«Музыка захватывает его
целиком. В ней он
живёт самой полной
эмоциональной жизнью».
/художественный руководитель
Нижегородской филармонии
А.М.Скульский/
Вот уже три года как Ренат Жиганшин является дирижёром Нижегородской
филармонии. Он работал в Пермском
театре оперы и балета, был художественным руководителем Магнитогорского
оперного театра, гастролировал в Казани, Ростове-на-Дону, Уфе. Но вернулся в
Нижний Новгород, свой родной город, в котором всё начиналось.
Здесь он учился в хоровой
капелле мальчиков, одном из старейших учебных заведений Нижнего Новгорода, где
в своё время можно было встретить и юного А.М.Скульского и других замечательных
музыкантов, разлетевшихся по разным городам страны. Сегодня, как и прежде,
капелла дарит своим воспитанникам несказанно много: и радость совместного
музыкального творчества, когда голоса многих мальчишек сливаются в хоре, и
возможность проявить свою индивидуальность в дирижировании, развить музыкальные
способности. Как вспоминает
Ренат, очень значимыми для него оказались гастроли капеллы по городам России и
мира, впечатления от которых остались на всю жизнь.
По воспоминаниям Бориса Мокеева, его бывшего учителя по сольфеджио, «Ренат был такой же мальчишка как и все,
такой же шустрый, может быть даже сверхшустрый. Очень энергичный и пытливый. С
первого же класса можно было понять, что парень очень способный, очень хорошо
слышащий. В классе седьмом он поставил себе цель стать дирижёром, и именно
симфоническим дирижёром».
Следующим
профессиональным этапом была учёба в Музыкальном училище им. М.А.Балакирева в
классе Л.Н.Мореновой. Будущий дирижёр учился на третьем курсе, когда Лариса
Николаевна как-то сказала: «Ну что я могу ещё дать? Я отдам тебя Муратову».
Георгий Павлович взял его с удовольствием, и Ренат, закончив училище, поступил
к нему же в Нижегородскую консерваторию. Однако мечта стать симфоническим
дирижёром не давала ему покоя и вынудила
покинуть Нижний.
В те времена симфоническому дири-жированию обучали только в двух городах -
Санкт-Петербурге и Москве. По
словам дирижёра, из двух столиц Москва всегда была ему роднее и ближе по духу,
и перевод в Московскую консерваторию оказался одним из решающих событий в
жизни. Нижнему Новгороду, безусловно, крупному культурному центру, невозможно
было тягаться со столицей по интенсивности музыкальной жизни и количеству
выдающихся музыкантов. Москва давала возможность непосредственного общения с
ними. Как рассказывает сам Ренат, по утрам он непременно ходил на симфоническую
или оперную репетицию, а вечером – на спектакль или концерт. «Я всё впитывал как губка, на каком-то интуитивном
уровне, а потом, когда уже начинал работать в театре, в филармонии, это
откуда-то извне приходило, как воспоминание».
Его московскими педагогами были Борис Тевлин (зав.кафедрой хорового
дирижирования консерватории) и Марк Эрмлер (главный дирижёр филармонии, а затем
Большого театра). Ещё одной
личностью, оказавшей своим творчеством большое влияние на будущего дирижёра был
Евгений Светланов. «Это единственный человек за всю жизнь, у которого я взял
автограф», - рассказывает Ренат.
Ещё студентом пятого курса наш герой стал дирижёром Пермского театра оперы
и балета – одного из лучших в России. Но, проработав там четыре года, Ренат вернулся в Нижний Новгород, чтобы
учиться симфоническому дирижированию у А.М.Скульского. «Есть люди, которые
влияют на тебя, на твою судьбу. С ними надо встретиться. Я считаю, что
Александр Михайлович один из тех, кого мне подарила судьба. До сих пор он мне
очень сильно помогает и в профессиональном, и в жизненном плане. И делает это
абсолютно искренно. Я знаю, что, если что-то случится, я могу просто к нему
обратиться, он всегда поможет. Я до сих пор у него учусь. У него огромный опыт
и просто потрясающая эрудиция».
Отношение к людям –
истинный показатель души человека. То искреннее уважение и благодарность, с
которыми молодой дирижёр относится к своим учителям, многое о нём говорит.
Среди очень дорогих ему людей Ренат называет своих бывших учителей Бориса
Мокеева и Евгения Макарова, с которыми он до сих пор много общается. «При том, что это наш ученик, - говорит
Б. Мокеев, - мы с ним уже сроднились и
считаем друг друга друзьями».
Пожалуй неслучайно Ренат Жиганшин так горячо откликается на русскую музыку.
В ней, как ни в какой другой,
невозможна фальшь и формальность. Как говорит сам дирижёр, «когда ты исполняешь русскую музыку, всё, что есть в душе, нужно
отдать. Она забирает тебя всего, без остатка». Это и есть искренность,
исповедальность, глубина, которые ничем не подменяются. В этом сезоне под
управлением Рената прозвучит Пятая симфония П.И.Чайковского.
Яркая эмоциональность,
по мнению А.М. Скульского – одна из самых драгоценных его черт: «В последнее
время всё чаще появляются хорошо обученные музыканты, музыканты-интеллектуалы, либо,
наоборот, те, кто более всего заботится о технике исполнения. И всё меньше и меньше становится ярких и
эмоциональных музыкантов. Ренат именно такой, он "проживает" музыку
как часть своей жизни».
Исполняя шедевры русской
музыки, Ренат не ставит искусственной цели прочитать её заново, высказаться
как-то иначе, чем высказывались другие. Он просто живёт содержанием музыки,
избегая надуманного и внешнего.
Другой сферой, где
молодой дирижёр также ярко о себе заявляет, является опера. Это его родная
стихия. В репертуаре дирижёра «Травиата» Д.Верди, «Кармен» Ж.Бизе, «Севильский
цирюльник» Д.Россини, «Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, «Евгений Онегин»,
балеты П.Чайковского и многое другое. Как стало известно, с октября этого года
имя Рената Жиганшина мы увидим в афишах Нижегородского театра оперы и балета.
Три года работы в нашей
филармонии показали, что молодой дирижёр способен к концертам и концертам,
адресованным самым разным слушательским аудиториям. «Он очень внимательно
относится к детским концертам, - говорит А.М.Скульский. - В нём есть какая-то
теплота, дружелюбность и добросовестность в отношении к ним. Он хочет, чтобы
для детей всё было сыграно искренне и чисто, как они того заслуживают, никак не
рассматривая эти концерты формально».
Рассказывает сам дирижёр:
«Когда ты работаешь для детской публики,
в зале царит необыкновенная аура, которая тебя подпитывает. Концерты для детей
должны быть нисколько не хуже, а может даже и лучше, чем для взрослых». В
период работы в Магнитогорском театре художественным руководителем, Ренат сам
поставил Новогодний спектакль, хотя мог бы это поручить второму или третьему
дирижёру. По его словам, «в спектакле пели абсолютно все: и заслуженные, и
народные». Сначала были скандалы, многие протестовали. Но художественный руководитель
на своём примере показывал, как нужно работать для детей.
26 сентября в филармонии
открылся новый концертный сезон. Впереди много интересных фестивалей и
концертов, в том числе и симфонических, которыми наряду с А.М.Скульским будет
править и наш молодой дирижёр Ренат Жиганшин.
арт-журналист I курса ФДО ННГК
Ольга Капустян
|