Жанр: Комедия
Режиссёр: Дани Леви
В ролях: Ламберт Хамель, Сильвестер Грот, Стефан Курт, Ульрих Мюэ
Декабрь 1944 года. Немецкая нация деморализована.
Адольфу Гитлеру предстоит новогоднее выступление перед германским народом. Шеф
нацисткой пропаганды Геббельс уверен, что стоит только фюреру произнести
пламенную речь на публике, как народ воспрянет духом – и победа в кармане. Но
вот проблема, Гитлер находится в глубочайшей депрессии, психически
неуравновешен, произносить пламенных речей не желает, отдавая предпочтение
дрессировке своей собачки и пусканию игрушечного линкора в ванне. Ситуация
критическая, но тут Геббельсу приходит в голову мысль, что спасти положение
может лучший преподаватель риторики. Эта идея круто меняет жизнь Адольфа Груенбаума, еврея, специально доставленного к Гитлеру
прямиком из концлагеря. У оказавшегося в такой непростой ситуации профессора
есть только пять дней, чтобы вернуть народу Германии того правителя, которого
они привыкли и хотят видеть, и при этом самому остаться в живых.
Фильм смотрится на удивление легко, и даже жанр под
названием «комедия» оправдывается весьма удачно. Смешно, действительно смешно…
Но если только забыть о теме сатиры, забыть о том, что кино, в общем-то, про
Гитлера, про человека, который для миллионов людей был, есть и будет дьяволом,
воплощением вселенского зла и т.д. Здесь же этот персонаж представлен как
беззащитный, несуразный, беспомощный, немного свихнувшийся неудачник-правитель,
вокруг которого строятся заговоры и руководство страной и боевыми действиями
уже, видимо, перешло в руки ближайшего окружения. Более того, еврейский
профессор в ходе своих занятий по актёрскому мастерству, смог спровоцировать
даже слёзы фюрера и трогательный, печальный рассказ о жестоком обращении отца
Гитлера со своим сыном. Таким образом, страшный тиран в фильме представлен как
человек, вызывающий только жалость. Но давайте смотреть правде в глаза, вряд ли
найдётся зритель, у которого Адольф Гитлер может спровоцировать жалостливое
отношение к своей персоне. Как-то это абсурдно всё-таки. Не совсем понятно, что
хотел показать таким оригинальным подходом к теме автор кино. То, что и у
дьяволов есть чувства? То, что и тираны, держащие в страхе весь мир, могут на
самом деле быть беззащитными и обиженными? Или, быть может, что источники всех
бед нужно искать в детстве? В таком случае, пример для демонстрации выбран не
самый подходящий, на мой взгляд… Ведь всё-таки Адольф Гитлер – это не
вымышленный персонаж из детской сказки, а реально существовавший человек, и
ассоциирующийся со вполне определёнными нерадостными событиями.
Что ещё забавнее, сам Адольф Груенбаум,
еврейский профессор, проникается жалостью к Гитлеру, даже отказывается от идеи
убийства фюрера, так прочно въевшейся в его сознание вначале. И это притом, что
параллельно событиям, происходящим на экране, миллионы представителей
еврейского народа заключены в концлагерях. Опять же, на мой взгляд, если копнуть
глубже – как-то не до смеха становится.
Быть может, не самое удачное сравнение, но похожие
чувства у меня вызывало несоответствие книги Патрика Зюзкинда
«Парфюмер» и её экранизации. Главный герой литературного произведения вызывает
отвращение и ужас, в то время как в фильме он представлен таким, что его
хочется пожалеть. В нашем случае ситуация несколько похожа. Только масштаб
злодея, естественно, несколько иной, и сравнение идёт уже не с книгой, а с
реальностью.
Остаётся вопрос, стоит ли это кино смотреть?
Конечно, стоит. Во-первых, потому что хороша игра актёров, да и сюжет весьма
весел (но это, повторяю, если не копать глубже). Во-вторых, совершенно не
исключено, что вам подобный подход к
вопросу о Гитлере не будет резать глаза. Так что, удачного просмотра.
Лена [Rain]
|