В преддверии коренных
реформ в высшем российском музыкальном образовании, связанных с переходом на
двухуровневое обучение (бакалавриат, магистратура) и возможным переводом
музыковедения из консерваторий в университеты, у музыкантов возникает немало
вопросов. Не грозят ли названные идеи разрушением плодотворной системы
воспитания профессионального музыканта и серьёзными потерями в отечественной
культуре? Возможно ли это воспитание без базовых теоретических знаний, которые
преподаются музыковедами – знатоками теории и истории музыки, начиная с
музыкальной школы до консерватории? Да и стоит ли так кардинально
преобразовывать российское музыкальное образование, которое достигло
высочайшего уровня, выработав глубоко продуманную систему и став одной из
лучших мировых музыкальных школ, – ведь не случайно к нам всё больше едут
учиться студенты из разных стран, и не только в столичные вузы?
Не секрет, что в наше время, когда заново ассимилируется культура
и жизнь, музыкантам приходится принимать новые правила экономической «игры». И
консерватории идут навстречу переменам, творческие коллективы уже научились
зарабатывать внебюджетные средства, которые позволили музыкантам не только
пережить тяжёлые 1990-е годы, но даже заложить основы новых образовательных
направлений, дополняющих академическое высшее музыкальное обучение
специальностями, востребованными сегодня. Такой путь преобразования
художественных вузов, возникший в самих творческих коллективах как ответ на
критическую ситуацию, естественен и прогрессивен, поскольку не разрушает основ
музыкального дела, но откликается на потребности общества новыми
специальностями и делает реконструкцию созидательной.
Отвечая духу времени, Нижегородская государственная консерватория
им. М. И. Глинки представляет созидательные реформы. По
инициативе ректора, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации,
проф. Э. Б. Фертельмейстера в последние годы открылись новые
образовательные направления: прикладное музыковедение, звукорежиссура,
этномузыкология, художественное образование, актёр музыкального театра.
Новые направления не могут существовать без базовой академической
подготовки специалистов высокого уровня, вне живого контекста музыкальной
практики и научно-исследовательской работы – приоритет консерваторий в
сохранении музыкальных традиций не должен быть нарушен. Однако, с другой
стороны, музыкальные вузы вряд ли смогут продолжить своё развитие, не учитывая
сложившихся условий в обществе и изменившегося информационного пространства.
Революционные изменения, произошедшие за последние десятилетия в
системе коммуникации, говорят о тотальной значимости мультимедиа, охвативших
все стороны жизни, в том числе культуру. Информация – ключевое слово нашего
времени. Новые электронные каналы связи с аудиторией требуют их активного и
скорейшего включения в сферу художественного общения и образования. Результат
промедлений и упущенных образовательных возможностей культуры в виртуальной
среде – «замусоренное» сознание молодёжи сорняками шоу-бизнеса, оккупировавшего
медиасреду. Экстремальные условия выживания в современном мире, жёстокость
«передела» жизненного пространства стимулируют культ грубой силы и
потребительское мировоззрение. Оно усердно навязывается молодёжи
ангажированными средствами массовой информации (СМИ) как «крутое», «продвинутое»,
а по сути – попирающее нравственные ценности и порождённую ими культуру. По
свидетельству многочисленных социологических исследований, ценностные
ориентации в нашей стране явно сместились в сторону прагматизма, потеснив
духовно-нравственное начало, и показатель тому – отрицание идеалов, абсолютных
ценностей, значимости культуры, особенно в молодёжной среде. В таком
агрессивном контексте, когда обезличивающая цивилизация внедряет стереотипы
потребительства («Бери от жизни всё!»), угрожая главному – духовному – миру
личности, способной к творческой самоотдаче, культуре важно взять на себя
защиту человека, не допустить гибели человеческого в человеке. И потому вопрос
Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир?» вновь актуален.
Духовная красота – высшая ценность и великая сила – не раз
доказала свою способность преображать человека через обаяние таланта,
отражённого в звуке, слове, краске. Счастлив тот, кто обрёл свободу творческого
духа. Однако помощь требуется тем, кто не смог сам подняться над «мерзостями
быта». И здесь действенный помощник – искусство, особенно музыка, как самый
совершенный инструмент ваяния души. Вот почему важно привлечь потенциальных
слушателей в музыкально-концертные залы к общению с искусством.
Давно известно, что
уровнем культуры измеряется сила духа нации, её будущее, и потому так
актуально, более того, жизненно необходимо сегодня возрождение и утверждение
приоритетов духовности через активную культурно-просветительскую работу. Безусловно,
наиболее мощный «рычаг» просветительства – СМИ, не случайно называемые
«четвёртой властью», но в них очевиден дефицит профессиональных артжурналистов
и особенно музыкальных журналистов. Объясняется этот «вакуум» не только общим
пересмотром ценностей в нашем обществе; есть и другие проблемы, усугубляющие ситуацию
информационной блокады академического музыкального искусства. Хотя важность
роли музыкальной журналистики в сфере культуры осознаётся ещё не всеми, её
влияние на общественную жизнь бесспорно, и профессионализация данного рода
деятельности – потребность времени. Осуществить такую профессионализацию
возможно только в рамках высшей музыкальной школы, поскольку сам объект
внимания – музыка, музыкальная жизнь – требует глубоких специальных знаний. Их
нельзя получить в других вузах, включая даже университетские факультеты
журналистики. Пора задуматься о том, какое же место занимает просветительская
деятельность в нынешней системе высшего музыкального образования, ориентирована
ли отечественная музыкальная педагогика на эту работу. Увы, в учебных стандартах
музыкальных вузов России нет музыкально-просветительских специальностей – ни
музыкальной журналистики, ни лекторского мастерства, ни музыкального
редактирования. На всю музыкально-просветительскую деятельность музыковедам
сегодня отводится лишь 20 часов лекторской практики и 36 лекционных
часов музыкальной критики. Результатом устарелости музыковедческих учебных
планов вузов стал дефицит профессиональных музыкальных просветителей, способных
работать во всех видах СМИ. И это притом, что концертно-театральные организации
и многочисленные СМИ остро нуждаются в специалистах, владеющих расширенным
комплексом журналистской и редакторской практики, навыками сценарной и
операторской работы, опытом звукового и видеомонтажа. Музыкальный
журналист-универсал, профессионализм которого отвечает высоким художественным и
техническим требованиям, вне конкуренции на информационном рынке. Какой
директор театра или филармонии не мечтает о подобном помощнике? Однако сегодня
найти профессионального музыкального журналиста, особенно в системе теле- и
радиовещания, тем более в провинции, – почти утопия. Обычно
информационно-просветительскую работу выполняет музыковед, не владеющий
знаниями в области журналистики и долгие годы (если он сумеет выжить в
конкурентной среде) интуитивно отыскивающий нужные методы журналистской работы,
либо журналист с университетским дипломом, не разбирающийся ни в музыке, ни в
смежных видах искусства. Самодеятельность такого рода «просветителей» часто
наносит делу вред, не обеспечивая даже сносно «канал связи» с теми, кто
пытается войти в мир искусства. Музыкальная журналистика должна быть
сосредоточена в руках профессионалов, специально обучаемых по программе
«прикладного музыковедения». Образовавшийся пробел в системе профессиональной
подготовки музыковедов сказался на контактах со СМИ и, в итоге, на их
содержательной направленности, которые свернули музыкально-просветительскую
деятельность и переключили своё внимание на шоу-индустрию.
Богатства
академического музыкального искусства, попираемые постмодернистским нигилизмом
и шоу-бизнесом, нуждаются в защите, в поддержке – рекламным, информационным,
просветительским словом, поскольку между публикой и творцами образовался
слишком опасный разрыв. Музыканты, точнее музыковеды, в долгу перед
слушателями, лишёнными увлекательного, яркого просветительского слова.
Отечественное музыковедение, основательно разрабатывая научное и педагогическое
направления, разумеется, приоритетные в академическом образовании, явно снизило
интерес к музыкально-просветительской деятельности – одной из важнейших в
искусстве (вероятно, сказалась и усталость от недавних идеологических претензий
соцреализма). Хотя вряд ли нужно напоминать, что музыка коммуникативна по своей
сути, а само музыковедение – плод музыкального просветительства. Музыковеды –
главные хранители тайн музыки. Их научная деятельность, сопряжённая с
педагогической практикой, приносит блистательные результаты. Искусственное же
вычленение музыковедения, перевод его в университеты грозит разрушением
коренных достижений отечественной музыкально-образовательной системы, которая
выращивает, прежде всего, всесторонне развитых музыкантов – исполнителей,
композиторов и теоретиков, и это доказано огромным опытом российской
музыкальной школы. Вместе с тем, настало время пересмотреть сложившиеся
стереотипы высшего музыкального образования и, сохраняя лучшие академические
традиции, внести действительно необходимые, обусловленные насущными
требованиями перемены. В числе
неотложных задач – музыкальное просветительство, которое способно противостоять
натиску обезличивающей цивилизации. Дальнейшее же угасание
культурно-просветительской работы грозит обернуться ещё более стремительным
распространением вульгарной «попсы» и прочих ядовитых плодов бездуховности и
невежества, и без того основательно заполонивших информационную среду. В такой,
без преувеличения, апокалипсической ситуации крайне важно отстоять критерии
гуманистического искусства, не потерять молодёжь, ещё способную воспринимать
прекрасное. В этом, думается, и состоит главная «национальная идея» культуры,
требующая усилий многих причастных к ней людей.
Понимая острую необходимость музыкально-просветительской работы
для общества и для экологии самой культуры, Нижегородская государственная
консерватория им. М. И. Глинки открыла в 2003 году дополнительные образовательные направления в
музыковедении: «Музыкальный критик-журналист СМИ и редактор музыкальных
программ ТВ, радио», «Лектор-музыковед», и подобного нет пока ни в одной
российской консерватории.
Уникальность
образовательной программы ННГК по музыкальной журналистике заключена в её
универсальности: во-первых, она предполагает освоение всех видов СМИ;
во-вторых, даёт возможность одновременно овладеть смежными специальностями –
музыкального журналиста и музыкального редактора телевидения, радио.
Совершенно очевидно, что телевидение и радиожурналистика сегодня
равнозначны прессе; широкие перспективы приобретает интернет-журналистика, в
том числе в области художественной. Потому так принципиально важна
универсальная направленность обучения музыкальных просветителей, вытекающая из
особенностей современной информационной системы и предусматривающая
журналистско-редакторское освоение смежных сфер деятельности (телевидение,
радио, пресса, интернет).
Учитывая актуальные задачи нашего времени, курс ориентирован на
практические формы обучения: под руководством опытных журналистов создаются
качественные пресс-, аудио- и видеоматериалы. Студенческие работы публикуются в
российской прессе, звучат в эфире областного и российского радио, на коммерческих
каналах, записываются на видеодисках.
Мы убедились в растущей востребованности профессии
музыковеда-просветителя на ежегодных ярмарках специалистов, которые проходят в
ННГК. Многие театры, филармонии, СМИ ждут наших специалистов и готовы предоставить
им выгодные условия для работы. Сегодня около 30 выпускников, окончивших
курс прикладного музыковедения ННГК, уже работают по всей стране в области
просветительства в многочисленных периодических изданиях, в интернете, на радио
(«Культура», «Орфей», «Ретро», областном нижегородском радио), на каналах
«Культура» нижегородского, самарского, кировского телевещания.
Мы убеждены, что консерватория – единственная форма высшего
музыкального образования, которая даёт возможность соединить глубокие знания о
музыке с профессиональными методами современной журналистики. Это позволит не
потерять ценнейшие традиции, накопленные в отечественном музыковедении, а
дополнить музыковедение новыми формами практической деятельности.
