17 февраля 2008 года, ровно 20 лет спустя после
смерти поэта, в помещении кинотеатра «Рекорд» прошло очередное мероприятие -
«Трибьют Александра Башлачева». Событие это претендовало на роль интересного,
концептуального вечера, посвященного памяти Саши Башлачева – потрясающего
поэта, рок-барда, композитора, личности, ставшей культовой для многих. И что же
в итоге могли видеть пришедшие на концерт?
Заявленное начало концерта в 19.00, конечно же,
плавно перетекло на половину восьмого по причине того, что группы, собиравшиеся
выступать, никак не могли отладить звук. На протяжении этого времени в зал
подтягивалась публика (стоит заметить, что изначально в помещении близ
рекордовского кинозала находились в основном музыканты и пресса, ожидавшая
действа).
Около половины восьмого на сцену вышла первая
группа – «Южное шоссе». Свое выступление они начали достаточно позитивно, о
чем-то шутили, пытались раскачать зал (в котором, к слову сказать, народу было
на тот момент не намного больше, чем во время теоретического начала концерта).
Участники коллектива сыграли несколько своих песен и одну из известнейших
композиций Башлачева – «Осень». Стоит отметить, что узнать её можно было лишь
по тексту, который был нещадно урезан солистом по причине того, что он просто не
смог вспомнить последних куплетов. Аранжировка песни была кардинально изменена:
ребята сыграли её в стиле блюз-рок, стиле легком, заводном, но абсолютно не
подходящим для песен Башлачева, песен с глубоким, въедающимся в мозг и душу
смыслом. Такое переложение – это эксперимент. Слушать его было очень
непривычно, достаточно странно, но начало было положено. Интересен также тот
факт, что из разговора с солистом группы мы узнали, что с творчеством СашБаша
команда, как и многие другие выступавшие, познакомилась совсем недавно. Возможно,
поэтому, возможно, из-за необычной для лирики Башлачева манеры исполнения,
показалось, что ребята не попали в настроение самого автора. Но приятным было
то, что группа попыталась переосмыслить творчества Александра, пропустить его
через себя и донести, в силу своих возможностей, конечно, до современного
слушателя. Недаром солист коллектива отметил, что лирика Саши и поныне является
актуальной.
Повторюсь, начало было положено. Следующими
выступали музыканты команды «Догма». Первые же аккорды дико ударили по мозгам, заставив
зажмурится и ввергнув в полное непонимание того, что твориться на сцене. Жесткий
треш, оглушающий звук электрогитар и долбежка барабанной установки, звучание
которой сделали настолько громким, что из-за неё сложно было разобрать и вокал,
и партии других инструментов. И все это при исполнении лиричных, акустических
песен Александра Башлачева! Зачем, с какой целью? А цель, по-видимому, была
одна, просто выступить, отыграть еще один концерт, реализовать СЕБЯ, но никак
не почтить память того, кому был посвящен вечер. Это подтверждается и словами
солиста группы, по которым команда выступает на мероприятии просто, поскольку
«их пригласили». После дикой металлической интерпретации «Галактической
комедии» (песни Александра) не удивительно было узнать, что участники группы
почитателями творчества Башлачева не являются, испытывают к нему лишь
«уважение», а сами слушают абсолютно другую музыку. В общем, можно сказать, что
команда не только не попала в настроение вечера, но и ввергла публику в
электрический шок.
Далее на сцене творилось очень занимательное
действо. Вышел человек с электрогитарой и стал что-то напевать под неё, а
точнее не напевать, а произносить, переходя с речитатива на вокальные партии.
Не сразу удалось распознать в этом импровизацию, сочинявшуюся на ходу.
Импровизацию экспрессивную, заставляющую встрепенуться и поднять-таки глаза на
сцену. Народ понемногу начал заполнять зал, приходя из помещений, находящихся
фойе «Рекорда». Через пару минут к уже находящемуся на сцене участнику
творческого объединения «Круг Черепах» присоединился его соратник, который читал
стихи Олега Гаркуши под аккомпанемент барабанной установки. Чтение это было
сопровождаемо неистовыми телодвижениями, экспрессивной мимикой, нечеловеческими
жестами и, как мы потом узнали, было записываемо на пленку для будущего показа
на концерте группы «АукцЫон». Казалось, ребята тоже работают для себя, для
достижения своих личных целей, но, тем не менее, они были первыми, на кого было
интересно смотреть, кто попал в струю, кто поймал настроение вечера. И это
неудивительно! Позже, из разговора с участниками коллектива, Олегом и Сергеем,
мы узнали, что для них Александр Башлачев – это не просто созвучие на слуху,
этот человек для них действительно что-то значит, они выросли на его
творчестве, впитали его. Сергей отметил, что СашБаш - «это яркая культурная
фигура, человек, который повлиял на музыкальную и поэтическую культуру нашей
страны, это русский ПОЭТ». Он также сказал, что для него Александр «стоит в
одном ряду с такими командами, как «АукцЫон», как Петр Мамонов», на творчестве
которых он сформировался. Подытожив, можно сказать, что ребятам действительно
удалось расшевелить публику, причем, не просто вызвав к себе праздный интерес,
но задав настроение, выступив достойно.
Вечер набирал обороты. На сцене наконец-то появился
человек со столь долгожданной акустикой (с акустической гитарой в руках) и
запел… Да как запел! От песен, им исполненных, пробирало насквозь, хотелось
вторить ему, и зал вторил, произнося слова любимых композиций Александра
Башлачева. Сергеем Ивановым (так звали выступавшего) были исполнены известные
всем почитателям творчества Саши Башлачева песни «Поезд», «Время Колокольчиков»,
«Толоконные лбы»… Сразу было понятно, что этот человек также знаком с
творчеством поэта не понаслышке, он чувствовал песни и заставлял чувствовать их
весь зал, в котором, к слову сказать, народу явно прибавилось. Даже люди, до
этого момента не знакомые с творчеством барда, стояли, буквально, раскрыв рот,
ловя каждое слово. Сергей спел несколько песен, но люди, за предыдущие 2 часа
изголодавшиеся по лиричной, мелодичной, знакомой и любимой музыке, просили
порадовать их еще чем-нибудь… И «парень с гитарой» не подвел – Сергей исполнил
«От вина» - пожалуй, лучшую песню вечера. Зал снова пел. Ощущение было
потрясающее. Хотелось еще чего-то подобного, казалось, что по логике протекания
концерта, когда, практически, с каждым новым исполнителем он набирал силу, а
атмосфера становилась все теплее и безмятежнее, должно быть еще что-то похожее,
цепляющее, интересное, но…
…Но на сцену вышли участники коллектива «Primavera
Blues», которые, как они сами отметили, выступали днем ранее на фестивале,
посвященном Бобу Марли, и, собственно, к нему готовились, а сюда также попали
по чистой случайности. Долго говорить об их выступлении нет смысла, можно лишь
сказать, что у них было очень жесткое, трешевое звучание (жестче даже, чем у
«Догмы»), сопровождавшееся ужасно настроенным звуком, неадекватное поведение,
и, конечно, никакой речи о поддержании настроения концерта, настроения
творчества Саши Башлачева не шло. Люди в зале были явно разочарованы.
После минутного перерыва на сцене появилась еще
пара человек с электрогитарами, они пытались что-то изобразить в той же
стилистике, но, видимо, перестарались, поскольку аппаратура «Рекорда» просто не
выдержала такого дикого треша и безжалостного с ней обращения и…умерла. Она
просто отключилась, вырубилась, сломалась… Люди стали расходиться, мероприятие
зачахло.
Что же в итоге? В итоге впечатление от концерта,
безусловно, смазанное, неоднозначное, но, все же, хочется сказать огромное
человеческое спасибо (как бы это банально не звучало) «Рекорду» и организаторам
концерта за идею, за то, что не забыли, за то, что пытаются поддерживать память
о таком действительно выдающемся, незаурядном поэте, композиторе, исполнителе,
как Александр Башлачев. Спасибо также хочется сказать тем людям, которые все же
попали в волну, заставили дать прочувствовать всю силу творчества рок-барда, их
выступления были очень достойными, они, буквально, вытащили концерт, не дав
усомниться, что песни Башлачева еще понимаемы кем-то, еще живы.
Лёля
Фото - Лючик
|