на главную
Разделы портала

*

СТРАСТИ ПО БАХУ  |  БАХ В НИЖНЕМ

В Нижнем Новгороде прошло первое масштабное и значимое событие сезона – Фестиваль И. С. Баха. Посвящённый 17-летию побратимских отношений с землёй Северный Рейн-Вестфалия (Германия) и 15-летию с г. Эссеном, он стал приятным подарком и к Международному Дню музыки.

В фестивале были задействованы несколько городских площадок. Музыкальные страницы разворачивались на сцене Концертного зала Нижегородской государственной консерватории (академии) им. М. И. Глинки, живописные, литературные и научные – в стенах Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова, а демонстрацию видеостраницы взял на себя киноцентр «Рекорд», в последнее время всё более утверждающий статус культурного центра.

Название фестиваля звучит просто, но емко: то, что увидели и услышали нижегородские зрители, раскрывает И. С. Баха не только как личность или великого композитора, но как уникальное явление мировой культуры. Его гений вдохновляет художников разных эпох и во всех видах искусства, и нижегородский фестиваль показал ряд ярких и неожиданных для академического форума проектов.

Один из них – «Живописный Бах». Звучала Высокая месса h-moll, и под её воздействием нижегородские художники создавали на холсте в манере Alla Prima (за один сеанс) картины-ассоциации. Ассоциации многогранные: если в работе Ирины Гришиной возникло вспененное море, а Наталья Панкова создала портрет огненно-рыжего И. С. Баха в пурпурно-фиолетовом камзоле, то в художественном воображении Михаила Мартынова и Сергея Ледкова вспыхнули абстрактные образы, отсылающие в мир остро субъективного чувствования.

Некоторым созвучием этим художественным работам явился мультимедийный проект «БаХ – ХХI», в котором также использовались визуальные ассоциации. Созданный нижегородской творческой группой «Сирен» с привлечением в качестве Vi-Dj’я известного немецкого художника Лиллевана Побджоя, он представлял своего рода видео-музыкальное размышление на тему «судьба музыки Баха как символа подлинного в искусстве».

Музыкальная составляющая представляла собой сочетание электронного и акустического (струнный квартет) звукоряда, подвергавшегося мгновенной обработке. Разрозненные звуковые капли постепенно собирались в клавирную прелюдию c-moll. На экране, подобно старой кинематографической ленте, чередовались образы: старинная лестница, камни, песок, капли на воде; затем контуры размывались, возникали «помехи», поперечные линии, клетки, которые постепенно превращались в единое абстрактное полотно – от прелюдии оставался один гармонический остов. Но вот в мир хаоса возвращалась тихая музыка, возвращалась безмятежность и чистота капель, падающих в воду, и мысль – «искусство неразрушимо».

Обобщённо-культурологическую линию фестиваля ещё более укрупнил видеоспектакль «Встреча» в постановке Раймондаса Баниониса по пьесе Пауля Барца. Встреча Баха и Генделя, которая была придумана драматургом, дала возможность вновь поговорить об искусстве, коммерческом и подлинном, сиюминутном и вечном. Диалог двух гениев, начатый как интеллектуальный поединок, в конечном счёте приводит их к тихой дружеской беседе при свечах, и все-таки Баху еще придется останавливать своего собеседника словами, в которых заключено все, что он не принимает в художнике: «Опять сверх меры громко».

Отдельной важной вехой фестиваля стала научная конференция «Традиции И. С. Баха в современной культуре Запада и Востока: музыка, литература, живопись, кино». Она вместила в себя столь разные и интересные сообщения, что по её материалам в ближайшее время планируется выпустить сборник статей на двух языках.

Проректор по научной работе ННГК им. М. И. Глинки Т. Б. Сиднева уточнила, что задача конференции – «прежде всего, открыть и сформулировать то новое, что возникло в восприятии И. С. Баха современной русской культурой. Насколько известно, в таком ракурсе эта тема впрямую еще не рассматривалась на конференциях. При восприятии любого феномена сказывается особенность менталитета. М. Цветаева говорила “мой Пушкин”, и, действительно, у каждого из нас собственное отношение к поэту. Так и Бах у каждого свой».

У каждого участника конференции сложился свой подход к творчеству композитора, что превращало конференцию в живую и увлекательную дискуссию.

Среди прозвучавших десяти докладов можно выделить несколько тематических линий. Первая – связана с семантикой и музыкальной символикой: работы А. П. Милки («“Искусство фуги”: автограф, оригинальное издание, композиция, ошибки, заблуждения, недоразумения»), В. Б. Носиной («О символике в творчестве И. С. Баха») и Э. К. Петри («К проблеме народного в творчестве И. С. Баха»). Другая линия касается влияния композитора на музыку последующих поколений: работы Т. Н. Левой («К 100-летию баховского ренессанса в России») и А. В. Гусевой («Бах и Брамс: диалог двух эпох»).

Кроме того, на конференции награждали участников двух студенческих состязаний: конкурса художественного перевода стихотворения Г. Гессе «Zu einer Toccata von Bach» («К токкате Баха»), организованного Лингвистическим университетом, и конкурса работ по исследованию музыки И. С. Баха среди учащихся музыкальных училищ, проведенного консерваторией.

В первом победителем стал Иван Шаламов из Нижнего Новгорода, а во втором – Анна Лабазова из Арзамаса («Иоганн Себастьян Бах в России. История одного хорала»), Анастасия Андреева из Чебоксар («Назад к Баху: от контрапункта к синтезу»), Юлия Москвина из Йошкар-Олы («Инвенции И. С. Баха – школа полифонии и энциклопедия творчества композитора»).

Привлечение молодых участников наряду с именитыми баховедами стало ещё одним из достоинств конференции и фестиваля в целом.

Однако наиболее значимой и объёмной его страницей всё же оставалась музыкальная, ведь именно музыка стала главным связующим звеном между немецкими и российскими исполнителями. Как сказал мэр города Эссена, доктор Вольфганг Райнигер, «важно то, что фестиваль дал возможность встретиться людям, которые говорят на разных языках, но вместе творят музыку». А слушатели могли в этом убедиться, поскольку почти все хоровые и оркестровые произведения исполнялись смешанным составом. В него входили: Кеттвигский ансамбль им. И. С. Баха, хор студентов ННГК им. М. И. Глинки, музыканты Эссенского филармонического оркестра, муниципальный камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода», а также инструменталисты и вокалисты обеих стран.

Программы концертов были насыщены самыми разными жанрами. Это и сольные произведения (хоральные прелюдии, Пассакалья c-moll, Итальянский концерт), и ансамблевые (соната для скрипки и клавесина №3 E-dur, Соната для 2-х флейт, виолончели и фортепиано G-dur), оркестровые (Бранденбургский концерт №3, Двойной концерт для клавира с оркестром №2, Оркестровая сюита D-dur), вокально-хоровые (Magnifikat, «Кофейная кантата», арии из кантаты №21 и «Страстей по Матфею»). И, конечно же, в каждом концерте, изобилующим прекрасной музыкой, были такие вершины исполнения, о которых нельзя не сказать.

В первую очередь, это блестящее выступление нижегородских музыкантов, лауреатов различных конкурсов Руслана Разгуляева, Натальи Гринес (фортепиано) и камерного оркестра «Солисты Нижнего Новгорода» под управлением Евгения Кириллова.

Стройность, цельность, ясность мысли, а главное необыкновенный энергетический посыл, с которым ими был исполнен двойной концерт для фортепиано с оркестром, богатый тембровый диалог двух роялей приоткрывали иные сущности бытия, погружая в тихое созерцание. Порадовало редкое по слаженности и органичности звучание ансамбля.

Необыкновенно светлым и одухотворённым было исполнение Четырёх хоралов хором студентов консерватории под управлением доцента Бориса Маркуса. А фрагменты «Кофейной кантаты», разыгранные студентами Юлией Авериной (сопрано), Василием Архиповым (тенор) и Игорем Прониным (баритон), внесли чудесную непосредственность и яркую ироничную нотку в общее звучание фестиваля.

Отдельную графу занимал сольный органный концерт заслуженного артиста России, профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Алексея Паршина. Прозвучали 12 органных хоральных прелюдий, пассакалия g-moll, Прелюдия и фуга c-moll и другие произведения. Крупными мазками создавая поистине фресковое полотно, подобное монументальному храму, музыкант очень изобретательно пользовался красочными возможностями инструмента. А потому возникало ощущение, что цельный образ каждого произведения поворачивался всякий раз иными гранями.

Перечисление ярких страниц фестиваля не может быть полным без центрального события, которого все ждали с нетерпением, поскольку для Нижнего Новгорода оно стало действительно уникальным. Речь идёт о нижегородской премьере одного из сложнейших и редко исполняемых крупных сочинений И. С. Баха – «Страстей по Иоанну», которое не только объединило музыкантов двух стран, но и, судя по огромному количеству слушателей, привлекло в Концертный зал почти всех интересующихся музыкой жителей города. Такого в стенах Нижегородской консерватории не случалось, пожалуй, со времени мастер-классов М. Л. Ростроповича. Слушателями были заняты не только все кресла, подоконники, боковые проходы – люди толпились в открытых дверях и даже стояли в фойе. Подобное событие нельзя было пропустить.

«Страсти по Иоанну» – произведение непростое для восприятия, хотя бы в связи с тем, что длится оно почти два часа. А потому очень ценной оказалась забота организаторов фестиваля о слушателях. Перед началом концерта желающим раздавали буклеты с русским переводом текстов, специально выполненным для этого события московским Обществом изучения истории лютеранской музыки. Кроме того, инициатор и куратор фестиваля Дитер Шермайер (к слову сказать – бывший священник) рассказал со сцены о главной сути Евангелия от Иоанна, которая повлияла на композицию произведения и музыкальную характеристику основных действующих лиц: «Несмотря на то, что в оратории говорится об осуждении и распятии Иисуса, в ней нет тяжести страдания. Музыка полна лучезарности, ведь Христос предстаёт перед нами не мучеником, а Победителем». И это было очень отчетливо выражено в исполнении немецких солистов: Севастьяна Блута (партия Иисуса) и Йенса Хаманна (партия Понтия Пилата), обладающих к тому же прекрасными голосами. Маркус Ульманн (ученик Фишера-Дискау) придал произведению театральную выразительность.

Огромная работа была проделана и оркестром, включающим музыкантов Эссенского филармонического оркестра и камерный оркестр «Солисты Нижнего Новгорода». Но больше всего аплодисментов хочется подарить дирижёру Вольфгангу Клезенеру, который, благодаря своему музыкальному и, по-видимому, человеческому таланту, смог объединить столь пёстрый разноязычный состав музыкантов и вдохнуть своё ощущение этой гениальной музыки в каждого из них.

С последними звуками мессы в едином порыве зал встал. Фестиваль закончился. Закончился мощным аккордом, обертоны которого ещё долго будут звучать в таких когда-то отдалённых друг от друга  географических точках, как Эссен и Нижний Новгород. Объединив людей разных возрастов, сфер искусства и языковой принадлежности, он, благодаря творчеству одного величайшего музыканта, подарил огромному числу людей вдохновение, гармонию и молитву.

арт-журналист II курса ФДО ННГК

Ольга Капустян

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт