на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Ренат Жиганшин: жизнь в музыке

«Музыка захватывает его целиком. В ней он

живёт самой полной эмоциональной жизнью».

/художественный руководитель

Нижегородской филармонии

А.М.Скульский/

Вот уже три года как Ренат Жиганшин является дирижёром Нижегородской филармонии. Он работал в Пермском театре оперы и балета, был художественным руководителем Магнитогорского оперного театра, гастролировал в Казани, Ростове-на-Дону, Уфе. Но вернулся в Нижний Новгород, свой родной город, в котором всё начиналось.

Здесь он учился в хоровой капелле мальчиков, одном из старейших учебных заведений Нижнего Новгорода, где в своё время можно было встретить и юного А.М.Скульского и других замечательных музыкантов, разлетевшихся по разным городам страны. Сегодня, как и прежде, капелла дарит своим воспитанникам несказанно много: и радость совместного музыкального творчества, когда голоса многих мальчишек сливаются в хоре, и возможность проявить свою индивидуальность в дирижировании, развить музыкальные способности. Как вспоминает Ренат, очень значимыми для него оказались гастроли капеллы по городам России и мира, впечатления от которых остались на всю жизнь.

По воспоминаниям Бориса Мокеева, его бывшего учителя по сольфеджио, «Ренат был такой же мальчишка как и все, такой же шустрый, может быть даже сверхшустрый. Очень энергичный и пытливый. С первого же класса можно было понять, что парень очень способный, очень хорошо слышащий. В классе седьмом он поставил себе цель стать дирижёром, и именно симфоническим дирижёром».

Следующим профессиональным этапом была учёба в Музыкальном училище им. М.А.Балакирева в классе Л.Н.Мореновой. Будущий дирижёр учился на третьем курсе, когда Лариса Николаевна как-то сказала: «Ну что я могу ещё дать? Я отдам тебя Муратову». Георгий Павлович взял его с удовольствием, и Ренат, закончив училище, поступил к нему же в Нижегородскую консерваторию. Однако мечта стать симфоническим дирижёром не давала ему покоя и вынудила  покинуть Нижний.

В те времена симфоническому дири-жированию обучали только в двух городах - Санкт-Петербурге и Москве. По словам дирижёра, из двух столиц Москва всегда была ему роднее и ближе по духу, и перевод в Московскую консерваторию оказался одним из решающих событий в жизни. Нижнему Новгороду, безусловно, крупному культурному центру, невозможно было тягаться со столицей по интенсивности музыкальной жизни и количеству выдающихся музыкантов. Москва давала возможность непосредственного общения с ними. Как рассказывает сам Ренат, по утрам он непременно ходил на симфоническую или оперную репетицию, а вечером – на спектакль или концерт. «Я всё впитывал как губка, на каком-то интуитивном уровне, а потом, когда уже начинал работать в театре, в филармонии, это откуда-то извне приходило, как воспоминание».

Его московскими педагогами были Борис Тевлин (зав.кафедрой хорового дирижирования консерватории) и Марк Эрмлер (главный дирижёр филармонии, а затем Большого театра). Ещё одной личностью, оказавшей своим творчеством большое влияние на будущего дирижёра был Евгений Светланов. «Это единственный человек за всю жизнь, у которого я взял автограф», - рассказывает Ренат.

Ещё студентом пятого курса наш герой стал дирижёром Пермского театра оперы и балета – одного из лучших в России. Но, проработав там четыре года, Ренат вернулся в Нижний Новгород, чтобы учиться симфоническому дирижированию у А.М.Скульского. «Есть люди, которые влияют на тебя, на твою судьбу. С ними надо встретиться. Я считаю, что Александр Михайлович один из тех, кого мне подарила судьба. До сих пор он мне очень сильно помогает и в профессиональном, и в жизненном плане. И делает это абсолютно искренно. Я знаю, что, если что-то случится, я могу просто к нему обратиться, он всегда поможет. Я до сих пор у него учусь. У него огромный опыт и просто потрясающая эрудиция».

Отношение к людям – истинный показатель души человека. То искреннее уважение и благодарность, с которыми молодой дирижёр относится к своим учителям, многое о нём говорит. Среди очень дорогих ему людей Ренат называет своих бывших учителей Бориса Мокеева и Евгения Макарова, с которыми он до сих пор много общается. «При том, что это наш ученик, - говорит Б. Мокеев, - мы с ним уже сроднились и считаем друг друга друзьями».

Пожалуй неслучайно Ренат Жиганшин так горячо откликается на русскую музыку. В ней, как ни в какой другой, невозможна фальшь и формальность. Как говорит сам дирижёр, «когда ты исполняешь русскую музыку, всё, что есть в душе, нужно отдать. Она забирает тебя всего, без остатка». Это и есть искренность, исповедальность, глубина, которые ничем не подменяются. В этом сезоне под управлением Рената прозвучит Пятая симфония П.И.Чайковского.

Яркая эмоциональность, по мнению А.М. Скульского – одна из самых драгоценных его черт: «В последнее время всё чаще появляются хорошо обученные музыканты, музыканты-интеллектуалы, либо, наоборот, те, кто более всего заботится о технике исполнения. И всё меньше и меньше становится ярких и эмоциональных музыкантов. Ренат именно такой, он "проживает" музыку как часть своей жизни».

Исполняя шедевры русской музыки, Ренат не ставит искусственной цели прочитать её заново, высказаться как-то иначе, чем высказывались другие. Он просто живёт содержанием музыки, избегая надуманного и внешнего.

Другой сферой, где молодой дирижёр также ярко о себе заявляет, является опера. Это его родная стихия. В репертуаре дирижёра «Травиата» Д.Верди, «Кармен» Ж.Бизе, «Севильский цирюльник» Д.Россини, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин», балеты П.Чайковского и многое другое. Как стало известно, с октября этого года имя Рената Жиганшина мы увидим в афишах Нижегородского театра оперы и балета.

Три года работы в нашей филармонии показали, что молодой дирижёр способен к концертам и концертам, адресованным самым разным слушательским аудиториям. «Он очень внимательно относится к детским концертам, - говорит А.М.Скульский. - В нём есть какая-то теплота, дружелюбность и добросовестность в отношении к ним. Он хочет, чтобы для детей всё было сыграно искренне и чисто, как они того заслуживают, никак не рассматривая эти концерты формально».

Рассказывает сам дирижёр: «Когда ты работаешь для детской публики, в зале царит необыкновенная аура, которая тебя подпитывает. Концерты для детей должны быть нисколько не хуже, а может даже и лучше, чем для взрослых». В период работы в Магнитогорском театре художественным руководителем, Ренат сам поставил Новогодний спектакль, хотя мог бы это поручить второму или третьему дирижёру. По его словам, «в спектакле пели абсолютно все: и заслуженные, и народные». Сначала были скандалы, многие протестовали. Но художественный руководитель на своём примере показывал, как нужно работать для детей.

26 сентября в филармонии открылся новый концертный сезон. Впереди много интересных фестивалей и концертов, в том числе и симфонических, которыми наряду с А.М.Скульским будет править и наш молодой дирижёр Ренат Жиганшин.

 

арт-журналист I курса ФДО ННГК

Ольга Капустян

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт