Порой приходят мысли, что после нас ничего не останется,
что каждый из нас – пусть глубокий, уникальный, необходимый – но всё же, только
один вздох в океанском непрерывном дыхании времени. И мы спешим быть нужными.
Спешим оставить добрый след. Порой слишком суетно и потому – впустую. Однако,
случаются и другие истории...
Берта Соломоновна Маранц оказалась нужной очень
многим людям, хранящим и по сей день отпечаток этой сильной, цельной личности,
талантливого педагога, выдающейся пианистки. Они стали её последователями,
воспитав в свою очередь не менее «звёздных» педагогических «внуков», а те –
«правнуков». И только что прошедший Международный фестиваль «Посвящение Берте
Маранц» – тому подтверждение.
Этот грандиозный марафон, звучащий в течение
четырёх месяцев (!) в Нижнем Новгороде и в Челябинске, будет звучать и в
Германии.
Перелистывая в памяти фестивальные дни, мы
вспоминаем семейные концерты: чудесный авторский вечер старшего сына Б.Маранц
Александра Бендицкого и вокально-инструментальный концерт внучки Берты
Соломоновны Елены Бендицкой с мужем и дочерью; замечательные сольные
выступления учениц Людмилы Галиновской, Людмилы Лебедевой и Марии Прудовской.
Безусловно, украшением фестиваля явились два концерта Элисо Вирсаладзе, которая
также приехала отдать дань величайшей пианистке и педагогу.
Незабываемым событием стала и авторская программа
Нонны Буслаевой «Учитель и ученик». Живо и трогательно она рассказывала о Берте
Соломоновне, о её жизненных и творческих принципах.
Как всегда ярким событием стал концерт Беллы
Альтерман с учениками («внуками» Б.Маранц), прекрасной пианистки и педагога -
прямой последовательницы Б.Маранц.
Неожиданным, на первый взгляд, звеном фестиваля был
концерт учащихся ДМШ и музыкального колледжа им. Балакирева, напомнивший о том,
что Б.Маранц поднимала фортепианную культуру города, начиная с самых начальных
ступеней обучения – проводила мастер-классы, направляла одарённых детей.
Фестиваль не мог обойтись и без камерной музыки:
ансамблевое музицирование было одной из ярких сторон Б. Маранц. Напомнила об
этом профессор Заряна Скульская, главный инициатор и организатор фестиваля.
Концертирующая органистка, заведующая органной секцией нашей консерватории, она
отдала дань инструменту, с которого начинался её музыкальный путь под руководством
Б.Маранц, и показала себя ярким, темпераментным ансамблистом. В ней ощущалось и
дирижёрское, и режиссёрское начало, и необыкновенная исполнительская воля.
Настоящий праздник подарил известный пианист Илья
Фридман, профессор-консультант нашей консерватории. Удивительно чуткое слышание
музыки, мягкий, бархатный звук... Музыка лилась естественно, безыскусно – как
дыхание. Она рождалась непосредственно, она жила.
Блестяще прошёл и следующий концерт. Пианистка,
профессор Ростовской государственной консерватории Римма Скороходова показала
себя очень сильным музыкантом. Это чувствовалось и в её игре, отличающейся
глубиной, цельностью мысли, безотказным пианизмом, и в игре её ученицы Анны
Булкиной, показавшей себя исполнительницей высокого уровня. Вот оно продолжение
традиций, прямая связь поколений!
Фестиваль близился к концу и предвещал другие
интересные события. Одним из них явилась презентация книги «Берта Маранц: Играть?
Обязательно играть!», увидевшей свет благодаря Б.С. Гецелеву, Т. Б. Сидневой,
З.А. Скульской, Н.В. Буслаевой, Е.А. Левитану и многим другим. Это уникальное
издание вместило в себя воспоминания учеников Б.Маранц, коллег, великих
музыкантов, которые с ней общались. Здесь и рецензии на концерты Б.Маранц,
очень ценные методические работы и статьи самой Берты Соломоновны, интервью
Натальи Лузум, переписка с Генрихом Нейгаузом, Марией Гринберг, Дмитрием
Кабалевским, Миррой Олле, а также диск, на котором Б.Маранц играет произведения
Бетховена, Шопена, Чайковского и Касьянова.
И вот наступило 16 декабря – день, в который Берте
Соломоновне исполнилось бы 100 лет. Концертный зал был полон. На сцене, как и в
предыдущие вечера, портрет Берты Соломоновны за роялем: строгая величественная
посадка, слегка наклонённая голова, окаймлённая высоким «королевским»
воротником, плавно поднятая рука, которая даже на холсте передаёт благородство
звука, и – спокойное одухотворенное лицо.
Вели Гала-концерт ученица Б. Маранц Нонна Буслаева
и педагогический «правнук» Руслан Разгуляев, и атмосфера получилась
по-домашнему тёплая и душевная. Играли многие, играли даже те, кто не так часто
выходит сегодня на концертную сцену. Иначе, наверно, и не могло быть: нельзя
было не играть. Сейчас это были не усталые и занятые педагоги – это были
ученики Б.С. Маранц, которые дарили ей своё мастерство. А зал рукоплескал!
Рядом с портретом Берты Соломоновны стояли живые
цветы. Жива память. Жива школа. Берта Соломоновна продолжает жить в своих учениках.
Продолжает жить искусство красивого звука. И это очень важно.
Сегодня многие исполнители достигают в ряде
произведений небывалых скоростей, которые поражают, восхищают. Безусловно, это
отражение той скорости, которой требует жизнь. Но, пробегая по жизни, мы что-то
теряем, быть может, самое главное. Так же и в музыке – за виртуозным блеском
есть опасность потерять первозданную красоту звука.
Берта Соломоновна, последовательница Г.Г. Нейгауза,
заботилась о том, что бы в Горьковской консерватории этого не произошло. Её
отношение к музыке по сей день живёт в её учениках. И это есть тот самый «след,
который нестираем, который негасим никем и никогда».
арт-журналист I
курса ФДО ННГК
Ольга Капустян
|