Дискуссии по вопросам
образования редко приводят к согласию. Тем не менее есть
в системе образования один вопрос, по
которому граждане США высказываются с удивительным единодушием: подавляющее большинство американцев признает важность использования информационных технологий в системе образования XXI века. Это подтвердили результаты исследования, проведенного по заказу Cisco компанией Zogby International. Вот что оно выявило:
- большинство американцев считает, что сетевые технологии укрепляют связь школы с обществом и сокращают разрыв в качестве обучения между элитными и обычными школами, обеспечивая всем ученикам равный доступ к учебным материалам;
- 59 процентов опрошенных разделяют мнение о том, что "информационные технологии стали важным средством повышения качества учебного процесса, и их нужно еще шире внедрять в систему образования";
- 69 процентов американцев высказывается
за то, чтобы включить математику и
точные науки в список обязательных предметов для изучения в 7-12 классах и
тем самым развивать у школьников математические и научные способности.
Cisco -
единственная из 500 крупнейших промышленных компаний США, в девизе которой
("Changing the Way We Work, Live, Play, And Learn" – «Изменяя
образ работы, жизни, развлечений и обучения») присутствует слово «обучение». "Наша компания давно
выступает за использование современных технологий в сфере образования, - говорит Чарльз Фейдел (Charles Fadel), отвечающий в Cisco за работу с учебными
заведениями. - Современные технологии в состоянии полностью изменить систему образования. Одна из их
наиболее перспективных функций - "массовая персонализация", то есть учет способностей
и индивидуальных особенностей
каждого ученика. Для обучения могут
использоваться все органы чувств: зрение, слух и даже осязание, - технологии же хорошо
мотивируют обучаемых. Молодежь технологии любит, ибо они
открывают практически неограниченный доступ в безбрежный мир информации".
"Имеющиеся у нас данные ясно указывают на
то, что ученики многого ждут от высоких технологий, - подтверждает Питер
Грюнвальд (Peter Grunwald), основатель
и президент исследовательской компании Grunwald Associates LLC. - Если школа хотя
бы частично удовлетворит эти ожидания, она резко повысит мотивацию учеников, то
есть повысит их интерес к учебе, активность на занятиях и качество усвоения
материала".
В США учителя постоянно
ищут новые методы использования информационных технологий на уроках, применяя
такие решения, как Promethean ACTIVclassroom, мобильные
учебные приложения Wireless Generation, системы Skype, аппаратные и программные средства PASCO, камеры ELMO для
работы с документами, услуги сайта schoolnotes.com и многие другие средства.
Системы
видеоконференций помогли учащимся средней школы Мосс-Пойнт (штат Миссисипи) познакомиться
и подружиться со сверстниками из немецкого города Шмидефельд. Подключившись к Интернету через Skype (с помощью web-камеры и микрофона) и используя проекционную панель Promethean ACTIVboard, преподаватель этой школы Ребекка
Эндт организовала регулярные виртуальные встречи между своими
и немецкими учениками. Воспитанники Ребекки Эндт с удовольствием участвуют и в аудиоконференциях с
индийскими школьниками. Кроме того, с помощью
системы ePals они
установили контакт с ребятами из ряда
других стран Европы, Азии и Африки и теперь подумывают о том, чтобы организовать целую международную программу школьных обменов.
Нью-йоркский городской
отдел образования реализует программу Project Connect, в рамках
которой создана надежная и безопасная высокоскоростная сеть. Она включает более
70.000 точек доступа (в том числе к ней
подключились 1.400 школ) и считается одной из крупнейших беспроводных
сетей в мире. Проект открыл новые
возможности для обучения и "динамического образования": ученики теперь вовсю пользуются
цифровыми фотографиями, мобильными компьютерами (ноутбуками) и системами видеоконференций, сочетая учебный процесс с расширением своего жизненного опыта.
В некоторых
школах Нью-Йорка занятия ведутся по методу видеоконференций, при этом тамошние ученики
тесно взаимодействуют со сверстниками из
других стран. В частности, в рамках одного из
проектов НАСА* они сотрудничали с учениками из Турции и Израиля,
общаясь с ними по электронной почте. "Технология дает учащимся более
широкий взгляд на современный мир и его возможности,
- отмечает работник нью-йоркской системы образования Анна Лейтер (Ann Leiter). - Школьники четче представляют себе перспективы новых технологий, учитывая их в своих
жизненных планах".
Томми Самролл (Tommy Sumrall) преподает физику и другие научные дисциплины в одной из сельских школ штата
Миссисипи. Как только
он стал использовать
в лабораторных работах интерактивные информационные панели, интернет-ресурсы и другие средства, подключенные к IP-сети, интерес его учеников
и усвоение ими учебных материалов заметно возросли. "Сейчас мы изучаем
движение в двухмерной среде, подбрасывая объекты вверх, - рассказывает Самролл. - Обычными средствами измерить время и траекторию их полета
трудно. Электронное же оборудование не только дает
точные данные, но и мгновенно выводит их на
экран. Я преподаю физику уже 15 лет,
и никогда еще столь сложный материал
не усваивался так быстро, как
нынче. Мои ученики теперь ждут-не дождутся лабораторных работ!"
Технология может
перестроить учебный процесс и в более широких масштабах. К примеру, в одной из средних школ
города Тусон (штат Аризона) все
учебники заменили ноутбуками. "Таким образом мы решили
вовлечь всех учеников в учебный процесс и приблизить учебу к реальным условиям жизни”, - поясняет руководитель школьного округа Калвин Бейкер (Calvin Baker). По словам директора
школы Синди Ли (Cindy Lee), учащиеся положительно отреагировали на это нововведение:
"Ребятам нравится работать на компьютерах,
и теперь их в школу так и тянет".
Дженни Долеак (Jenny Doleac), преподаватель математики в одной из
школ города Хэттисберг (штат Миссисипи), использует на уроках информационные
панели Promethean ACTIVboard, камеры
ELMO, Интернет и другие
современные ресурсы. По ее
словам, "информационная
панель Promethean позволяет
взаимодействовать со всем классом, а Интернет предоставляет мне поистине неограниченные
ресурсы. В результате учебный процесс стал намного более
эффективным. Мои ученики быстро освоились с современными технологиями. Сегодня они играют в игры,
требующие выполнения арифметических действий с целыми числами, что укрепляет связь
между учебой и повседневной жизнью".
Технологии
позволяют быстро оценить навыки любого ученика, освобождая учителя для более
творческих учебных задач. Хоуп Мейджи (Hope Magee) из начальной школы в том же городе
Хэттисберг учит чтению детей от
детсадовского возраста до третьего класса,
причем ведет занятия с каждым ребенком индивидуально. Неоценимую помощь в этом ей оказывает
портативная система измерения скорости чтения mCLASS DIBELS от компании Wireless Generation.
"Система хронометрирует
процесс чтения, проверяет знание букв и навыки сегментации
слов, - говорит Хоуп Мейджи. - Данные автоматически заносятся в таблицу, и я тут же получаю
отчет. В результате у меня остается больше
времени для основной работы - обучения детей".
Мотивация
учеников и освобождение учителей от рутинных обязанностей - лишь некоторые из
преимуществ новых технологий, преобразующих систему образования на всей
территории США. Учебные средства
XXI века, работающие в IP-сетях, расширяют границы образования, готовят учеников к будущей работе и закладывают основу успешного развития всего общества.
________________________________________________________________
* Национальное
агентство США по аэронавтике и исследованию космического пространства
|