на главную
Разделы портала

*

СТРАСТИ ПО БАХУ  |  «БАХ У КАЖДОГО СВОЙ»

Второго октября 2008 года в Нижегородском государственном лингвистическом университете (НГЛУ) им. Н. А. Добролюбова прошла международная научная конференция «Традиции И. С. Баха в современной культуре Запада и Востока: музыка, литература, живопись, кино». Организаторы конференции: Администрация Нижнего Новгорода и НГЛУ им. Н. А. Добролюбова.

Вот что рассказала один из руководителей конференции – проректор по научной работе Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, профессор Татьяна Борисовна Сиднева.

– Мы пригласили авторитетных исследователей творчества И. С. Баха. Прежде всего, это наши коллеги из Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова – автор известных трудов о И. С. Бахе А. П. Милка и А. В. Гусева, чье выступление на конференции связано с проблемой романтического бахианства: «Бах и Брамс». Из Российской академии музыки им. Гнесиных приехала В. Б. Носина, ее сообщение посвящено христианской символике в произведениях И. С. Баха.

Нижегородскую консерваторию представляет Т. Н. Левая, тема ее доклада: «К столетию баховского ренессанса в России».

Доклады гостей из Эссена называются «Традиции Баха в России» (Х. Беггер) и «Бах в современном искусстве» (Л. Побджой).

Мы планируем издать двуязычный сборник материалов конференции, чтобы сотрудничество российских и немецких исследователей творчества И. С. Баха продолжалось.

– Приглашены ли на конференцию представители других наук?

– Кроме музыковедов, в конференции участвуют литературоведы: С. В. Сапожков из Москвы («Образ И. С. Баха в творчестве В. Одоевского»), Нижний Новгород представят Э. Б. Акимов («Образы музыки и танца в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”»), З. И. Кирнозе («Музыка в художественном мире Мориака»). В литературных произведениях они находят образ И. С. Баха и анализируют его интерпретацию.

– Что запланировано на конференции, кроме научных докладов?

– Прежде всего, презентация выставки «Живописный Бах». Картины создавались во время звучания Высокой мессы И. С. Баха, то есть авторы осуществляли ее «художественный перевод». Кроме того, на конференции представлен фильм нижегородцев Г. Мызиной и С. Проворова «Фуга».

Мы подводим также итоги двух конкурсов. Консерватория проводила конкурс работ по исследованию музыки И. С. Баха среди учащихся музыкальных училищ разных городов России. Первое место заняла второкурсница из Арзамаса Анна Лабазова. Она написала об одном из известных хоралов И. С. Баха, который звучит в «Страстях по Иоанну», в «Страстях по Матфею». В работе много интересного, девочка работала с источниками вплоть до сегодняшних протестантских сборников. Второе место заняла Анастасия Андреева из Чебоксар, ее тема «Назад к Баху: от контрапункта к синтезу», третье место – Юлия Москвина из Йошкар-Олы с работой, касающейся инвенций И. С. Баха. Победители приглашены выступить на конференции. А второй конкурс проводил Лингвистический университет среди школьников – на лучший художественный перевод стихотворения Г. Гессе о Токкате И. С. Баха.

– Какова основная задача конференции?

– Прежде всего, открыть и сформулировать то новое, что возникло в восприятии И. С. Баха современной российской культурой. Насколько известно, в таком ракурсе эта тема впрямую еще не рассматривалась на конференциях.

При восприятии любого феномена всегда сказывается особенность менталитета. А Бах российский – это ведь особый Бах. Как М. Цветаева говорила «мой Пушкин»… Так и Бах у каждого свой.

арт-журналист II курса ФДО ННГК

Тихонова Мария

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт