Первый вопрос, который я предложил студентам
(всего в опросе участвовало 55 человек с различных факультетов и курсов), был
таким: "Что вам не нравится в нашей системе образования?". Слово
"нашей" было проинтерпретировано большинством как "в нашем ВУЗе", т.е. в НГЛУ.
Ответы были, сразу скажу, разнообразными.
Видно, наболело…
46 процент
опрошенных посчитал, что нам приходится изучать слишком много "ненужных
предметов", предметов, не входящих в специализацию, а также преобладание теории
над практикой (для студента, изучающего иностранный язык, практика имеет очень
большое значение). "Бесполезными" были названы следующие предметы: КСЕ
(концепции современного естествознания), экономика, математика и физ-ра
(точнее, её объем). Хочется привести несколько интересных высказываний (прошу
не забывать, что действие происходит в ИНЯЗе, т.е. в ВУЗе, где изучаются
иностранные языки): "Учим мертвый язык - как латинский. Ничего не слушаем,
газет не читаем, учим никому не нужные слова по идиотским темам. Обучение языку
должно соответствовать современным требованиям"; "Много предметов – мало
толку"; "Нет системного подхода в составлении плана предметов"; "Чаще всего
знания, получаемые в ВУЗе лишь теоретические"; "Негибкость системы: мало
предметов по выбору, да и те часто принудительные"; "с одной стороны – косность
правил, с другой - их неустойчивость"
20 процентам не по
душе размер стипендии. (Для справки: на начало 2002 года размер мин. (базовой)
стипендии в НГЛУ – 194 р. (выплачивается студентам-бюджетникам, если сдали
предыдущую сессию без троек и хотя бы с одной четверкой). Повышенная – 291
(если все экзамены и зачеты сданы на отлично). Вот некоторые комментарии по
этому поводу (авторский стиль сохранен): "Стипендия маленькая! Троечники тоже
есть хотят!! Почему они лишены стипендии?!! А остальным - стоит ли пахать ради
300 рублей???!"; "Стипендия студентов-отличников должна обеспечивать им
проживание в течение месяца".
14 процентов
опрошенных считают, что им особенно сильно мешает жить большая загрузка вкупе с
психологическим фактором. Загрузка, в основном, образуется достаточно объемными
домашними заданиями, так что даже после учебы, вечером, время студенту НГЛУ
полностью не принадлежит... Хотя – привыкаешь со временем...
7 процентов сетуют
на малодоступность учебных материалов, работу библиотеки, аудио-лабораторий и
проч.: "Большинство учебных материалов недоступно, рабочий день библиотеки
слишком короткий". "В ВУЗе, по слухам, имеется масса "некнижных" материалов
(аудио, видео). Где все эти фонды? Как до них добраться?" От себя
прокомментирую: фонды эти и в самом деле есть, и богатейшие, но найти их под
силу только старшекурсникам или усердно ищущим. Кто ищет, тот находит, как
говорится.
4 процента не
одобряют отношение правительства к системе образования и недостаточность гос.
финансирования.
9 процентов опрошенных в данную графу
поставили "прочерк", что означает отсутствие каких либо мыслей по этому
вопросу.
Моим вторым вопросом был "Что бы вы хотели изменить в процедуре
сдачи экзаменов?"
46 процентов не
хотят изменять ничего, их все устраивает.
20 процентов
хотели бы вместо устной формы ввести тестирование.
14 процентов
увеличили бы количество дней на подготовку к экзаменам.
8 процентов не
устраивает система оценок: - необъективна.
6 процентов
немного снизили бы требования и установили более дружественную атмосферу во
время экзамена.
4 процента
увеличили бы количество пересдач, а
2 процента хотели
бы, чтобы для постоянных клиентов была установлена система скидок.
Третий вопрос, который я задал студентам, был:
"Какой способ проверки знаний вы бы предпочли – а) устный экзамен, б)
в форме теста или в) в форме эссе?". Результаты получились следующие:
За устный экзамен высказалось 50 процентов
опрошенных, за тест – 37 и за эссе –13 процентов.
И, наконец, последний вопрос, несколько
провокационный: "Мешает ли вам учёба?". Вопрос был
рассчитан на мгновенный ответ, без всяких обдумываний и взвешиваний всех "за" и
"против". Вариант "иногда" не засчитывался. Результаты не могут не радовать: 91
проценту учеба не мешает, и только 9-ти – да. То есть, увы, да.
Белов
Иван
|