктофон
или даже видеокамера) или для своих
коллег и друзей, которые искренне ответят на Ваше : «Ну как?»
Репетиция позволит Вам ответить
на вопросы:
·
Знаете ли вы в
совершенстве предмет вашего выступления?
·
Способны ли Вы на импровизацию
и отклонение от изначального текста?
·
Насколько хорошо
подготовлен текст: просто, ясно, содержательно?
·
Насколько хорошо
«подогнаны» к тексту используемые аудио - визуальные средства?
·
Грамотно ли
выстроена Ваша речь?
·
Нет ли в Вашем
выступлении слов-паразитов?
·
Насколько в выступлении видны Ваш энтузиазм и увлечение?
·
В чем это проявляется?
·
Не потеряется ли в
ходе выступления Ваша индивидуальность?
·
Насколько Ваши
мимика и жесты соответствуют образу уверенного
в себе презентатора и соответствуют ли идее выступления?
·
Не слишком ли
громко (или тихо) Вы говорите?....
Список вопросов можно продолжать. Здесь могут быть и такие, как «Какой
костюм одеть на презентацию» или
даже «Как наложить макияж, и какие духи
выбрать?» И последнее, что Вы спросите у себя после тестового прогона :
«Что нужно изменить в презентации, чтобы достичь поставленной цели?»
Опыт показывает, что на каждую минуту выступления приходится 20 - 25
минут подготовки. Если выступление тщательно подготовлено и отрепетировано , то
в момент встречи со слушателями Вы будете держаться уверенно и ваша
презентация наверняка достигнет цели.
После репетиции до завершения подготовки Вашей презентации и непосредственно встречи со слушателями
остается всего лишь два шага:
·
ШАГ 7 : Подготовка
финального варианта презентации и
·
ШАГ 8 :Релаксация
Особое внимание уделите 8 шагу.
За сутки до Вашего выступления оставьте
свою презентацию в покое. Дайте отдых и
себе и ей! Ночь перед выступлением, проведенная в правках, дополнениях и «улучшениях» не сделает вашу презентацию
лучше, а лишит Вас необходимого отдыха и добавит Вам
излишней нервозности, что, несомненно, может повредить Вам.
Помните, с чего мы начинали?
Главное в презентации - Вы сами!
Проводя презентацию, не тешьте себя иллюзией, что главное, что
интересует и остается в памяти Ваших
слушателей, это только тщательно подготовленное Вами сообщение. После Вашей
презентации каждый покинет место встречи с каким-то впечатлением и вклад в общее впечатление будет сформирован
в том числе ( а порой и большей степени)
Вашим внешним видом, интонациями, мимикой и жестами, общим позитивным настроем.
Только естественное поведение, не противоречащее общему смыслу Ваших слов,
будет убедительно для слушателей. Все в Вашем облике должно быть в гармонии со
словами. Помните, что при отсутствии такой гармонии поверят в первую очередь не
словам.
И еще один важный момент :
энтузиазм. Если Вы не увлечены темой Вашего выступления, если сами не верите
тому, что говорите, то лучше уж вообще не вступать в диалог. Причем вера должна
быть искренней. Не говорите о том, что вызывает у Вас сомнение. Невозможно
убедить кого-то в том, во что искренне не верите сами. Ваш энтузиазм значит
больше, чем любые доказательства, которые Вы можете привести. Неестественность
Вашего поведения приведет к эффекту очевидному - Вам не поверят и просто перестанут слушать.
Вспомните - от некоторых выступающих ( не важно какой
формат для общения был ими выбран или предложен им – доклад, лекция или ответы на вопросы) у Вас
остается приятное впечатление. Вы
довольны встречей с этим человеком, он был для Вас доказателен и убедителен. Причем порой Вы
даже не можете вспомнить о чем же он
конкретно говорил , но зато КАК он это делал! Искренне, доброжелательно, с
энтузиазмом. И обратный случай –все
правильно сказано, грамотно, логично, доказательно и убедительно. Но – «не
верю!»
Помните, что всегда намного проще солгать словами, чем поведением.
Если, например, Вы встанете, упретесь взглядом в пол ,при этом еще и
скривитесь, а затем уныло произнесете:
"Я рад встрече с Вами", то Ваше
вербальное сообщение будет
истолковано в точности наоборот.
Потому будьте спокойны,
уверенны, искренни и самое главное
будьте самим собой! И если Вы учтете все
шаги и «подводные камни» при подготовке
презентации - успех Вам обеспечен!
Результаты переговоров или
деловой беседы будут соответствовать вашим ожиданиям, лекция или доклад вызовут
интерес у публики ,Ваш проект найдет
сторонников, а если Вы – участник конкурсных испытаний, то Вы вправе рассчитывать
на высокие баллы.
Вместо заключения.
Типовые ошибки при проведении презентации, ведущие к провалу
-
Отсутствие
предварительной подготовки
-
Не использование
минуты безмолвия в начале выступления для установления контакта
-
Пренебрежение
аудиторией
-
Затянутое
вступление
-
Отсутствие
зрительного контакта с аудиторией
-
Внешний вид
-
Пренебрежение мимикой, позой и жестикуляцией
-
Тембр, темп и
громкость речи
-
Плохая слышимость/
видимость
-
Торопливость/медлительность
речи
-
Невнятность и
монотонность, или излишняя горячность и патетика
-
Статичность или
излишнее «метание» выступающего
-
Замена выступления
слайд-шоу
-
Чтение с листа
-
Паузы и слова
паразиты
-
Самореклама
-
Неуместное
использование вспомогательных материалов
-
Отсутствие фактов,
примеров
-
Отклонение от темы
выступления
-
Не соблюдение
регламента
-
Бессистемность и
отсутствие выводов …….
Если Вы хотите
избежать ошибок и стать «повелителем» аудитории, а не её «заложником», помните:
без тщательной подготовки не обойтись!
Важным фактором успеха становится и
подведение итогов презентации. Полученные результаты Вы можете использовать для
своего профессионального и личностного роста.
Послепрезентационные
исследования
Помните о чем мы говорили в самом начале : при подготовке презентации
следует сформулировать цели и результаты выступления.
И вот все позади и Вы наконец должны задать себе «страшный» вопрос :
«Достиг ли я поставленной цели? Было ли мое выступление удачным, или же это был
провал?»
Выяснить это можно двумя способами –оценка со стороны и самооценка .
Оценка со стороны.
Конечно, можно спросить Ваших друзей или просто знакомых, которые
оказались среди слушателей, о том как
Вам удалось выступление. И даже, если Вы с треском провалили презентацию, как правило, в ответ Вы
услышите: « Все отлично! Почти как Фидель Кастро!» А « критические» замечания будут выглядеть
примерно так: « Видно было, что в начале ты волновался. А потом справился! Все
отлично! Почти как…» Не следует
«обижаться» на коллег. А что бы ответили Вы, если бы спросили у Вас: «Ну как
я?» То то!
Есть и еще один способ оценки со стороны. Перед началом мероприятия
раздайте ( сами или ваш помощник) всем
участникам анкеты и попросите анонимно заполнить их в конце Вашего выступления.
Конечно же, чтобы приступить к разбору ответов Вам потребуется определенное
мужество. Стоит также принять во
внимание и то , что некоторые участники не будут честным в своих оценках.
Примерный образец
анкеты «Оценка со стороны»
Уважаемые друзья!
( коллеги, дамы и господа…)
Благодарим за проявленный интерес к нашему мероприятию. Мы просим
вынести оценку выступлению _____________________, чтобы учесть Ваши замечания
и пожелания.
Пожалуйста, поставьте каждому из перечисленных ниже положений оценку от 1( плохо) до 5 ( очень хорошо) и обведите свой выбор в
кружок. На вопросы без системы баллов ответьте кратким замечанием.
Благодарим за содействие!
|
Вопрос
|
Ответ
|
Какова ,по - Вашему цель данного выступления
|
|
Насколько оно было структурировано
|
1 2 3 4 5
|
Как Вам понравились примеры
|
1 2 3 4 5
|
Наглядно ли было оформлено выступление
|
1 2 3 4 5
|
Понятны были использованные слайды/фильмы/графики…
|
1 2 3 4 5
|
Понятны были пояснения к слайдам/фильму/графикам…
|
1 2 3 4 5
|
Что нужно было объяснить более подробно, а что сократить
|
|
Узнали ли Вы что-то новое для себя
|
1 2 3 4 5
|
Насколько грамотно и четко говорил выступающий
|
1 2 3 4 5
|
Насколько интересным и зажигательным было выступление
|
1 2 3 4 5
|
Удачно ли выступающий отвечал
на вопросы
|
1 2 3 4 5
|
На что выступающему следует обратить внимание в следующий раз
|
|
Скучали ли Вы? Если да, в какой момент
|
|
Что из услышанного и увиденного Вам запомнилось больше всего (текст,
жесты, истории, манера поведения, внешний вид, импровизации,
компетентность….)
|
|
Самооценка.
Если Вы не осмелились предложить Вашим слушателям вышеприведенную
анкету, то оценить своё выступление самому просто необходимо. Конечно
оптимальный вариант – оценка обеих анкет, тогда Вы сможете узнать ,совпадает ли
Ваше мнение о себе с мнением аудитории,
что поможет Вам в дальнейших подготовках
и проведениях презентаций.
Примерный образец
анкеты «Самооценка»
Вопрос
|
Ответ
|
Добился ли я
поставленной цели
|
|
Что у меня
получилось, а что нет
|
|
На что зрители
реагировали положительно (аплодировали, улыбались, задавали вопросы…)
|
|
Возникло ли у
меня чувство, что зрители устали, рассеяны, скучали или просто не слушают
|
|
В какой момент
выступления это произошло и почему
|
|
Смог ли я
удержать внимание аудитории
|
|
Понравилось ли
мое выступление слушателям
|
|
Что мне помогало
и что мешало во время презентации
|
|
Что мне надо
улучшить при подготовке и проведении
презентаций
|
|
Надеемся, что наше методическое пособие станет для Вас полезным и
поможет при подготовке и проведении успешной презентации.
Спасибо за внимание!
Методические
рекомендации подготовлены отделом по связям с общественностью и информационно-аналитической работе аппарата
ЦК Профсоюза
Составитель:
главный специалист Елена Елшина
Библиография:
Дороти Доти.
Паблисити и Паблик Рилейшнз.
Экономика для практиков.-М.,1998.
Джин Желязны.
Бизнес-презентация. Руководство по подготовке и проведению
Издательство: Институт комплексных стратегических исследований,2007 г.
Зверинцев А.Б.
Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера pr. - Спб., 1995.
Королько В.Г.
Основы паблик рилейшнз. М., "Рефл-бук", К.:
"Ваклер" - 2000.
Лермер, Ричард, Причинелло Майкл.
Голый PR: как заставить людей говорить о Вас, Вашем бизнесе и Вашем
продукте: Пер. с англ. – СПб.: "Крылов", 2004.
|
|
Рон Хофф. Я вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее
провести.
Серия: Библиотека психологии и психотерапии.
Издательство: Независимая фирма «Класс»,2005 г.
Радислав Гандапас.
Презентационный конструктор (аудиокнига МР 3)
Серия: Мастерская бизнеса
Издательство: элитайл,2006 г.
Сэм Блэк.
Паблик Рилейшнз.Что это такое? Перевод,оформление СП «АСЭС-
Москва»,1990
Сергей Ребрик.
Бизнес презентация.150 рекомендаций.
Издательство:Эксмо,2007 год.
|
|
|
|
|