В третий раз в Нижнем
Новгороде прошел Международный фестиваль современной музыки «Картинки с
выставки» – галерея современной музыки, представленная девятью концертными
полотнами. Они были развернуты на двух лучших площадках города – в зале
филармонии и консерватории, которая в
эти дни стала средоточием активного интереса к современному искусству на всех
уровнях – исполнительском, исследовательском, слушательском. Главную задачу
фестиваля его художественный руководитель, заслуженный деятель искусств России Б.С.Гецелев сформулировал так:
– Мы хотели представить наиболее полную, объемную, насколько это
возможно в течение недели, панораму музыкального творчества наших дней. Это и
классика двадцатого века, и сочинения композиторов, чьи имена еще недостаточно
известны слушателям. Мы надеялись – и это оправдалось – на присущее человеку
любопытство, стремление познакомиться с тем, чего он не знает. А современная
музыка настолько разнообразна, что каждый слушатель может найти произведения,
которые будут близки его сердцу.
Своими размышлениями делится Т. Н. Левая,
заведующая кафедрой истории музыки ННГК им. М. И. Глинки,
профессор, доктор искусствоведения, чьи научные интересы сосредоточены в сфере
музыкального искусства ХХ века.
– Фестиваль дал нам редкую возможность ощутить себя в процессе
современного творчества. Причем программа охватывала двадцатое столетие в тех
образцах, которые являют музыку действительно современную, написанную в русле
актуальных эстетических идей и языковых открытий. Широко были представлены и сочинения, написанные уже в новом веке.
– Почему, на ваш взгляд, фестиваль современной музыки стал неотъемлемой
частью культурной жизни Нижнего Новгорода?
– Эта традиция была заложена еще в 60-е годы ХХ века первыми
монографическими фестивалями Д. Д. Шостаковича, которые прошли именно
в нашем городе.
Нижний Новгород не единожды осуществлял то, что в столицах было
невозможно в связи с цензурными установками. Вспомним, например, что премьера
Первой симфонии А. Г. Шнитке состоялась здесь.
У руля первых фестивалей современной музыки были Мстислав
Ростропович, Израиль Гусман, Геннадий Никитин (в то время директор филармонии).
Сложился союз энтузиастов, ведь в итоге все сводится к конкретным людям,
которые пытаются поддерживать современное творчество. Благодаря тому, что в
нашем городе были и есть такие люди, эта традиция не прервалась: после
фестивалей Д. Д. Шостаковича прошла еще целая серия фестивалей
современной музыки. «Картинки с выставки» – следующий шаг в этом направлении.
– Этот фестиваль чем-то отличался от других российских форумов?
– Насколько я могу судить, отличался. Например, фестиваль
«Звуковые пути» в Санкт-Петербурге ориентирован на более радикальные
музыкальные новации. В нем представлены произведения композиторов, которые
работают с электроникой, с необычными звуковыми системами. «Картинки с
выставки» охватывают более широкий стилистический спектр: и сравнительно
традиционная тональная музыка, и минимализм, фигурировали и элементы
серийности. Фестиваль, мне кажется, соответствовал сегодняшней установке на
синтез разных техник – их взаимопроникновение
и подчинение некоей сверхзадаче.
Есть и еще одна важная особенность: если многие большие фестивали
сегодня ориентируются на исполнительство, то «Картинки с выставки» делают
акцент именно на композиторском творчестве.
– Насколько полно удалось
представить панораму современной
музыки?
– Вряд ли возможно все охватить, но к этому прикладывались
усилия. Зарубежную музыку представляли, например, Австрия, Германия, США. А
фестиваль, вошедший составной частью в «Картинки с выставки», назывался
«Панорама музыки России» и объединил композиторов из Москвы, Санкт-Петербурга,
Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Твери…
Можно говорить, что из отдельных фрагментов выстроилась общая
картина. Конечно, хотелось бы включить в программу фестиваля театральные
постановки, но на этом пути есть свои трудности.
Я бы упомянула еще об одной особенности данного фестиваля. Многие
гости отметили отсутствие снобизма в его
программе, составленной из произведений разных стилей, разной степени
сложности. Более того, в некоторых концертах музыка академическая соседствовала
с музыкой эстрадного или «полуэстрадного» типа. В этом смысле организаторы
проявили смелость и, в то же время, внимание к публике, представив сочинения,
отвечающие разным вкусам и склонностям.
На фестивале были представлены и экспериментальные опыты в русле академической музыки. Например,
инструментальный театр – в сочинении Виктора Екимовского «Принцесса уколола
палец». Это очень изящная, изысканная и тонко придуманная пьеса с визуальным
рядом, который хорошо вписался в общий контекст. Прибавил интересных красок и
Эмиль Ровнер, уникальный музыкант, не только талантливый виолончелист, но и
певец. Евгений Щербаков посвятил ему свое «Еврейское каприччио» для виолончели
и голоса.
