Хочется назвать ее царицей.
Держаться с особенным внутренним чувством благородства, не на показ, и уже
одним этим пробуждать в окружающих желание вести себя достойно, сможет далеко
не каждый. Элисо Константиновна может.
26 октября в Концертном зале филармонии прозвучали
сразу три фортепианных концерта Бетховена – 2-й, 4-й и 3-й. Вирсаладзе
выступала в Нижнем в рамках международного фестиваля «Посвящение Берте Маранц»,
и за два вечера исполнила все пять концертов венского классика. На
пресс-конференции Элисо Константиновна с уважением вспоминала Берту Соломоновну
как действительно значительную личность, которая осталась мало известной
музыкальному миру только в силу политических обстоятельств того времени.
Верховной жрицей
музыки в черных одеждах ступает она на сцену. Глубокий выдержанный поклон,
строгий взгляд на публику, и с первыми звуками все загипнотизированы ею самой и
ее игрой. Четко очерченный профиль, прямая спина и взор, устремленный ввысь.
Драгоценен каждый звук, рожденный под ее пальцами. Бетховенская музыка в
исполнении Элисо Константиновны кажется настолько ясной, что остается только
наслаждаться тем, что слышишь. Необыкновенно тонкое и ясное пиано, поразительно
живые трели. Пассажей нет, но есть мелодии - бесконечно красивые, светящиеся,
трогающие за самое сердце. От всего этого невозможно оторваться: игра пианистки
настолько приковывает внимание, мысли, чувства, что кроме музыки, словно ничего
нет. Оркестровые недочеты, стук каблуков опоздавших зрителей, пищание мобильных
телефонов – все это происходит будто в другом измерении, а здесь и сейчас
только Бетховен и Вирсаладзе.
Думаю, всякий музыкант
многое отдал бы за то, чтобы в его исполнении медленные части не вызывали у
слушателя тоску. Это - как тест на умение мыслить самому и заставить размышлять
других. С Вирсаладзе бетховенские Adagio проживаешь, пожалуй, даже интенсивнее наполненных
действием крайних частей. При этом пианистка не любуется собой, она словно
говорит – только послушайте, до чего прекрасно это у Бетховена!
Конечно, публика не
могла не аплодировать стоя. А Жрица музыки улыбалась, и чувствовалось в этой
удивительной женщине такая сердечность, любовь к слушателям, без которых
настоящее искусство просто не возникнет.
арт-журналист I
курса ФДО ННГК
Надежда Тинякова
|