Музыкальная журналистика – проводник в мир духовной красоты, она
способна решить проблему наполнения концертных залов. Цель работы
художественного журналиста – воспитание души человека и, шире, формирование
духовных ориентиров в обществе. Но и сам журналист должен иметь возможность
подняться на уровень творца художественных отражений великой музыки, а такой
путь профессионального восхождения требует много. Не только знания тайн музыки,
которые даёт академический блок музыкальных дисциплин, но и владения тонкими
механизмами психологии общения, понимания проблем социологии, которые помогают
найти контакт с потенциальным слушателем. В профессии музыкального журналиста
пересекаются многие сферы специальных и гуманитарных знаний – культурология,
социология, психология творчества и музыкального восприятия, без освоения
которых невозможно эффективно направлять просветительскую и пропагандистскую
деятельность. Учитывая названные особенности и повышенную значимость устных
форм журналистики, программа ННГК уделяет специальное внимание искусству
риторики, артистическим навыкам, создавая целостный комплекс знаний
журналистского мастерства. В результате «двустороннего» профессионального
обучения, синтезирующего музыковедческое и журналистское направления, студент
приобретает значительный культурный кругозор, ясную аналитическую позицию в
оценке художественных событий, интерес к «слову», коммуникативность,
способность быть артистичным, ярким, убедительным. И это ещё не всё:
музыкальная одарённость и оснащённость комплексом специальных знаний
публицистической профессии – не гарантия успеха, он коренится глубже, в
органичном сочетании профессионализма с общественным «темпераментом» музыканта,
в его ответственности за человеческое «завтра». А это означает постоянное
стремление просветителя к культурному преобразованию жизни, умение отстаивать
духовные приоритеты, – ведь «профетические задачи» (по Н. Бердяеву)
требуется решать сегодня.
Важнейшая педагогическая цель нижегородского образовательного
проекта – воспитание профессиональной компетенции музыкального журналиста. Это
сложная задача, поскольку сфера деятельности музыкальных просветителей –
специфический род искусствоведения: искусство художественного «слова» о музыке,
представляемого во всех коммуникативных сферах (прессе, интернет, радио, аудио,
видео), они требует дополнительного освоения, но предоставляют пропагандисту
культуры самые широкие возможности.
Нижегородская
консерватория, стоящая сегодня в авангарде музыкального просветительства в
области высшего образования, предлагает включить в учебный стандарт вузов по
музыковедению специализацию музыкального просветителя: музыкального журналиста
СМИ (пресса, радио, телевидение, интернет), музыкального редактора теле- и
радиопрограмм, музыкального лектора и представляет свой проект обучения по
курсу прикладного музыковедения, прошедший пятилетнюю практическую
проверку.
Итак, курс прикладного музыковедения, разработанный и внедрённый
в ННГК, базируется на трёх блоках учебных дисциплин.
1. Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают достаточный
диапазон гуманитарных знаний, необходимых в профессии музыкального журналиста:
история искусства, музыки, академических и массовых музыкальных жанров, театра,
изобразительного искусства, радиожурналистики, экранного искусства, семиотика и
социология музыкального искусства, теория коммуникации и психология
музыкального восприятия, общения, риторические основы артжурналитики,
музыкально-прикладная информатика и др.
2. Специализированные дисциплины, нацеленные на постижение
основных теоретических знаний музыкальной журналистики и подготовку к
практической деятельности: музыкальная критика – журналистика, введение в
специальности музыкальной пресс-, радио- и тележурналистики. Также проходятся
интернет-журналистика и литературное мастерство; основы редактирования
музыкальных программ на радио и телевидении, их драматургия; операторское
мастерство и монтаж (звук, видео) музыкальных программ; постановка голоса и
сценическая подготовка, основы лекторского мастерства.
3. Журналистско-редакторская практика во всех
видах СМИ осуществляется параллельно с теоретической подготовкой на базе
периодических изданий, в интернете, на радио и телевидении.
Образовательная программа ННГК, нацеленная на профессиональную
компетентность, позволяет студентам осуществлять творческие идеи от начала и до
конца – от задумки до самостоятельного технического воплощения с помощью
новейших медиатехнологий.
В её решении важны, в частности, два аспекта применения аудио и
видео (теле и интернет) методик образования.
Первый – виртуальная медиапедагогика (её видео, радио, аудио,
пресс, Интернет носители), предоставляющая образовательную информацию. Этот
аспект медиакультуры, находясь на стыке практической журналистики и
педагогической деятельности, имеет большую общественную значимость не только
потому, что средства коммуникации выполняют информационную и интеллектуальную
задачи, но и благодаря эстетической функции СМИ. Подчёркнем, что эстетическая
сторона медиакультуры (т. е. возможность поднимать тему на уровень
художественного осмысления) – главное условие просветительской деятельности
журналистов, связанных с артсферой, в частности, с музыкальным искусством. В этом коренится второй важный аспект
развития медиакультуры – формирование основ музыкальной журналистики как
информационно-художественного явления, подчиняющего профессиональные методы
информационно-просветительской журналистики и её медиапространства эстетическим
задачам музыкальной культуры.
Концептуальная основа проекта заключается в синтезе эстетической,
этической, культурологической, семиотической и практической моделей
образования, ориентированном на развитие художественного вкуса, способности к
анализу культурной среды и художественного творчества в опоре на
социокультурные теории, с выходом в информационное производство.
В результате обучения журналистско-редакторским специализациям
выпускник кафедры прикладного музыковедения может:
·
целенаправленно проводить
культурно-просветительскую политику, основываясь на профессиональных знаниях,
этических, эстетических и правовых нормах;
·
полноценно работать во всех видах и жанрах
музыкальной журналистики в прессе, Интернете, на радио и телевидении;
·
находить актуальные темы, связанные с
музыкальным искусством, и новые коммуникативные формы подачи материала;
·
устанавливать психологический контакт с
аудиторией и пробуждать интерес читателей (зрителей, слушателей) к высокому
музыкальному искусству;
·
эффективно адаптировать журналистский текст к
восприятию различных возрастных и социальных групп;
·
свободно
владеть речевым мастерством, необходимым для журналистской деятельности;
·
использовать технические средства обеспечения
работы журналиста на телевидении, радио, в прессе, интернете;
·
владеть навыками работы музыкального редактора
на телевидении и радио;
·
умело осуществлять монтаж аудио- и
видеоматериала музыкальных программ для радио и телевидения.
Образовательная программа по прикладному музыковедению,
разработанная в ННГК, одобрена Учебно-методическим объединением по культуре
Российской Федерации и поддержана музыкальной общественностью, руководителями
консерваторий, филармоний и театров России[1].
Это универсальная система подготовки музыкальных журналистов-редакторов и
лекторов, успешно опробованная в действии. Её положительные результаты видны
уже сейчас – наконец появилась реальная возможность привлекать в СМИ не
случайных людей, а действительно музыкальных специалистов, которые
профессионально овладели методами журналистики. Благодаря введению курса
«Прикладное музыковедение» решается проблема востребованности музыковедов,
вынужденных сегодня искать работу в школах и студиях, которые переполнены
кадрами и материально бедствуют.
Мы убеждены, что в переломный для нашей культуры период
необходимо не свёртывать музыковедческую деятельность или превращать её в
культурологическую, а расширять, направляя работу музыкальных просветителей на
участие в культурной политике государства, стремиться к тому, чтобы высокое
искусство формировало духовный климат общества.
кандидат искусствоведения, доцент ННГК,
зав. кафедрой прикладного
музыковедения Л. А. Птушко
[1] На практический опыт успешного внедрения прикладного
музыковедения в систему подготовки музыковедов, в частности, ссылается доктор
искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Т. А. Курышева в учебнике «Музыкальная журналистика и
музыкальная критика» (М., 2007. С. 23).
|