Профком студентов НГТУ

Главная страницаКарта сайтаПечатная версияО сайтеКонтакты

Будь в курсе!  |  Как учатся студенты в других странах

ШВЕДСКИЕ СТУДЕНТЫ НЕ ВИНОВАТЫ, ЧТО НИЧЕГО НЕ ЗНАЮТ
«Поступайте к нам! Все студенты обеспечиваются бесплатными ноутбуками, спортивными велосипедами и абонементами в бассейн!» Подобные объявления часто можно увидеть в поездах метро и на автобусных остановках в Стокгольме. Ролики со счастливыми молодыми людьми, катающимися на яхтах или целующимися на фоне эмблемы одного из малоизвестных вузов, регулярно прокручиваются по телевидению. В десятимиллионной Швеции одних только университетов шестнадцать штук, не говоря уже о десятках высших учебных заведений рангом пониже. Без мощного маркетинга при наборе студентов им не обойтись. В середине 90-х тогдашнее социал-демократическое правительство приняло программу подъема депрессивной глубинки за счет размещения там институтов и университетов. Не учли лишь одного: малонаселенности страны при относительно больших расстояниях. В настоящие дыры, где лосей и кабанов было больше, чем гомо сапиенсов, будущие «ломоносовы», как и их педагоги, ехать не хотели. Тех, кого удалось заманить, нагружали, естественно, меньше, чем в Стокгольме или Гетеборге. За качеством обучения призван следить государственный орган – Ведомство по высшему образованию. Но оказалось, что все решает политическая воля. Например, в 1999 году Ведомство по высшему образованию не пожелало пропустить заявку двух провинциальных институтов, в Вэкшье и Эребру, пожелавших получить университетский статус. По мнению контролеров, эти вузы ничем не прославились на ниве исследований. Однако после того как правительство объяснило контролерам, что в данных городках «университетам быть», разрешения были даны. К тому же, в отличие от США, в Европе, в том числе и в Швеции, «фальшивого специалиста» нельзя привлечь к ответственности. «Да, я учился на расстоянии, по Интернету и телефону. А то, что программа такая легкая – так это не моя вина», – подобного объяснения вполне достаточно для снятия последующих вопросов. За свою некомпетентность выпускники отделываются минимальным наказанием. Если это врач – увольняют, а то пациента зарежет. Если же это чиновник или даже министр, пожурят и оставят. Как показывает опыт, большого вреда ближним неуч на этой должности причинить не может.
Алексей СМИРНОВ, Стокгольм

НЕМЕЦКИЕ СТУДЕНТЫ УЧАТСЯ, ПОТОМУ ЧТО ПЛАТЯТ
«Без тщательно рассчитанных планов на будущее я бы не стала выкладывать два раза в год по 500 евро взноса в институтскую кассу. И уж точно бы не взяла банковскую ссуду для получения образования, (BAFоеG). Какой во всем этом смысл, если я потом окажусь невостребованной?» – рассказывает «НИ» Вероника Ингольц, будущая проектировщица мостов, а ныне учащаяся пятого семестра Технического университета Берлина. Практически все 326 высших учебных заведений ФРГ ориентируются, прежде всего, на рынок труда. Чутко улавливают запросы работодателей и сами учащиеся, обладающие достаточной свободой маневра. Ведь основным принципом вузовского образования у прагматичных немцев является так называемая «академическая свобода», позволяющая любому студенту самостоятельно определять перечень изучаемых дисциплин, которые будут внесены в диплом. «Вначале я хотела продолжить династию и заняться швейным производством, – вторит подруге Веронике выпускница все того же Берлинского ТУ Татьяна Фохт. – Но именно мама, менеджер теперь уже разорившейся ткацкой фабрики, предупредила: с Китаем в легкой промышленности состязаться бесполезно». На третьем курсе Татьяна пересмотрела свои жизненные ориентиры. Теперь же, получив магистерскую степень, без особых проблем нашла должность заведующей отделом в центре мобильной связи. «Мне трудно представить себе какой-нибудь вуз, не заинтересованный как в качестве, так и нужности предлагаемого им образования», – пояснил «НИ» министр инноваций, науки, исследований и технологий земли Северный Рейн-Вестфалия Андреас Пинкварт.
Сергей ЗОЛОВКИН, Берлин

Подробнее
Поиск по сайту


© 2014 Профком студентов НГТУ