Второго октября 2008 года в рамках Фестиваля И С. Баха» в Нижегородском государственном
лингвистическом университете им. Н. А. Добролюбова прошла
международная научная конференция «Традиции И. С. Баха в современной
культуре Запада и Востока: музыка, литература, живопись, кино».
Участников конференции приветствовали организаторы форума: ректор
Лингвистического университета Г. П. Рябов, мэр г. Эссена
Вольфганг Райнигер, а также председатель Общества германо-российских встреч
города Эссена Ангелика Кюппер. В выступлениях они подчеркнули значимость
традиций И. С. Баха для современной культуры.
Перед началом работы конференции состоялось награждение
участников проекта «Живописный Бах», а также победителей конкурса
художественного перевода стихотворения Г. Гессе «Zu einer Toccata von
Bach». Лучшим был признан перевод студента Нижегородского Лингвистического
университета Ивана Шаламова.
Поощрительных призов были удостоены и юные победители конкурса
студенческих музыковедческих работ: Анна Лабазова (Арзамас, I место),
Анастасия Андреева (Чебоксары, II место), Юлия Москвина (Йошкар-Ола,
III место). Уверенное владение материалом студенты музыкальных училищ
продемонстрировали и в своих конференционных выступлениях.
В программе было заявлено 29 докладов. Пристальное внимание
аудитории привлекли выступления А. П. Милки (Санкт-Петербург) и
Н. Б. Носиной (Москва), связанные с проблемой символики в творчестве
И. С. Баха. В своем выступлении А. П. Милка, основываясь на
текстологическом анализе источников, остановился на некоторых аспектах,
связанных с последним сочинением композитора – циклом «Искусство фуги».
Подробно проанализировав автограф, первое и второе издания, композицию
произведения, автор спроецировал проблему некоторых устойчивых заблуждений и
недоразумений, связанных с жизнью и наследием И. С. Баха, на
современное баховедение. Н. Б. Носина рассмотрела проблему символики
на примере клавирных опусов композитора, проявив особый интерес к анализу
интонационной сферы сочинений. Вопросы, касающиеся звуковой символики, были
отражены и в докладе Э. К. Петри (Арзамас). В работе «К проблеме
народного в творчестве И. С. Баха» автор уделила большое внимание
немецкой национальной основе в творчестве композитора, бытованию жанра
лютеранского хорала и народной песни в его произведениях.
Группа докладов касалась влияния феномена И. С. Баха на
музыку композиторов XX столетия. В выступлении Т. Н. Левой
(Нижний Новгород) «К 100-летию баховского ренессанса в России» были вскрыты
причины и намечены этапы возрождения интереса к наследию И. С. Баха в
творчестве русских композиторов и теоретиков: от «Подвижного контрапункта»
С. И. Танеева к научно-исследовательскому творчеству
М. С. Друскина и А. П. Милки, от творцов Серебряного века к
творчеству Д. Д. Шостаковича. Аспекты тональной и гармонической
организации сочинений И. Брамса в контексте влияния И. С. Баха
были представлены в работе А. В. Гусевой (Санкт-Петербург) «Бах и
Брамс: диалог двух эпох».
Значение творчества И. С. Баха для других видов
искусства рассматривали нижегородские видеохудожники: Сергей Проворов и Галина
Мызина представили публике свой экспериментальный фильм «Фуга». «Мы затронули
тему классики, – поделились авторы. – Возможно, в контексте данной конференции
имеет смысл говорить об эстетических качествах классической культуры как
таковой, в частности, с позиции изучения социологического феномена
“популярности”. В данной работе мы попытались столкнуть в диалоге классическую
музыку и молодое поколение как представителя масс-культуры». Завершил
конференцию доклад С. Н. Аверкиной «Образ Баха в пьесе П. Барца
и постановке Р. Баниониса “Встреча”».
Атмосфера живой дискуссии, богатство представленных тем и
аспектов позволяют резюмировать: конференция состоялась. Более того, обилие
разнообразного материала позволило бы ее расширить и провести в несколько
этапов. На очереди выход сборника со статьями докладчиков.
арт-журналист II курса ФДО
ННГК
Олеся Платонова
|