Основная тема: Россия – Джазу…
«Джаз – России» - один из наиболее известных действующих джазовых
фестивалей страны. За 16 лет в нем участвовали музыканты из нескольких десятков
стран, представляющие самые разные стили джаза, от классического мэйнстрима до электронного
авангарда. И каждый год фестиваль не перестает преподносить новые сюрпризы.
К сожалению, в Нижнем в последние годы наметилось снижение
интереса к джазу, и в 2006 году фестиваль едва не потерял «Джаз» - и в
названии, и по сути. В его русло влилось совершенно самостоятельное, активно
набирающее обороты этно-движение. «Джаз – России 2006. Этносфера» был ярким
событием, вот только джаз оказался несколько в стороне… Но, вопреки прогнозам
скептиков можно сказать, что в этом году джаз вернулся в город.
«Джаз России», прошедший с 18 по 20 октября, кое в чем превзошел сам себя. Действие на этот раз развернулось сразу на
трех площадках – в ресторане «Барабу», на сцене Драмтеатра и в зале киноцентра
«Рекорд». Кроме обычных в таких случаях концертов фестиваль был насыщен и
другими событиями: это и круглый стол, посвященный проблемам джаза, и
великолепный ночной джем-сейшн. Эти дни стали незабываемыми для всех участников
– как музыкантов, так и зрителей.
Несколько команд были приглашены из провинции, их высокий класс сразу и по
достоинству был оценен публикой. Высокий
исполнительский уровень при общем снижении внимания властей к джазовой
культуре, всплеск интереса молодежи к джазу на фоне закрытия джазовых площадок
- это «лебединая песня» перед окончательным упадком, или все же новая волна
расцвета? Надеюсь – второе…
Ad libitum первый: «Однажды в
Нижнем Новгороде».
Своеобразным предисловием к фестивалю стало выступление 18
октября на площадке ресторана «Барабу-кофе» волгоградского «Комбо-джаз-бэнда».
Руководитель коллектива Анатолий Воронов в джазовом духе перефразировал
название начальной композиции из кинофильма «Однажды в Америке» по отношению к
нашему городу. В уютной обстановке ресторанчика джаз легко заражал хорошим
настроением уже успевших привыкнуть к осени людей.
А.Воронов:
- Мы недавно отмечали 20-летие. За эти годы посетили много фестивалей. Бывало в год посещали по 10
фестивалей, но сейчас этого уже нет. В Нижний Новгород приехали септетом,
правда, без певицы.
Наш коллектив – муниципальный. Так получилось, что с 1989 года я
проработал 15 лет начальником управления культуры Волгограда. У нас ведь как
бывает: начальник футбол любит, значит, футбольная команда хорошая. А тут – был
начальник управления любящий джаз, и сразу появился муниципальный ансамбль. Он и существует уже много лет.
Мы участвуем во всех
городских мероприятиях. Кроме того, проводим джазовый сезон - каждый год
раз в месяц даем совершенно новую программу. Играем в музыкальном театре со
звездами джаза: это абонемент, на который приходит одна и та же публика. Мы
вызываем музыканта и делаем с ним какую-то сольную программу, рассказываем о
его творчестве. С нашим коллективом играли Георгий Гаранян, Николай Панов,
Александр Фишер. Ну и кроме этого еще занимаемся просветительской деятельностью
в музыкальных школах, в студенческих аудиториях – устраиваем небольшие часовые
лекции-концерты. Дети в музыкальных школах это с удовольствием воспринимают. В
Волгограде около 20 музыкальных школ, и в каждой мы делаем какую-то тему каждый
год: «Введение в джаз», «Вокалисты джаза» и т.д. В этом году сделали тему
«Творчество Гершвина» в связи со 110-летием со дня рождения композитора. Тем
более, что его мелодии - это кладезь, которым пользуются все музыканты.
- В Волгограде есть джазовый
клуб?
- Нет, к сожалению. Мы дважды делали джаз-клуб в 70-х и в 80-х
годах, но не получилось, и до сих пор его нет. Рядом с Нижним Новгородом –
Москва, это проще. Волгоград как бы в стороне. Приглашаем мы музыканта из
Москвы, он едет поездом 18 часов, и получается поездка на три дня¸ чтобы
у нас побыть. Если из Ростова – немножко поближе, но, в принципе, то же самое.
- Какую музыку вы сейчас
играете?
- Играем хорошую музыку: и латино, и свинг, и золотые джазовые
мелодии и свои композиции. Все зависит от того, какие задачи выполняет
коллектив. За эти годы школу нашего коллектива прошло много музыкантов. У нас
начинали многие известные саксофонисты, гитаристы – звезды российского джаза.
Импровизация
первая: Будущее джаза и инструментал без границ.
В первый же день
концерт неожиданно оказался разделен на 3 отделения. И каждое было ярким
и захватывающим. Первое отделение заняла хорошо известная в Нижнем Новгороде
«Jazz Vocal Studio» Яны Тюльковой. Во втором – «Комбо-Джаз-бенд», хоть и
повторивший многое из звучавшего за день до этого, но подаривший публике
необычный сюрприз. И, наконец, «Квартет европейского джаза» Сергея Проня
совершенно обратил публику в «религию» Джаза…
Студии Яны Тюльковой
всего пять лет, но успехи этой школы весьма значительны – 4 года участия в
фестивале «Джаз - России», участие и победы в конкурсах (25 лауреатских званий,
9 побед, 5 «Гран При» в Литве и Германии). Минувшим летом 8 воспитанниц
участвовали в Джазовой школе в Кракове, где с ними работали преподаватели из
Виржинии. Две выпускницы поступили в Гнесинское училище, а одна – в знаменитый
джазовый колледж Беркли.
В этом году студийцы
показали хороший уровень исполнения известных джазовых стандартов. Может,
некоторым из них еще не хватает свободы – той, что ценится в джазе «на вес
золота», однако стоит отметить нескольких юных вокалистов. Особенно самого
младшего ученика Диму Бровкина, сольно исполнившего стандарт Рея Чарльза
«Halleluiah, And I Love Her So». Юный джазмен держался очень уверенно и
артистично, а ведь в прошлом году ему помогала сама Яна и целая вокальная
«группа поддержки». Запомнилась и дебютантка фестиваля 13-летняя Ольга
Солдатова, которая занимается в студии меньше года, но уже достаточно свободно
чувствует себя на сцене, и сразу обращает на себя внимание своеобразным
«джазовым» тембром голоса. Уже второй раз на «Джазе России» ярко проявляет себя
Катя Гуцан, успевшая за год завоевать «Гран При» на конкурсе «Baby Sing» в
Литве. Как и прежде, студия продолжает сотрудничать с квартетом А.Шишкина, и,
несомненно, такое общение плодотворно сказывается на воспитанниках.
Во втором отделении на
сцене «хозяйничал» Комбо-джаз-бенд. В Театре Драмы коллектив выложился
сильнее, чем за день до этого в «Барабу-кофе», а, следовательно, и реакция зрителей
была незамедлительной. Уже после первой композиции «Такой, какой ты больше не
будешь» Коула Портера зал аплодировал так, будто музыканты уже отыграли как
минимум час, и успели подружиться с публикой.
Оригинальным сюрпризом стало появление на сцене… танцоров.
Нам посчастливилось увидеть настоящий свинг и блюз, как его могли
танцевать раньше. А ведь сегодня в нашем городе существует уже целых три
джазовых танцевальных клуба. Один из них – «Дэнсинг Компани» и «зажигал» в тот
вечер вместе с Комбо-джаз-бенд.
О третьем отделении концерта стоит сказать особо. Одного
из лучших джазовых трубачей страны Сергея Проня ждали в Нижнем целых 13 лет –
со времени первого визита к нам. И дождались. Его «Квартет европейского джаза»
погрузил зал в состояние, близкое эйфории! И это несмотря на то, что звучала
лишь авторская музыка с последнего альбома С.Проня «Вальс механической куклы».
Этот программный альбом тесно связан с жизнью современного человека. Например,
пьеса «Встречное движение» рисует жизнь ночного города с его быстрыми темпами,
неоновыми огнями и летящими вдаль машинами. Лиричная баллада об отношениях
людей «Давай помолчим» вовсе не лишена блестящих импровизационных моментов,
«Вальс-лезгинка» представляет собой необычный, но как оказалось, возможный
сплав двух совершенно разных танцев. «Повисание» в воздухе окончания каждой
пьесы - своеобразный почерк музыкантов - вызывало лавину оваций, остановить
которую к концу концерта было, наверное, невозможно.
Несмотря на обещанный джем-сейшн и продолжение драйва на другой
площадке, зрители упорно вызывали Сергея Проня и его квартет «на бис», и
музыкантам пришлось сдаться. Финальную балладу «My Funny Valentine» они
посвятили всем девушкам в зале.
Ad libitum второй: Джем-сейшн -
рекорды в «Рекорде».
По окончании концерта
зрители и участники отправились в киноцентр «Рекорд», чтобы продолжить джазовое
общение. Вот уж где разыгрались настоящие «страсти» - никогда не видела
я старенький кинозал переполненным! Многим пришлось стоять вдоль стен, но это
ничуть не мешало восприятию, а даже наоборот: невозможно было спокойно сидеть
или стоять, когда три первоклассных коллектива – Комбо-джаз-бенд (его «старшее
поколение»), Сергей Пронь и его квартет, а также Алекс-бэнд стали единой
командой в потрясающем джем-сейшене; зрители танцевали, и я тоже не смогла
удержаться от этого соблазна… Удивительно, что бóльшая часть аудитории
была молодежью (ведь считается, что у нынешнего поколения интерес к джазу очень
низкий).
Чем дальше разыгрывались музыканты – тем реже были перерывы,
которых позже и вовсе не стало – чтобы отдохнуть – исполнители менялись прямо
во время игры. Реакция публики на импровизации и спонтанно возникающие ансамбли
чуть не выходила за рамки простых оваций. Стало очевидно, насколько Нижний
Новгород истосковался по настоящему джазовому драйву: даже ночь не заставила
никого покинуть зал раньше, чем музыканты закончили джем…
Импровизация
вторая: Слышу голос…
Второй день можно назвать «вокальным», главными
действующими лицами стали две прекрасные джазовые певицы, занявшие по одному
отделению этого концерта. Одна из них – это известная нижегородцам Яна
Тюлькова, а вторая – вокалистка из Германии Паскаль фон Вроблевски.
Первое отделение Яна
разделила с еще одним молодым коллективом «Алекс-бэнд», поэтому прозвучали как
чисто инструментальные композиции, в которых ребята показали себя не хуже своих
старших джазовых коллег (что было заметно еще на джем-сейшене), так и вокальные
– где получился прекрасный союз с Яной Тюльковой.
И все же, второе отделение прозвучало сильнее, звучало больше
свободы в музыкальном общении Паскаль и квартета А.Шишкина. Редко сегодня можно
услышать, как импровизирует джазовый вокалист. Певцы часто боятся выйти за
рамки песни, боятся экспериментов… Паскаль фон Вроблевски задавала невероятный
ритм инструменталистам, практически диктовала правила игры, и музыканты ловили
эти правила, подхватывали каждое отступление, каждый нюанс, и в итоге это было
живое и яркое зрелище, рождающееся на наших глазах. Логично, что закончилось
это невероятной импровизацией «на бис»…
Соло:
интервью с Паскаль фон Вроблевски
- Как Вы попали на фестиваль?
- Это очень интересная
история. В прошлом году в Германии я была председателем жюри конкурса и
встретила Яну Тюлькову. Было ясно сразу, что Яна хорошая певица и у нее будет
первый приз. Мы с ней познакомились и она пригласила меня сюда.
- В каком стиле Вы сейчас работаете?
- Я занималась разными
стилями. Конечно, джазовая музыка – это мое главное направление. Занимаюсь
также фьюжн, джаз-роком, классической музыкой, такой как Курт Вайль, Ганс
Айслер. Я также работаю в театре с музыкой, и очень много занимаюсь переводами
фильмов, озвучиванием анимационных фильмов.
- Как Вам работается с
российскими музыкантами?
- Это очень интересно.
Музыка – это язык, который понимает каждый музыкант, даже если плохо понимает
речь на другом языке. Этим отличается особенно традиционный джаз и мейнстрим,
потому что джаз-стандарты - это алфавит. Мы его знаем и можем говорить вместе.
Но если бы у меня было немного больше времени, может мы бы сделали еще и другие
проекты – не только традиционный джаз, но и современный.
- Как связана профессия
актера и профессия музыканта?
- Я, прежде всего,
певица, и работаю также актрисой. Думаю, что певец - джазовый, рóковый,
классический - нуждается в технике, которой владеет актер. Это очень важно,
ведь я стою на сцене, рассказываю маленькую историю, и это тоже спектакль.
Каденция:
«Повисшие» септаккорды…
Что пожелать фестивалю? Новых
сюрпризов, друзей, площадок и имен. Больше зрителей и слушателей, больше ДЖАЗА…
Пусть пока это только мечты, но «Джаз России 2007» - концерты, публика,
музыканты, общение – все это вселяет надежду, что в нашем городе джаз будет
жить.
Александра Ширяева
арт-журналист II курса ФДО
|