на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Под покровом ночи

(часть первая)

«Может быть, вы слышали о таком композиторе, как Владимир Мартынов. У него есть удивительная книга, она называется – «Конец времени композиторов». И он в этой книге говорит как раз о том, что академическая музыка зашла в тупик. Семь нот исписаны до предела. И после миллениума все будет только повторением. Я проникся и увидел – уверен, что это будет именно так. Удивительно, но он сказал такую вещь, что вполне возможно, что НОВОЕ нужно будет искать на дискотеке», – рассказывал нам невысокий кудрявый и бородатый человек со стаканом пива в одной руке и сигаретой в другой. На нем были джинсы и вязаная коричневая кофта поверх черной футболки с изображением Че Гевары. «Первый в моей жизни фестиваль был все-таки электронный фестиваль и, пожалуй, электроника - это тот жанр, который меня интересует больше всего».

Человек этот не кто иной, как директор агентства «Длинные руки» и продюсер одноименного фестиваля, прошедшего в нашем городе 5 октября.

Мы беседовали в весьма неформальной, многолюдной обстановке киноцентра «Рекорд». На нас, «поймавших» Максима Кузьмина в полуподвальном помещении, где располагается гардероб киноцентра, гости фестиваля смотрели с удивлением. А мы, ни на что не обращая внимания, продолжали беседу…

Максим Кузьмин:

– Фестивалю «Длинные руки» 4 года. Первый фестиваль прошел после смерти Николая Дмитриева, которому и был посвящен. Три прошлых фестиваля проводились в Москве и Санкт-Петербурге, а в этом году мы вышли в регионы, чему очень рады. В Нижнем Новгороде я был недавно с абсолютно другим проектом «Каннский видеофестиваль», и удивился, когда увидел реакцию публики на альтернативное видео. Безусловно, она была положительная. Я удивился открытости публики, способности восприятия, способности к образованию, способности к пониманию. Уверен, что процентов 80 из присутствовавшей публики не поняли, что такое видеоарт, и, тем более, что такое альтернативный видеоарт. «Каннский фестиваль» - это такой треш, а, собственно, «Длинные руки» в Новгороде – тот же треш, только музыкальный. Под этим термином я не подразумеваю прямой английский перевод – «мусор». Безусловно, это не мусор. Авангард и экспериментальная музыка сложны в понимании и в каком-то коннекте с аудиторией. Именно за счет авангарда и экспериментальной музыки культура движется вперед. Определенной аксиомой авангарда является «искусство ради искусства» и оно, соответственно, элитарно. Наша находка в Нижнем Новгороде – это партнеры: киноцентр «Рекорд», а именно Павел Милославский, за счет этой находки мы готовы проводить регулярные события в регионах.

Это некоммерческое искусство. Знаете, если сегодня придет даже 10 человек, я уже буду счастлив. Элементарно: 10 человек теперь знают больше, чем вся остальная масса. Это один из шагов, чтобы наши проекты остались в истории, потому что именно они развивают культуру в целом.

Несомненно, странное название «Длинные руки» привлекает внимание, и мы не удерживаемся от вопроса.

– Журналистам надо быть пооригинальнее… Это уже, наверное, восьмой вопрос от журналистов в Нижнем Новгороде «почему такое название».

Далее – смех и странная версия, кажется, будто только что сочиненная:

 – А вы знаете, что Сергей Курехин 15 лет назад, еще при Советском Союзе, умудрился в прямом эфире протолкнуть передачу о том, что Ленин якобы был грибом. Собственно, Курехин совместно с Николаем Дмитриевым и был основателем агентства «Длинные руки». Я знал Сережу и уверен, что это название взялось с потолка. Но на следующее утро, после того как ты его придумал, встаешь и понимаешь, что вот это - оно. А потом оказывается, абсолютно случайно – на уровне интуиции, что название совпадает с твоей идеей.

Как ни странно, мы почему-то верим, что, скорее всего, так оно и было – ведь это экспериментальный проект. И здесь, наверное, любая из версий будет и правдой и вымыслом…

(часть вторая)

Но разговоры закончились, и началось… Собственно я не сразу поняла, что именно началось – оказалась совершенно не готова к такой музыке. Вначале, чтобы воспринять что-то сквозь шумы, я прилагала достаточные усилия мысли. Возможно, для всей этой электроники необходимо особое состояние ума…

«Фестиваль авангардной, новой, экспериментальной, шумовой и необычайной музыки» (как заявлено в программке) ворвался в город под покровом ночи. Экспериментаторы-композиторы и художники (в широком смысле слова) впервые вышли из столичного московско-питерского подполья так далеко – обхватив Магнитогорск, Челябинск и, в том числе, Нижний Новгород своими «длинными руками».

Зрителей было мало: скорее всего, бóльшая часть из них – те самые музыканты, которые выступали, а также та самая «элитарная публика», не понаслышке знающая андеграунд, та самая, о которой поведал продюсер. Поскольку я не относилась ни к одной из этих групп, то естественно не смогла до конца понять и осмыслить все услышанное в ту ночь. Как человек новый в этом искусстве, постараюсь по возможности объективно представить полученную информацию, чтобы Вы сами решили – хотите ли в следующий раз оказаться на моем месте.

Открыл фестиваль русский проект Rombix недавно изданный лейблом «Длинные руки». Его автор Роман Вороновский считает, что пленки – кассетные и катушечные – не архаика, и не прошлое.

«Я решил развить эстетику именно пленочного звука с ее шуршаниями, щелчками, неожиданными эффектами, которые возникают во время воспроизведения пленочных звуковых носителей».

Видео – тоже аналоговое – представляло собой подборку перфомансов и акций художников 90-х годов.

«Из этого я сделал нарезку, применяя по ходу воспроизведения различные аналоговые эффекты. Присутствуют все элементы механики – пересъемка с телевизора на камеру, на пленку, потом опять с телевизора и так несколько раз. Всё – ради того, чтобы добиться неповторимого, «грязного» изображения, звука, эффекта. Человечество потеряло «живинку», перейдя на исключительно чистые цифровой звук и изображение.

Очень точно подошли к предложенной музыке слова Романа о самом себе, сказанные в пресс-релизе: «В общем, получается, что я какой-то нелюдимый и невидимый экспериментатор в прошлом и в настоящем в чем-то тоже..., бродивший долгое время по сквотам и подземельям своего сознания, и всяким дурным местам Москвы и Подмосковья, в поисках творческого счастья... и вылезший сейчас на поверхность».

Следующими протянули свои «длинные руки» к аппаратуре – Екатерина Либеровская (Канада) и Эл Марголис (США).

Екатерина Либеровская – мультимедийная художница из Монреаля. Занимается видео-артом с 80-х годов и является одной из самых известных канадских видео-художниц. Ее работы востребованы во всемирных галереях, высоко оцениваются публикой и критиками.

Эл Марголис – музыкант, композитор и продюсер. Начинал творческую деятельность в 80-е годы в американском кассетном андеграунде посредством своего кассетного лейбла «Sound Of Pig Music», известен как исполнитель и издатель экспериментальной музыки. Сегодня Марголис – одна из самых влиятельных фигур на нью-йоркской экспериментальной электронной сцене.

Первые два выступления сильно напоминали психоделические эксперименты рока и академической музыки конца прошлого века. Обязательный видеоряд вызывал четкие ассоциации с творчеством группы «Пинк Флойд»… Впрочем, без видеоряда музыка порой не воспринималась как таковая, а иногда и видеоряд не спасал…

Дивным оазисом «живого звука» стал нижегородский электронно-акустичекий проект «Сирены». Его авторы Ольга Шайдуллина – композитор, выпускница Нижегородской консерватории, лауреат всероссийских и международного конкурса и электронщик Антон Черкасов – основатель и идеолог «Крысиной норы» (о ней чуть позже), создали «компьютерный саунд», который, по сути, представляет собой «голос» Волги.

«Заставляя их (волжские водохранилища – А.Ш.) звучать с помощью специальной компьютерной программы, учитывающей расстояние от побережья до точки истекания Волги, мы наделили их некими звуковыми паролями».

Эти «темы» из компьютерных и неживых тонов вряд ли можно назвать мелодиями в привычном смысле, но в обработке О.Шайдуллиной и в звучании струнного квартета Владимира Плаксина они совершенно изменяются, проникая в наше сознание уже совершенно иначе – через эмоции. Ощущая «погружение под воду», отдаешься действию этой музыкальной «волны»…

Кроме «живой» музыки была еще и «живая» вода – инсталляция, в реальном времени выведенная на экран. Вода, «реагирующая» на «музыку Волги» - потрясающее зрелище…

 Следующий участник Фил Ниблок (США) вышел на заваленную техникой сцену. Этот американский композитор-минималист, сочиняет музыку для традиционных инструментов, но не традиционным способом. Записанные на инструментах отдельные звуки сэмплируются и, складываясь между собой, порождают микротональные изменения тембра, которые медленно меняют течение композиции.

По словам Максима Кузьмина, Фил Ниблок – историческая личность, один из тех, кто стоял у истоков мирового концептуализма. Величина, которую можно сопоставить с Кейджем, Райли, Ксенакисом, Штокхаузеном.

Ритмичную часть фестиваля открыли «Орнаменты». О работе над одноименным диском, презентация которого состоялась на фестивале, участники - Мигель Руйз, Евгений Вороневский и Алексей Борисов - рассказывают: «Все началось с приезда Мигеля в Москву, после чего родилась идея записать что-то совместно. Мейл-арт внес свою долю в эволюционирование этой записи, которая через некоторое время выросла в полноценный альбом».

Стены зала сотрясались от низких частот, как на дискотеках (тут-то и вспоминался В.Мартынов…), стулья никому не помешали танцевать – ведь численность аудитории значительно снизилась по сравнению с началом. Уже выступившие музыканты уехали, а часть «продвинутой» публики отправилась спать по домам.

И, на мой взгляд, зря. Потому что следующие музыканты определенно заслуживают внимания. Под проект Livelectro не потанцуешь как под предыдущее выступление, однако их так называемая «8-битная музыка» не менее интересна, например обработка «Чижика-Пыжика», напоминающая звук из игры на приставке «Денди» - необычный «привет» из детства. Впрочем, Сергею Лосеву и Виктору Гацкому удалось создать и серьезный настрой благодаря видео между композициями.

Может быть, я тоже не увидела и не услышала этот дуэт и ушла бы раньше, но, успев пообщаться с ребятами в одном из перерывов, решила, во что бы то ни стало их послушать. Ничуть не пожалела. Жаль только, что именно на долю этой команды выпали проблемы с техникой. Лишь с четвертой или пятой попытки сумели они отыграть программу так, как было задумано.

Закрывала фестиваль экспериментальная электроника нижегородской «Крысиной норы» Антона Черкасова. Из сольного проекта «Крысиная нора» выросла до творческого объединения. В нем участвуют: Станислав Вдовин, нижегородский музыкант, известный под именем Unit 21, диск-жокей Андрей Быченков и меломаны Дмитрий Дрожилов и Дмитрий Стребков. Они начали свою деятельность с запуска сетевого лейбла Green Rat Records, ориентированного на выпуск минимал, техно и эмбиент-музыки. После достаточно шумного старта последовал перерыв, длившийся более полугода, и лишь в 2007 году «Крысиная нора» вновь дала знать о себе.

Увы, последний коллектив недолго пленял звуками последних же из оставшихся слушателей, так как техника по-прежнему не желала работать, как ей полагается. Уже после окончания фестиваля, еще некоторое время свободно побродив среди оставшихся музыкантов и энтузиастов-слушателей, я вблизи рассмотрела этого самого главного героя – сложную и многочисленную аппаратуру, связанную бесконечными проводами…

Вот так, немного скомкано, и по-английски – не прощаясь, фестиваль подошел к концу. Что ж, авангард - искусство, которое следует принимать дозировано. Погрузившись в некое психоделичное состояние, я наслаждалась воцарившейся тишиной. Еще не до конца понимая мое отношение к новому и непривычному – всему, чему стала свидетелем, я вышла на улицу. Ночь протянула ко мне свои длинные руки.

Александра Ширяева

арт-журналист II курса

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт