Вечером 18 октября в Большом
зале Нижегородской консерватории прошла премьера оперы-пастиччо «Ученик Генделя
или Сила музыки» на либретто Кристофера Майера. Изысканный «паштет» был
приготовлен из отрывков произведений великого немецкого композитора.
Человек, не знакомый с музыкой барокко, может
поинтересоваться: «Какая связь между оперным искусством и распространенным
лакомством?» Дело в том, что загадочное слово «пастиччо» с итальянского
переводится именно как «паштет» («смесь, мешанина») и обозначает жанр барочной
оперы, составляемой предприимчивыми композиторами из фрагментов собственных
произведений. Подобные трюки при необходимости проделывал и сам Гендель. Именно
с таким обстоятельством из жизни композитора (королевский заказ сочинить оперу
за короткий срок) знакомит нас Майер. «Ученик Генделя» - это опера в опере, своего рода «двойной паштет» с
применением настоящих барочных специй: наивного, но трогательного,
утонченно-комичного сюжета, виртуозного пения, эмоциональных аффектов…
Как раз об аффектах, о
чистых, сильных эмоциях и идет речь в опере. Ведь главная героиня
Белланте, племянница Генделя, как никто другой испытывает на себе всю силу
музыки. Исполняя арию фурии или любовный дуэт, она так вживается в образ, что
потом какое-то время не может вернуться к реальной действительности. Ученик
Генделя Счиполо, любящий Белланте и любимый ею, использует эту силу, чтобы
заставить красавицу вспомнить их нежную взаимную привязанность. И ему это
удается!
Так и Кристоферу Майеру удалось в небольшом спектакле через
призму юмора раскрыть серьезную тему власти музыки над человеком.
Своеобразным вступлением к опере прозвучал Кончерто-гроссо №7
ор.6. Он как нельзя лучше подготовил слушателей к грядущему действию на сцене,
погрузил его в атмосферу генделевских времен.
Несмотря на то, что опера прозвучала в концертном варианте,
происходившее на сцене можно смело назвать театральной постановкой. Костюмы
героев, элементы декорации – все это несказанно оживило атмосферу привычного
концертного зала.
Но спектакль не состоялся бы без актеров. Особенно хочется
отметить исполнительниц главных ролей Наталью Кириллову (Белланте, сопрано) и
Людмилу Рубинскую (Счиполо, меццо-сопрано). Они проявили себя не только как
блестящие виртуозные певицы, но и как хорошие драматические актрисы. Движения,
жесты, мимика исполнительниц были настолько естественными, что их героини
оживали на сцене и казались настоящими - а не выдуманными автором - людьми
XVIII века. Они справились со своей задачей, затмив даже исполнителей-мужчин.
Арман Сидоркин (бас) раскрылся больше в роли Полифема, нежели
Генделя, показав слушателю полубезумного и недалекого великана во всей его
комической красе. Что же касается исполнителя партии Короля Сергея Силаевского
(тенор), то он выглядел более скромно на фоне своих коллег, порой не справляясь
с трудностями виртуозного пения.
Сам Кристофер Майер на этом вечере выступил в нескольких
ипостасях: как талантливый либреттист, замечательный дирижер и прекрасный
лектор. Сочетание мастерства с чувством юмора обеспечило успех сочинения и
полный контакт с публикой, которая живо откликнулась на происходящее.
Премьера оперы-пастиччо увенчалась аплодисментами и криками
«браво» от благодарных слушателей. Музыкальный «паштет» оказался весьма
пикантным, приятным на вкус блюдом.
На премьере побывала
арт-журналист I курса ФДО ННГК
Олеся Платонова
|