на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Требуется музыкальный просветитель

В преддверии коренных реформ в высшем российском музыкальном образовании, связанных с переходом на двухуровневое обучение (бакалавриат, магистратура) и возможным переводом музыковедения из консерваторий в университеты, у музыкантов возникает немало вопросов. Не грозят ли названные идеи разрушением плодотворной системы воспитания профессионального музыканта и серьёзными потерями в отечественной культуре? Возможно ли это воспитание без базовых теоретических знаний, которые преподаются музыковедами – знатоками теории и истории музыки, начиная с музыкальной школы до консерватории? Да и стоит ли так кардинально преобразовывать российское музыкальное образование, которое достигло высочайшего уровня, выработав глубоко продуманную систему и став одной из лучших мировых музыкальных школ, – ведь не случайно к нам всё больше едут учиться студенты из разных стран, и не только в столичные вузы?

Не секрет, что в наше время, когда заново ассимилируется культура и жизнь, музыкантам приходится принимать новые правила экономической «игры». И консерватории идут навстречу переменам, творческие коллективы уже научились зарабатывать внебюджетные средства, которые позволили музыкантам не только пережить тяжёлые 1990-е годы, но даже заложить основы новых образовательных направлений, дополняющих академическое высшее музыкальное обучение специальностями, востребованными сегодня. Такой путь преобразования художественных вузов, возникший в самих творческих коллективах как ответ на критическую ситуацию, естественен и прогрессивен, поскольку не разрушает основ музыкального дела, но откликается на потребности общества новыми специальностями и делает реконструкцию созидательной.

Отвечая духу времени, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки представляет созидательные реформы. По инициативе ректора, Заслуженного деятеля искусств Российской Федерации, проф. Э. Б. Фертельмейстера в последние годы открылись новые образовательные направления: прикладное музыковедение, звукорежиссура, этномузыкология, художественное образование, актёр музыкального театра.

Новые направления не могут существовать без базовой академической подготовки специалистов высокого уровня, вне живого контекста музыкальной практики и научно-исследовательской работы – приоритет консерваторий в сохранении музыкальных традиций не должен быть нарушен. Однако, с другой стороны, музыкальные вузы вряд ли смогут продолжить своё развитие, не учитывая сложившихся условий в обществе и изменившегося информационного пространства.

Революционные изменения, произошедшие за последние десятилетия в системе коммуникации, говорят о тотальной значимости мультимедиа, охвативших все стороны жизни, в том числе культуру. Информация – ключевое слово нашего времени. Новые электронные каналы связи с аудиторией требуют их активного и скорейшего включения в сферу художественного общения и образования. Результат промедлений и упущенных образовательных возможностей культуры в виртуальной среде – «замусоренное» сознание молодёжи сорняками шоу-бизнеса, оккупировавшего медиасреду. Экстремальные условия выживания в современном мире, жёстокость «передела» жизненного пространства стимулируют культ грубой силы и потребительское мировоззрение. Оно усердно навязывается молодёжи ангажированными средствами массовой информации (СМИ) как «крутое», «продвинутое», а по сути – попирающее нравственные ценности и порождённую ими культуру. По свидетельству многочисленных социологических исследований, ценностные ориентации в нашей стране явно сместились в сторону прагматизма, потеснив духовно-нравственное начало, и показатель тому – отрицание идеалов, абсолютных ценностей, значимости культуры, особенно в молодёжной среде. В таком агрессивном контексте, когда обезличивающая цивилизация внедряет стереотипы потребительства («Бери от жизни всё!»), угрожая главному – духовному – миру личности, способной к творческой самоотдаче, культуре важно взять на себя защиту человека, не допустить гибели человеческого в человеке. И потому вопрос Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир?» вновь актуален.

Духовная красота – высшая ценность и великая сила – не раз доказала свою способность преображать человека через обаяние таланта, отражённого в звуке, слове, краске. Счастлив тот, кто обрёл свободу творческого духа. Однако помощь требуется тем, кто не смог сам подняться над «мерзостями быта». И здесь действенный помощник – искусство, особенно музыка, как самый совершенный инструмент ваяния души. Вот почему важно привлечь потенциальных слушателей в музыкально-концертные залы к общению с искусством.

Давно известно, что уровнем культуры измеряется сила духа нации, её будущее, и потому так актуально, более того, жизненно необходимо сегодня возрождение и утверждение приоритетов духовности через активную культурно-просветительскую работу. Безусловно, наиболее мощный «рычаг» просветительства – СМИ, не случайно называемые «четвёртой властью», но в них очевиден дефицит профессиональных артжурналистов и особенно музыкальных журналистов. Объясняется этот «вакуум» не только общим пересмотром ценностей в нашем обществе; есть и другие проблемы, усугубляющие ситуацию информационной блокады академического музыкального искусства. Хотя важность роли музыкальной журналистики в сфере культуры осознаётся ещё не всеми, её влияние на общественную жизнь бесспорно, и профессионализация данного рода деятельности – потребность времени. Осуществить такую профессионализацию возможно только в рамках высшей музыкальной школы, поскольку сам объект внимания – музыка, музыкальная жизнь – требует глубоких специальных знаний. Их нельзя получить в других вузах, включая даже университетские факультеты журналистики. Пора задуматься о том, какое же место занимает просветительская деятельность в нынешней системе высшего музыкального образования, ориентирована ли отечественная музыкальная педагогика на эту работу. Увы, в учебных стандартах музыкальных вузов России нет музыкально-просветительских специальностей – ни музыкальной журналистики, ни лекторского мастерства, ни музыкального редактирования. На всю музыкально-просветительскую деятельность музыковедам сегодня отводится лишь 20 часов лекторской практики и 36 лекционных часов музыкальной критики. Результатом устарелости музыковедческих учебных планов вузов стал дефицит профессиональных музыкальных просветителей, способных работать во всех видах СМИ. И это притом, что концертно-театральные организации и многочисленные СМИ остро нуждаются в специалистах, владеющих расширенным комплексом журналистской и редакторской практики, навыками сценарной и операторской работы, опытом звукового и видеомонтажа. Музыкальный журналист-универсал, профессионализм которого отвечает высоким художественным и техническим требованиям, вне конкуренции на информационном рынке. Какой директор театра или филармонии не мечтает о подобном помощнике? Однако сегодня найти профессионального музыкального журналиста, особенно в системе теле- и радиовещания, тем более в провинции, – почти утопия. Обычно информационно-просветительскую работу выполняет музыковед, не владеющий знаниями в области журналистики и долгие годы (если он сумеет выжить в конкурентной среде) интуитивно отыскивающий нужные методы журналистской работы, либо журналист с университетским дипломом, не разбирающийся ни в музыке, ни в смежных видах искусства. Самодеятельность такого рода «просветителей» часто наносит делу вред, не обеспечивая даже сносно «канал связи» с теми, кто пытается войти в мир искусства. Музыкальная журналистика должна быть сосредоточена в руках профессионалов, специально обучаемых по программе «прикладного музыковедения». Образовавшийся пробел в системе профессиональной подготовки музыковедов сказался на контактах со СМИ и, в итоге, на их содержательной направленности, которые свернули музыкально-просветительскую деятельность и переключили своё внимание на шоу-индустрию.

Богатства академического музыкального искусства, попираемые постмодернистским нигилизмом и шоу-бизнесом, нуждаются в защите, в поддержке – рекламным, информационным, просветительским словом, поскольку между публикой и творцами образовался слишком опасный разрыв. Музыканты, точнее музыковеды, в долгу перед слушателями, лишёнными увлекательного, яркого просветительского слова. Отечественное музыковедение, основательно разрабатывая научное и педагогическое направления, разумеется, приоритетные в академическом образовании, явно снизило интерес к музыкально-просветительской деятельности – одной из важнейших в искусстве (вероятно, сказалась и усталость от недавних идеологических претензий соцреализма). Хотя вряд ли нужно напоминать, что музыка коммуникативна по своей сути, а само музыковедение – плод музыкального просветительства. Музыковеды – главные хранители тайн музыки. Их научная деятельность, сопряжённая с педагогической практикой, приносит блистательные результаты. Искусственное же вычленение музыковедения, перевод его в университеты грозит разрушением коренных достижений отечественной музыкально-образовательной системы, которая выращивает, прежде всего, всесторонне развитых музыкантов – исполнителей, композиторов и теоретиков, и это доказано огромным опытом российской музыкальной школы. Вместе с тем, настало время пересмотреть сложившиеся стереотипы высшего музыкального образования и, сохраняя лучшие академические традиции, внести действительно необходимые, обусловленные насущными требованиями перемены. В числе неотложных задач – музыкальное просветительство, которое способно противостоять натиску обезличивающей цивилизации. Дальнейшее же угасание культурно-просветительской работы грозит обернуться ещё более стремительным распространением вульгарной «попсы» и прочих ядовитых плодов бездуховности и невежества, и без того основательно заполонивших информационную среду. В такой, без преувеличения, апокалипсической ситуации крайне важно отстоять критерии гуманистического искусства, не потерять молодёжь, ещё способную воспринимать прекрасное. В этом, думается, и состоит главная «национальная идея» культуры, требующая усилий многих причастных к ней людей.

Понимая острую необходимость музыкально-просветительской работы для общества и для экологии самой культуры, Нижегородская государственная консерватория им. М. И. Глинки открыла в 2003 году дополнительные образовательные направления в музыковедении: «Музыкальный критик-журналист СМИ и редактор музыкальных программ ТВ, радио», «Лектор-музыковед», и подобного нет пока ни в одной российской консерватории.

Уникальность образовательной программы ННГК по музыкальной журналистике заключена в её универсальности: во-первых, она предполагает освоение всех видов СМИ; во-вторых, даёт возможность одновременно овладеть смежными специальностями – музыкального журналиста и музыкального редактора телевидения, радио.

Совершенно очевидно, что телевидение и радиожурналистика сегодня равнозначны прессе; широкие перспективы приобретает интернет-журналистика, в том числе в области художественной. Потому так принципиально важна универсальная направленность обучения музыкальных просветителей, вытекающая из особенностей современной информационной системы и предусматривающая журналистско-редакторское освоение смежных сфер деятельности (телевидение, радио, пресса, интернет).

Учитывая актуальные задачи нашего времени, курс ориентирован на практические формы обучения: под руководством опытных журналистов создаются качественные пресс-, аудио- и видеоматериалы. Студенческие работы публикуются в российской прессе, звучат в эфире областного и российского радио, на коммерческих каналах, записываются на видеодисках.

Мы убедились в растущей востребованности профессии музыковеда-просветителя на ежегодных ярмарках специалистов, которые проходят в ННГК. Многие театры, филармонии, СМИ ждут наших специалистов и готовы предоставить им выгодные условия для работы. Сегодня около 30 выпускников, окончивших курс прикладного музыковедения ННГК, уже работают по всей стране в области просветительства в многочисленных периодических изданиях, в интернете, на радио («Культура», «Орфей», «Ретро», областном нижегородском радио), на каналах «Культура» нижегородского, самарского, кировского телевещания.

Мы убеждены, что консерватория – единственная форма высшего музыкального образования, которая даёт возможность соединить глубокие знания о музыке с профессиональными методами современной журналистики. Это позволит не потерять ценнейшие традиции, накопленные в отечественном музыковедении, а дополнить музыковедение новыми формами практической деятельности.

Музыкальная журналистика – проводник в мир духовной красоты, она способна решить проблему наполнения концертных залов. Цель работы художественного журналиста – воспитание души человека и, шире, формирование духовных ориентиров в обществе. Но и сам журналист должен иметь возможность подняться на уровень творца художественных отражений великой музыки, а такой путь профессионального восхождения требует много. Не только знания тайн музыки, которые даёт академический блок музыкальных дисциплин, но и владения тонкими механизмами психологии общения, понимания проблем социологии, которые помогают найти контакт с потенциальным слушателем. В профессии музыкального журналиста пересекаются многие сферы специальных и гуманитарных знаний – культурология, социология, психология творчества и музыкального восприятия, без освоения которых невозможно эффективно направлять просветительскую и пропагандистскую деятельность. Учитывая названные особенности и повышенную значимость устных форм журналистики, программа ННГК уделяет специальное внимание искусству риторики, артистическим навыкам, создавая целостный комплекс знаний журналистского мастерства. В результате «двустороннего» профессионального обучения, синтезирующего музыковедческое и журналистское направления, студент приобретает значительный культурный кругозор, ясную аналитическую позицию в оценке художественных событий, интерес к «слову», коммуникативность, способность быть артистичным, ярким, убедительным. И это ещё не всё: музыкальная одарённость и оснащённость комплексом специальных знаний публицистической профессии – не гарантия успеха, он коренится глубже, в органичном сочетании профессионализма с общественным «темпераментом» музыканта, в его ответственности за человеческое «завтра». А это означает постоянное стремление просветителя к культурному преобразованию жизни, умение отстаивать духовные приоритеты, – ведь «профетические задачи» (по Н. Бердяеву) требуется решать сегодня.

Важнейшая педагогическая цель нижегородского образовательного проекта – воспитание профессиональной компетенции музыкального журналиста. Это сложная задача, поскольку сфера деятельности музыкальных просветителей – специфический род искусствоведения: искусство художественного «слова» о музыке, представляемого во всех коммуникативных сферах (прессе, интернет, радио, аудио, видео), они требует дополнительного освоения, но предоставляют пропагандисту культуры самые широкие возможности.

Нижегородская консерватория, стоящая сегодня в авангарде музыкального просветительства в области высшего образования, предлагает включить в учебный стандарт вузов по музыковедению специализацию музыкального просветителя: музыкального журналиста СМИ (пресса, радио, телевидение, интернет), музыкального редактора теле- и радиопрограмм, музыкального лектора и представляет свой проект обучения по курсу прикладного музыковедения, прошедший пятилетнюю практическую проверку.

Итак, курс прикладного музыковедения, разработанный и внедрённый в ННГК, базируется на трёх блоках учебных дисциплин.

1. Общепрофессиональные дисциплины обеспечивают достаточный диапазон гуманитарных знаний, необходимых в профессии музыкального журналиста: история искусства, музыки, академических и массовых музыкальных жанров, театра, изобразительного искусства, радиожурналистики, экранного искусства, семиотика и социология музыкального искусства, теория коммуникации и психология музыкального восприятия, общения, риторические основы артжурналитики, музыкально-прикладная информатика и др.

2. Специализированные дисциплины, нацеленные на постижение основных теоретических знаний музыкальной журналистики и подготовку к практической деятельности: музыкальная критика – журналистика, введение в специальности музыкальной пресс-, радио- и тележурналистики. Также проходятся интернет-журналистика и литературное мастерство; основы редактирования музыкальных программ на радио и телевидении, их драматургия; операторское мастерство и монтаж (звук, видео) музыкальных программ; постановка голоса и сценическая подготовка, основы лекторского мастерства.

3. Журналистско-редакторская практика во всех видах СМИ осуществляется параллельно с теоретической подготовкой на базе периодических изданий, в интернете, на радио и телевидении.

Образовательная программа ННГК, нацеленная на профессиональную компетентность, позволяет студентам осуществлять творческие идеи от начала и до конца – от задумки до самостоятельного технического воплощения с помощью новейших медиатехнологий.

В её решении важны, в частности, два аспекта применения аудио и видео (теле и интернет) методик образования.

Первый – виртуальная медиапедагогика (её видео, радио, аудио, пресс, Интернет носители), предоставляющая образовательную информацию. Этот аспект медиакультуры, находясь на стыке практической журналистики и педагогической деятельности, имеет большую общественную значимость не только потому, что средства коммуникации выполняют информационную и интеллектуальную задачи, но и благодаря эстетической функции СМИ. Подчёркнем, что эстетическая сторона медиакультуры (т. е. возможность поднимать тему на уровень художественного осмысления) – главное условие просветительской деятельности журналистов, связанных с артсферой, в частности, с музыкальным искусством. В этом коренится второй важный аспект развития медиакультуры – формирование основ музыкальной журналистики как информационно-художественного явления, подчиняющего профессиональные методы информационно-просветительской журналистики и её медиапространства эстетическим задачам музыкальной культуры.

Концептуальная основа проекта заключается в синтезе эстетической, этической, культурологической, семиотической и практической моделей образования, ориентированном на развитие художественного вкуса, способности к анализу культурной среды и художественного творчества в опоре на социокультурные теории, с выходом в информационное производство.

В результате обучения журналистско-редакторским специализациям выпускник кафедры прикладного музыковедения может:

·         целенаправленно проводить культурно-просветительскую политику, основываясь на профессиональных знаниях, этических, эстетических и правовых нормах;

·         полноценно работать во всех видах и жанрах музыкальной журналистики в прессе, Интернете, на радио и телевидении;

·         находить актуальные темы, связанные с музыкальным искусством, и новые коммуникативные формы подачи материала;

·         устанавливать психологический контакт с аудиторией и пробуждать интерес читателей (зрителей, слушателей) к высокому музыкальному искусству;

·         эффективно адаптировать журналистский текст к восприятию различных возрастных и социальных групп;

·         свободно владеть речевым мастерством, необходимым для журналистской деятельности;

·         использовать технические средства обеспечения работы журналиста на телевидении, радио, в прессе, интернете;

·         владеть навыками работы музыкального редактора на телевидении и радио;

·         умело осуществлять монтаж аудио- и видеоматериала музыкальных программ для радио и телевидения.

Образовательная программа по прикладному музыковедению, разработанная в ННГК, одобрена Учебно-методическим объединением по культуре Российской Федерации и поддержана музыкальной общественностью, руководителями консерваторий, филармоний и театров России[1]. Это универсальная система подготовки музыкальных журналистов-редакторов и лекторов, успешно опробованная в действии. Её положительные результаты видны уже сейчас – наконец появилась реальная возможность привлекать в СМИ не случайных людей, а действительно музыкальных специалистов, которые профессионально овладели методами журналистики. Благодаря введению курса «Прикладное музыковедение» решается проблема востребованности музыковедов, вынужденных сегодня искать работу в школах и студиях, которые переполнены кадрами и материально бедствуют.

Мы убеждены, что в переломный для нашей культуры период необходимо не свёртывать музыковедческую деятельность или превращать её в культурологическую, а расширять, направляя работу музыкальных просветителей на участие в культурной политике государства, стремиться к тому, чтобы высокое искусство формировало духовный климат общества.

кандидат искусствоведения, доцент ННГК,

зав. кафедрой прикладного музыковедения Л. А. Птушко



[1] На практический опыт успешного внедрения прикладного музыковедения в систему подготовки музыковедов, в частности, ссылается доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Т. А. Курышева в учебнике «Музыкальная журналистика и музыкальная критика» (М., 2007. С. 23).

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт