25 января в консерватории состоялся концерт
американской органистки Бренды Лич. Нечасто на нижего-родских
афишах можно встретить имена амери-канских музыкантов, тем более органистов.
Известно, что российская (и, как следствие, нижегородская) органная школа во многом опирается
на немецкую традицию, да и современные тенденции развития органного исполнительства в нашем городе связаны прежде всего с Германией: об этом
говорят и поездки на мастер-классы, и постконсерваторкое образование некоторых наших органистов (эти связи заложила еще Галина Ивановна
Козлова – основатель горьковской органной школы). Поэтому концерт Бренды Лич, представительницы совсем иной – американской
органной школы, вызывал не только
эстетический, но и познавательный интерес. Можно ли вообще
говорить об американской органной школе, есть ли
таковая? Ведь, как известно, классические
музыкальные традиции в Америке приживались с большим трудом. Джаз, первая самостоятельная
форма музыкального искусства в США, появилась лишь в конце XIX века.
Безусловно,
Бренда Лич не является «чистым
продуктом» американской школы: она училась
и в Париже, и в Санкт-Петербурге
(как дирижер). В современном космополитичном мире, пожалуй, уже невозможно быть представителем своей национальной культуры и при этом оставаться глухим к другим национальным традициям. И поскольку базовое образование Бренда Лич получила в США, а в данный момент возглавляет
как художественный руководитель и дирижер Бостонский камерный оркестр, считаю, что она в полной
мере является представителем американской исполнительской культуры. Итак, вернемся в концертный зал – что нового и необычного
услышали мы на концерте американской
органистки?
Прежде всего,
стоит отметить программу концерта. Прозвучало большое количество малоизвестных у нас произведений таких композиторов как Э.Ховланд, Р.Ноубл, П.Дэмбис и др. Художественные достоинства некоторых сочинений, в частности Р.Ноубла, вызвали некоторые сомнения, но, тем не
менее, было интересно познакомится с музыкой, дотоле в нашем зале не
звучавшей. Да и принцип построения программы концерта также не был
традиционен. Мы привыкли к логической выстроенности программы (чаще по принципу
хронологии), в концерте же Бренды Лич
сложно было усмотреть какую-либо закономерность. С исполнительской
точки зрения, не совсем удачно
по форме были выстроены и отдельные сочинения (Фантазия Баха Соль
мажор, Токката Э.Ховланда). Тем не менее, с просветительской
задачей Бренда Лич справилась – нижегородская публика услышала много нового. Многих слушателей озадачил некоторый формализм и сухость подачи материала – думаю, что это можно
объяснить акустическими условиями нашего зала, которые могли
оказаться непривычными для американской органистки. Как известно, акустика в церквях и соборах (где, в основном, и выступает Бренда) существенно отличается от акустики концертного
зала.
Итак, знакомство
и американской органисткой состоялось. Думаю, каждый слушатель, пришедший в тот вечер на концерт,
составил свое мнение об игре
Бренды Лич. А для консерватории в целом этот опыт
межнационального общения, безусловно, очень важен и необходим. Необходим, в частности, для того, чтобы
удержать передовые позиции в органном исполнительстве.
арт-журналист I курса ФДО ННГК
Мария Агарина
|