Массовость высшего образования приводит к стремительному обесцениванию его качества. Об этом очевидном факте неоднократно говорил министр образования и науки Андрей Александрович Фурсенко. На совещании по созданию научно-образовательных центров в РФ он заявил, что «сегодня в России порядка тысячи ВУЗов. Реально конкурентоспособными среди них могут быть порядка 150. Это 15-20% от их нынешнего количества». Министр подчеркнул, что по его оценке «в масштабах страны должно остаться 50 университетов, а ВУЗов - 150-200 максимум». Остальные вузы, считает глава Минобнауки, могут стать филиалами университетов, либо преобразоваться в средне-профессиональные учебные заведения, либо должны закрыться.
      Заявление А.А.Фурсенко спровоцировало большое количество дискуссий, споров и разногласий среди российской аудитории. О том, какую оценку можно дать предложению министра образования и науки, нам рассказала декан факультета подготовки специалистов высшей квалификации (аспирантура и докторантура) НГТУ им. Р.Е.Алексеева Елена Николаевна Соснина.
       - Елена Николаевна, с чем, по-вашему, связан рост количества государственных и негосударственных вузов за последние годы?
- Иметь высшее образование сейчас престижно. При наличии диплома можно получить хорошую работу, повышение по службе. Даже если у человека отличные знания, опыт и практика, но нет диплома о высшем образовании, он не сможет занимать руководящие должности.
       - Поддерживаете ли вы предложенную А.А. Фурсенко реформу?
- Безусловно, реформа высшего образования сегодня необходима. Во-первых, при сокращении числа высших учебных заведений увеличится качество российского образования в целом. Во-вторых, это будет способствовать повышению престижа, оставшихся ВУЗов и, соответственно, престижа получаемых дипломов.
       - в связи с чем, по-вашему, повысится качество образования?
- Увеличится конкурс среди абитуриентов при поступлении, вступительные испытания будут более жесткими, пройти которые смогут люди наиболее грамотные и подготовленные. С другой стороны, сокращение числа ВУЗов приведет к изменению кадрового состава высших учебных заведений. Останутся только преподаватели с высокой квалификацией.
       - в чем вы видите минусы реформы?
- я думаю, что сократится число бюджетных мест. Образование станет преимущественно платным. Таким образом, высшее образование смогут получить только дети из обеспеченных семей. Возможность поступления в ВУЗы во многом обусловлена школьной подготовкой. Уровень школ сегодня у нас различный. Многие абитуриенты для подготовки вынуждены прибегнуть к платным услугам репетиторов, однако не все могут себе это позволить. Таким образом, с подготовкой смогут справиться те, кто вложит большее количество денег. Это повлечет за собой увеличение степени коррумпированности системы высшего образования. Еще одной важной отрицательной чертой является сокращение числа рабочих мест преподавателей, что приведет к значительному увеличению уровня безработицы по всей стране.
       - Как вы думаете, способна ли реформа поднять престиж высшего образования России на мировом уровне?
- я считаю, что одной из задач реформирования является подготовка России стать участницей болонского процесса, процесса создания единого образовательного пространства во всей Европе. (Болонский процесс основан на подписанной 19 июня 1999г. 29-ю западно-европейскими министрами образования Болонской декларации, в которой провозглашены основополагающие принципы интеграции стран Европейского Союза - ред.). На примере НГТУ, я могу говорить о том, что в Европе наше техническое образование ценится, сейчас многие немецкие фирмы делают первые шаги по созданию контактов с нашим вузом, в том числе по привлечению специалистов к работе за рубежом.
       - Сможет ли реформа А.А.Фурсенко прижиться в нашей неоднозначной стране?
- я как патриот своей страны верю в пошаговое, но верное развитие России. И очень надеюсь, что эта реформа сможет решить сегодняшнюю проблему высшего образования.
Беседу вела Любовь Солодовникова |