на главную
Разделы портала

*

СТРАСТИ ПО БАХУ  |  «Страсти по Иоанну» в консерватории

3 октября года 2008 года в Концертном зале Нижегородской консерватории прошло официальное закрытие Фестиваля И. С. Баха. Пятый, заключительный, концерт форума был посвящен исполнению «Страстей по Иоанну».

Не только для музыкального вуза, но и для всего города это стало подлинным музыкальным событием. Такого наплыва слушателей консерватория не видела очень давно. Организаторы фестиваля сделали публике подарок – возможность бесплатно посетить грандиозный концерт. Зрители не только заняли все места в зале, они сидели на подоконниках и в фойе, толпились у входа. Кажется, никто не обращал внимания на возникшие неудобства – все хотели услышать Музыку. Некоторые лишь сетовали, что концерт проходит не в Кремлевском концертном зале, который смог бы вместить бóльшее число меломанов. Наверное, слушатели забыли (а может быть, просто не догадывались), что на филармонической сцене нет органа, который наравне с оркестром и хором участвует в исполнении оратории. Между тем исполнители заняли свои места…

Господи, Владыка наш,

Прославленный во всех землях!

Покажи нам в страстях Твоих,

Что Ты, истинный Сын Божий,

Даже в этом величайшем уничижении

Прославился на все времена!

Перед началом концерта вдохновитель Фестиваля И. С. Баха Дитер Шермайер подчеркнул: «В этой оратории Иисус не предстает мучеником… Он является Победителем». «Страсти по Иоанну» – своего рода грандиозная молитва и прославление Сына Божьего. Поэтому не случайно, что здесь главная роль принадлежит хору. В нынешнем исполнении основная идея произведения – спасение и искупление грехов через Жертву – проявилась достаточно ярко.

Уже первые звуки вступления были наполнены драматизмом и ощущением трагического предчувствия. Оркестр вступил на forte (вопреки сложившейся традиции исполнения), с постепенным нарастанием звучности, словно провозглашая главный тезис. Эта тема, в дальнейшем поддержанная хором, стала напоминать взмах гигантских крыльев – настолько громадный звуковой диапазон она охватила. Бесспорно, начальный номер «Страстей», по меткому замечанию авторитетного ученого-баховеда М. Друскина, напоминал «мощно изваянную фреску, исполненную величия и драматизма».

Различные по характеру и образному строю хоровые номера звучали слаженно и компактно, несмотря на то, что в исполнении участвовали три коллектива: Кеттвигский ансамбль им. И. С. Баха (руководитель В. Клэзенер), хор студентов Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки (руководитель Б. Маркус) и Ансамбль церковных певчих Нижнего Новгорода (руководитель А. Мельникова). Хор, центральный герой композиции, выступал, как то и было задумано композитором, в различных амплуа. В строгих протестантских хоралах он комментировал течение драматических событий. В лаконичных действенных хоровых фрагментах был голосом народа иудейского, осуждающего Христа на смерть. Монолитная фактура хоралов звучала объемно, создавая ощущение храмового пространства. В полифонических номерах, непосредственно связанных с действием, хор демонстрировал яркость образных характеристик, виртуозное владение имитационной техникой, ясную артикуляцию.

Успешно справился со своими функциями и оркестр. Лишь изредка он перекрывал солистов и хор. Порой эмоциональная волна настолько «захлестывала» инструменталистов, что провоцировала их безоглядно устремляться вперед. В такие моменты музыканты будто забывали о небеспредельных дыхательных возможностях певцов. В арии альта №11 солистке Верене Кортманн было затруднительно соответствовать слишком быстрому темпу оркестра. Из-за некоторой поспешности страдали и сами инструменталисты, которые время от времени теряли чувство ансамбля. К чести оркестра следует отметить, что ощущение суетливости, заметное в первых номерах оратории, совершенно исчезло во второй части. Исполнители словно почувствовали «ораториальное время».

Замечательное мастерство, эмоциональность отличали и солистов. Среди них были нижегородские музыканты Василий Архипов (тенор), Наталья Кириллова (сопрано) и, конечно, их немецкие коллеги – Маркус Ульманн (тенор, Евангелист), Себастьян Блут (бас, Иисус), Йенс Хаманн (бас, Понтий Пилат), Каталина Бертуччи (сопрано) и Верена Кортманн (альт). Музыка наполнялась то светом и лучезарностью (ария №13 «Я тоже следую за Тобою радостной поступью», Н. Кириллова), то неподдельным волнением и тревогой (ария №19 «О душа моя, куда тебе идти?», В. Архипов), подчас патетикой и драматизмом (ария баса №48 «Поспешите, страждущие души», Й. Хаманн), иногда скорбью и затаенной печалью (ария №63 «Восплачь, сердце мое», К. Бертуччи). Наибольшую сложность представляла партия Евангелиста. Слушатель привык воспринимать речитативы как нечто скучное и однообразное, почти механическое. Однако в исполнении М. Ульманна они звучали как живая речь, выразительный рассказ. Краткие реплики сменялись виртуозными пассажами, отстраненное повествование – неподдельным волнением.

Финал оратории трагичен. Иисус отдал жизнь во имя спасения человеческого рода. Но несмотря на скорбный характер заключительных номеров, последняя строфа хорала звучит умиротворенно и светло:

Сыне Божий,

Спаситель мой и Престол милости!

Господи Иисусе Христе, услышь меня,

Я хочу славить тебя вечно.

Es ist vollbracht – Свершилось. «Страсти по Иоанну» прозвучали. Завершился Фестиваль И. С. Баха. Зрители стоя приветствовали музыкантов и, конечно, дирижера В. Клезенера, выступавшего еще и в роли клавесиниста. Без его умело организованной работы, ясного представления о конечном результате, дирижерской хватки исполнение такого сложного и масштабного произведения просто не состоялось бы.

арт-журналист II курса ФДО ННГК

Олеся Платонова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт