Если при словах
«Картинки с выставки» в вашей памяти всплывает не только фортепианная сюита
Модеста Мусоргского, но и сочинения современных творцов музыки – значит вы из
тех, кто имел удовольствие посещать концерты одноименного фестиваля. Волею
судеб на этот раз (третий по счёту) «Картинки» слились с другим международным
фестивалем – «Панорамой музыки России». С 15 по 21 октября опусы наших
современников и классиков ХХ века звучали в концертных залах Нижегородской
государственной консерватории им. М. И. Глинки и Нижегородской
государственной филармонии им. М. Л. Ростроповича (где проходили
открытие и закрытие фестиваля).
Девять разноплановых концертов показали, что «творится» – в
прямом и переносном смыслах – в мире современной профессиональной музыки. За неделю
публика познакомилась с творчеством композиторов из США, Японии, Финляндии, Австрии, Италии и России. Нашу страну представляли
обе столицы, Нижний Новгород, Казань, Ростов, Самара, Тверь, Уфа. География
исполнителей не отставала по разнообразию: виолончелист Эмиль Ровнер (Австрия),
скрипачка Рю Хи Юн (Южная Корея), пианисты Маргит Дехант-Хайдер (Австрия), Илья
Фридман (Германия), Николай Мажара (Санкт-Петербург), дирижёр Йозеф Дирмайер
(Австрия)… Задействованы были почти все оркестры Нижнего Новгорода:
Академический симфонический оркестр филармонии под управлением народного
артиста РФ Александра Скульского, Русский народный оркестр под управлением
народного артиста РФ Виктора Кузнецова, Губернский духовой оркестр
(руководитель Евгений Петров), муниципальный ансамбль «Солисты Нижнего
Новгорода» (руководитель Владимир Плаксин). Фестиваль представил и самые
неординарные ансамблевые составы: саксофон с баяном, флейту с баяном и
виолончелью, ксилофон и фортепиано!
Звучала музыка симфоническая,
хоровая, камерная, написанная для народных инструментов – сочинения разных
стилей, выполненные в разных техниках. Ряд сочинений завоевал особую симпатию
слушателей. Увлекала музыка, требующая от исполнителей актёрской подачи, и
здесь пальму первенства слушатели отдали Виктору Екимовскому с композицией для
5 исполнителей «Принцесса уколола палец – и всё королевство уснуло». В
аннотации автор пишет: «Музыкальная интерпретация известного сказочного сюжета,
правда, без счастливого конца: принца с поцелуем не будет, иначе всем пришлось
бы спать сто лет». После музыкального «укола» флейты и маримбы запись на
магнитофонной плёнке перенесла зрителей и исполнителей в сонное царство, где
движения замедлены, как колыхания водорослей в аквариуме, звуки призрачны и
одиноки в пространстве и даже аплодисменты будто пробиваются сквозь толщу воды…
В другой фестивальный день дуэт, облачённый в апельсиновые
рубашки, пользовал зал «Лекарством от скуки» Павла Плаксина (Самара). Мимика
автора, сидевшего за фортепиано, весьма красноречиво поведала слушателям о том,
что музыканты никак не могут договориться, как же им развеять скуку.
С большой любовью встречала публика музыку вдумчивую и глубокую -
«Евангелие от Иуды» Михаила Броннера (солист – Юрий Гуревич, баян), Концерт для
домры и оркестра русских народных инструментах Ефрема Подгайца (солистка –
Кристина Фиш), «Шекспир в иллюстрациях» – симфоническую сюиту Эдуарда
Фертельмейстера… Звучала и музыка корифеев ХХ века – Оливье Мессиана,
Мориса Равеля, Альбана Берга, Дюка Эллингтона. Но можно ли представить
фестиваль современной музыки без премьер? И они были, например, Концерт для
балалайки и оркестра русских народных инструментов Александра Цыганкова
(Москва) и Концерт для трубы и фортепиано с оркестром Рашида Калимуллина
(Казань).
По традиции в программу фестиваля был включён концерт «Музыка
молодых». Студенты Нижегородского музыкального колледжа
им. М. А. Балакирева и консерватории зачастую сами исполняли
свои произведения. Особенно горячо публика приветствовала Сергея Попова с «Хеллоуинскими
плясками» для ксилофона и фортепиано, Александру Забегаеву с Квинтетом (класс
профессора Б. С. Гецелева) и Ксению Ковыльских с Квартетом в двух
частях (класс доцента Д. О. Присяжнюка). А самым молодым автором
оказалась Ксения Целибеева – третьеклассница ДШИ №18, ученица
Б. С. Гецелева.
Творческие встречи с известными композиторами значительно
расширили наше представление о современной музыке. Своими замыслами поделились
заслуженный деятель искусств России Ефрем Подгайц, руководитель Ассоциации современной
музыки Виктор Екимовский, композитор и дирижер Йозеф Дирмайер, профессор
консерватории им. А. Брукнера в Линце Маргит Хайдер-Дехант.
Неожиданно обнаружилась необычайная тяга современных композиторов к народным
инструментам. Например, Ефрем Подгайц, рассказывая о своей «Фантазии памяти
А. Шнитке» для баяна, заявил: «Уже будучи автором нескольких сочинений для
этого инструмента, я пришёл к тому, что сделал его макет в натуральную
величину. И постепенно понял, что даже исполнители-баянисты не осознают всех
возможностей баяна!».
Речь шла не только о музыке, но и о судьбе композитора в России,
о его проблемах. Выяснилось, что в нашей стране профессии «композитор»
просто-напросто не существует, и это приводит к социальным проблемам.
Государство не заботится о развитии современной музыки как искусства, – говорил
на творческой встрече Михаил Броннер: «…люди, исполняющие нашу музыку, – это
чаще всего наши друзья. То, что пишет композитор – это черненькие и беленькие
графические значки, которые сами по себе ничего не означают. Художник нарисовал
картину – её видно. Поэт сочинил стихотворение – и может его прочесть любимой
девушке. А мы написали музыку, и она не звучит, пока не появится исполнитель».
Действительно, картины современников мы можем увидеть на выставках,
литературные произведения встретим в любом книжном магазине, а где мы можем
приобрести диск современной академической музыки? А часто ли предоставляется
возможность услышать её «вживую»?
По словам Михаила Броннера, композиторы много лет предлагают перейти
к практике квотирования музыкального искусства. «Это значит, – объясняет он, –
что исполнительский коллектив, получающий деньги от государства, обязан
провести определённое количество концертов современной музыки. Такая система
существует во многих странах».
Что радует – так это интерес публики к современной музыке. О нём
свидетельствует тот факт, что почти все концерты фестиваля проходили в
заполненных залах. Велика заслуга художественного руководителя фестиваля Бориса
Гецелева и всех организаторов, подаривших Нижнему Новгороду встречу с музыкой
нашего времени. А какими путями она будет следовать в будущее – оно, время, и
покажет.
арт-журналист II курса ФДО
ННГК
Надежда Тинякова
|