Произвели впечатление и
выступления других гостей –
Ефрема Подгайца, Михаила Броннера, Григория Корчмара, Татьяны Сергеевой,
блистательно сыгравшей, помимо Концерта для фортепиано с оркестром
«Импровизации» Владислава Казенина, свой концерт под названием «Инициалы» для
альтовой домры и фортепиано. Среди исполнителей нельзя не упомянуть и Николая
Мажару, сыгравшего собственный Концерт для фортепиано с оркестром и
Фортепианный концерт Бориса Тищенко.
В целом на суд публики выносились произведения для разных
составов, написанные в разных стилях и жанрах. То есть в каждой программе были
«изюминки», которые привлекали внимание.
– Этот фестиваль показал, что современная музыка интересна широкой
публике?
– Думаю, что да, если под широкой публикой подразумевать не
музыкантов. Отрадно, что слушателей было много. На мой взгляд, оптимальным вариантом проведения фестивалей
является государственное финансирование в форме гранта и свободный вход для
публики, как и было в этот раз.
В концертах фестиваля звучала музыка симфоническая, ансамблевая,
инструментальная, хоровая. Впервые были исполнены Концерт для балалайки и
оркестра русских народных инструментов Александра Цыганкова, Еврейское
каприччио для виолончели и голоса Евгения Щербакова (Россия – Канада), Концерт
для трубы и фортепиано с оркестром Рашида Калимуллина (Казань) и ряд других
сочинений. Особый пласт современной музыки, созданной для драматического
театра, был представлен симфонической сюитой Эдуарда Фертельмейстера «Шекспир в
иллюстрациях для симфонического оркестра».
Фестиваль консолидировал все исполнительские силы Нижнего
Новгорода, его участниками стали Академический симфонический оркестр
Нижегородской государственной академической филармонии
им. М. Л. Ростроповича под руководством А. Скульского,
Нижегородский государственный русский народный оркестр под управлением
В. Кузнецова, Муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода»
(художественный руководитель В. Плаксин), Муниципальный камерный хор «Нижний
Новгород» (художественный руководитель Б. Мокеев) и другие видные
коллективы.
Особенностью музыкальной жизни Нижнего Новгорода является интерес
к творчеству молодых. Каждые полгода начинающие авторы представляют свои
сочинения в концертном зале консерватории. Программа «Музыка молодых» была
представлена и во время фестиваля. Самой юной участницей была Ксения Целибеева,
ученица 3 класса ДШИ №18 Нижнего Новгорода (класс профессора
Б. Гецелева), которая сама исполнила собственные фортепианные сочинения
«Грусть принцессы» и «Баба-Яга». В программе концерта была музыка, отвечающая
любым запросам: это и живые, зажигательные, но стройные по форме «Хеллоуинские
пляски» Сергея Попова (студент 4 курса ННГК, класс Б. Гецелева),
интеллектуальные, вдумчивые Квартет Ксении Ковыльских (студентка 5 курса
ННГК, класс Д. Присяжнюка) и Квинтет Александры Забегаевой (аспирантка
ННГК, руководитель Б. Гецелев).
Отдельной «картинкой» фестиваля стали творческие встречи с
мастерами. В их числе Ефрем Подгайц (заслуженный деятель искусств России, член
правления Союза московских композиторов, глава Ассоциации Современной Музыки),
Виктор Екимовский (секретарь Союза композиторов РФ), Михаил Броннер (секретарь
союза композиторов РФ), а также гости из Австрии Йозеф Дирмайер (экс-редактор
издательства Universal Edition, композитор) и Маргит Хайдер-Дехант (профессор
консерватории им. А. Брукнера в Линце). Эти встречи были насыщены
музыкой, причем композиторы показывали сочинения, не звучавшие в концертах.
Так, Й. Дирмайер, представивший в основной программе фестиваля свой
Конгломерат для фортепиано, духовых и струнных инструментов по Сонате Альбана
Берга ор. 1, во время мастер-класса познакомил слушателей с экспериментами
в сфере электронной музыки. В. Екимовский показал сочинение «Тризна по Финнегану»
для трех электронных инструментов: скрипки, альта и контрабаса.
Фестиваль проходил при большом стечении публики, и не случайно во
время творческих встреч возник вопрос: почему же современная музыка так редко
звучит? М. Броннер в числе других причин отметил недостаточное внимание
исполнителей к новым сочинениям:
– Многие музыканты не понимают, что одна из задач творческого
человека – выражать свое время и чутко воспринимать то, что происходит вокруг.
В дискуссии о том, нужно ли сегодня и в будущем писать музыку,
поставил точку Владислав Казенин (народный
артист России, председатель Союза композиторов России):
– Я считаю, что мир звуков не зависит от временных границ, и пока
будет вращаться наша Земля, мы будем слушать новые сочинения.
арт-журналист II курса ФДО ННГК
Мария Тихонова
|