Нижний Новгород никогда не
был обделен вниманием гастролирующих музыкантов. Мы избалованы громкими
именами на афишах – Денис Мацуев, Николай Петров, Валерий Гергиев, Михаил
Плетнев… Но часто ли к нам приезжают музыканты из небольших городов? Ответ
очевиден: очень редко. Настолько редко, что может сложиться ощущение отсутствия
исполнителей в этих городах, и дать почву для развития «столичного снобизма» в
городе NN без должных на то оснований. Поэтому концерт Людмилы Лебедевой и
Людмилы Галиновской из города Камышина вызвал особый интерес.
Сразу хочется отметить солидность программы
пианисток: «Вариации на тему Корелли» Рахманинова, «Бабочки» Шумана,
симфоническая поэма «Мазепа» Листа в авторском переложении для двух фортепиано.
Не каждый пианист, а тем более неконцертирующий педагог с большой
учебной нагрузкой, возьмется за исполнение таких «трудоемких» произведений.
Смелость в выборе репертуара уже заслуживает уважения. Тем более, что в игре
пианисток все было тщательно проработано, а в некоторых случаях и продумано.
Ответственность по отношению к музыке и публике, искренность исполнения – этому
стоит поучиться у Л.Лебедевой и Л.Галиновской.
На первый взгляд у исполнительниц очень много общего: обе Людмилы
– лауреаты Всероссийского конкурса, обе – преподаватели Камышинского
музыкального училища, обе – выпускницы Б.С.Маранц. Но это внешнее сходство. На
слух же сразу стали очевидны противоположности исполнительских манер пианисток.
Открывала концерт Людмила Лебедева. Она сумела заинтересовать нашу искушенную публику вдумчивостью исполнения
Чайковского (разумеется, «Думки»), приятным мягким туше, разнохарактерностью и
тонкостью («Бабочки» Шумана). Может быть, не все удалось Людмиле в
виртуозном плане – несколько скованно и тяжело звучали кульминации
произведений, но, тем не менее, было слышно, что за роялем сидит педагог,
который может многое дать своим студентам.
Вслед за Людмилой Лебедевой на сцену вышла Людмила Галиновская,
которая сразу дала понять, что волна гламура докатилась и до провинциального Камышина.
Особенно это сказалось на исполнении ля-минорного рондо Моцарта. Преувеличенное
rubato, смены темпа, всевозможные «бантики и рюшечки», на мой взгляд, были не
очень уместны в позднем, глубоко трагичном сочинении Моцарта. «Вариации на тему
Корелли» Рахманинова тоже, к сожалению, не порадовали глубиной трактовки: не
хватило выстроенности, цельности этого масштабного произведения. Однако
техническая сторона исполнения была на высоком уровне, что, конечно,
немаловажно при исполнении Рахманинова.
Таким образом, в первом отделении концерта наметилась интрига.
Как же две столь разные пианистки – брюнетка Лебедева и блондинка Галиновская –
будут играть дуэтом? Что это будет: единство или борьба противоположностей?
Ожидания оправдались, второе отделение получилось действительно
интересным. Удивила и порадовала великолепная сыгранность ансамбля. Как в любом
хорошем сотворчестве, исполнительницы дополняли друг друга. Особенно удалась им
сюита Мийо «Скарамуш». Блестящая, виртуозная, полная темперамента и энергии
игра Л.Лебедевой и Л.Галиновской доставила неподдельное удовольствие
слушателям. Пианистки именно играли, радуясь сами и радуя публику, а не
работали над виртуозными фрагментами сюиты, коих там предостаточно.
Таким образом, ансамблевое творчество сумело объединить две
противоположности. Первый закон диалектики восторжествовал. Никаких «или».
Единство И борьба противоположностей.
В заключение хочется поблагодарить Людмилу Лебедеву и Людмилу
Галиновскую за то, что они нашли время для подготовки сложной и интересной
программы, приехали на фестиваль, посвященный 100-летию Б.С.Маранц, дабы отдать
дань памяти своему педагогу. Да к тому же заставили задуматься и вспомнить
диалектику Гегеля. Ведь в этом и
заключается главная задача искусства – провоцировать людей на размышления…
арт-журналист I курса ФДО ННГК
Мария Агарина
|