Первый понедельник октября – дата по-своему
историческая, ведь пришло время показать себя участникам конкурса.
Всю неделю, с понедельника по пятницу с 10 до 19
часов прослушивания шли одновременно в Большом и Малом залах консерватории. Для
удобства наблюдения за конкурсом организаторы вместе с преподавателями кафедры
звукорежиссуры предоставили зрителям прямую теле-трансляцию событий,
происходивших в данный момент в Большом зале. Всю неделю велась интенсивная
съемка всех важнейших событий, связанная с подготовкой материала фильма,
посвященного конкурсу им. Нестерова.
Первые два тура
выявили наиболее сильных исполнителей. Вернее сказать, их выявили уважаемые
члены жюри. Возникает традиционный вопрос: а судьи кто? На конкурс приглашены
только лучшие педагоги и специалисты в области духовой и ударной музыки -
настоящие «титаны» своей профессии. Иного и быть не могло, если организаторы
конкурса хотят добиться международного уровня не только формально, но и
реально.
Итак, члены жюри…
Начнем с приглашенных гостей. Большинство судей представляют Российскую
Академию Музыки им. Гнесиных:
Лукьянов Дмитрий Михайлович.
Заслуженный артист
РФ, профессор, концертмейстер группы ударных Российского национального
оркестра.
Мельников Леонид Яковлевич. Заслуженный артист РФ, профессор, солист
симфонического оркестра Московской филармонии.
Досадин Владимир Николаевич. Профессор, руководитель секции тубистов
в творческой комиссии исполнителей на медных духовых инструментах
Международного союза музыкальных деятелей.
Прокопов Вячеслав
Михайлович. Заслуженный
артист РФ, президент Российской гильдии трубачей, профессор.
Школьник Владимир Хаимович. Заслуженный артист РФ, работал в эстрадном
оркестре под управлением О. Лундстрема. Артист Государственного академического
симфонического оркестра им. Светланова.
Также в качестве
членов жюри приглашены известные музыканты из Петербурга, Казани и Москвы:
Марголин Вениамин Савельевич. Заслуженный артист РФ, заслуженный деятель
искусств России, солист симфонического оркестра Ленинградской филармонии под
управлением Е. Мравинского.
Самарский Юрий Иванович. Народный артист России, профессор,
художественный руководитель и дирижер оркестра духовых инструментов Казанской
консерватории.
Баташов Виктор Борисович. Профессор, солист Большого симфонического
оркестра им. Чайковского.
Нижегородскую консерваторию в жюри
представляют:
Председатель жюри - Фертельмейстер Эдуард Борисович. Ректор Нижегородской консерватории, заслуженный
деятель искусств России, Член Союза композиторов РФ, член Союза театральных
деятелей РФ, действительный член Академии гуманитарных наук.
Кораллов Игорь Владимирович. Заслуженный артист РФ, профессор,
руководитель и солист ансамбля ударных инструментов Нижегородской консерватории
и ансамбля солистов «Нижегородский сувенир».
Петров Евгений Николаевич. Заслуженный артист РФ, профессор. Заведующий кафедрой нижегородской
консерватории. Директор и художественный руководитель нижегородского
губернского оркестра.
- Каковы Ваши первые впечатления о конкурсе.
Е. Петров: - У меня очень приятные впечатления.
Кстати, отзывы иногородних членов жюри тоже весьма неплохие.
- Насколько расширилась география участников
конкурса по сравнению с первым опытом?
Е. Петров: - По правде говоря, мы ожидали большего
числа участников. Нам поступали заявки на участие из Минска, но по техническим
причинам ребята не смогли прилететь. Но в целом, радует тот факт, что на
конкурсе есть представители Москвы, Петербурга и Новосибирска.
- Насколько высоко задана планка?
Е. Петров: - Все участники – довольно музыкальные и
талантливые ребята, поэтому исполнительский уровень, как и ожидалось, весьма
высок. Намного выше, чем был 4 года назад. Судейство также на отличном уровне.
В следующий состязательный круг вышли только сильнейшие; к примеру, в I туре принимало участие восемь
тромбонистов, во II тур
прошло лишь трое.
- Какие исполнительские качества Вы, как член
жюри, цените больше всего?
Е. Петров: - В первую очередь, музыкальность.
Обязательно. На нынешнем конкурсе с этим качеством у участников не было
серьезных проблем. Если раньше, допустим, на первом конкурсе им. Нестерова
исполнитель сыграл пьесу без ошибок – это уже считалось хорошо. Сейчас немного
другие критерии. Поэтому главное – артистизм и музыкальность. А играть без
ошибок в тексте – само собой разумеется, об этом даже не может быть и речи.
Техникой и виртуозностью сейчас никого не удивишь.
- Насколько принципиальна для судейства и
исполнительства игра по нотам или без них?
Е. Петров: - Для судейства этот момент не
принципиален. По нотам играют иногда ударники, но, в основном, участники играют
наизусть. Нужно отдаваться целиком музыке, а не нотам.
- Как на нынешнем конкурсе показывает себя
нижегородская духовая и ударная школа?
Е. Петров: - Достойно!
Во вторник, в рамках
конкурсной недели состоялись мастер-классы четырех членов жюри,
специализирующихся на разных инструментах. Открывал этот цикл встреч с
именитыми педагогами мастер-класс Народного артиста России Юрия Самарского
(валторна). А следом за ним прошли встречи с Владимиром Досадиным
(туба), Дмитрием Лукьяновым (ударные инструменты) и Виктором
Баташевым (тромбон).
Двумя днями позже все
желающие могли познакомиться с Анатолием Дудиным. Этот человек прекрасно
разбирается в духовой музыке, и его, без преувеличений, можно считать
неофициальным экспертом нынешнего конкурса. На своем мастер-классе Анатолий
Дудин познакомил гостей с уникальными видеозаписями самой разнообразной
брасс-музыки, звучащей по всему миру.
Дудин Анатолий
Леонидович. Заведующий кафедрой духовых и ударных
инструментов Московского Государственного Университета Культуры и Искусств.
Главный редактор журнала «Оркестр».
В своем мастер-классе
Анатолий Леонидович высказал мнение, что в нашей стране духовая музыка сейчас
находится в упадке, но начинает возрождаться. Также он надеется, что в России
наступит такой же подъем духовой музыки, какой был в 50-60х годах: «Во всех
школах создавались любительские коллективы. И люди играли для души, просто так
– это занятие они считали очень интересным. И западные страны переняли у нас
эту традицию и великолепно воспользовались ей на всех уровнях. А еще говорят,
что на Западе мастерство исполнительства на духовых инструментах несравнимо с
нашим! А у кого они учились-то…?»
- Вы впервые в нижегородской консерватории?
А. Дудин: - Я был здесь очень давно, лет 10 назад.
Приезжал на Международный конкурс молодых исполнителей. Он проводился еще
задолго до первого конкурса им. Нестерова.
- Что изменилось в консерватории с момента Вашего
первого приезда?
А. Дудин: - Изменения произошли в техническом плане:
консерватория пополняется все новым и новым оборудованием, то есть
модернизируется. И уровень исполнительства, несомненно, поднялся.
- Поделитесь своими впечатлениями о конкурсе.
А. Дудин: -
Уровень конкурса очень высок. Приехали представители ведущих российских школ:
московской и петербургской. Все участники – настоящие профессионалы. Но, к
сожалению, среди конкурсантов я не увидел по-настоящему выдающейся личности.
Личности, которая затмила бы всех своей игрой.
На время проведения
конкурса в Нижний Новгород приехал Станислав Калдин, что значительно повысило
авторитетность соревнования.
Калдин Станислав Лукич. Один из лучших педагогов по
тромбону в России. Профессор удмуртского университета (специальности «тромбон»
и «туба»). Преподаватель музыкального колледжа и музыкальной школы. Самой
важной своей работой считает преподавание именно в музыкальной школе, «так как
с уже раннего детства нужно готовить себе смену, и музыкальная школа – самый
важный этап».
- Вы привезли на конкурс своих учеников?
С. Калдин: - Сейчас я никого не привез, но в конкурсе
участвуют мои бывшие ученики, например, Иван Поповский. Он учится в РАМ им.
Гнесиных у моего же ученика Владимира Школьника. И я приехал его послушать.
- Какие выступления Вам запомнились?
С. Калдин: - Должен сказать, что уровень-то хороший.
Были выступления очень удачные: Иван Поповский прекрасно показал себя.
Валторнист из Воронежа Артем Мартыненко запомнился своей школой игры. Может
быть, потому что учится у замечательного педагога В. Шиша, профессора РАМ им.
Гнесиных .
- Вы часто бываете на подобных конкурсах?
С. Калдин: - Довольно часто.
- Чем отличается этот конкурс от других?
С. Калдин: - Нынешний конкурс я бы назвал очень
«домашним», судя по атмосфере, царящей здесь. В этом, несомненно, заслуга
организаторов. Никаких распрей, конфликтов и недобросовестной конкуренции, что
предельно важно.
- Судя по
первым двум турам, какие школы выделяются на данный момент?
С. Калдин: - Выделяются, в первую очередь, Москва и
Петербург. В этом плане ничего пока не меняется, - высшие школы, что говорить…
Но не будем забывать, что эти «высшие школы» формируют колледжи, музыкальные
школы из других городов. Среди училищ, хороших духовиков готовят в Краснодаре,
в Смоленске. Там все держится на преподавателях-энтузиастах. В Краснодаре это –
Моисеев (валторна); в Смоленске – Гудков (тромбон). В России можно набрать
два-три суперпреподавателя по каждой специальности.
- Вы согласны с Анатолием Дудиным, что в наше
время в России возрождается интерес к духовому исполнительству?
С. Калдин: - Пока это возрождение ничтожно мало, его
почти не наблюдается. Подобное возрождение можно проследить и обнаружить скорее
в мире, чем в России.
В понедельник 8 октября нас ожидает еще один интереснейший мастер-класс
швейцарского перкуссиониста Мирче
Арделеану - специально приглашенного гостя конкурса. Но уже в субботу 6
октября планируется его сольный концерт, единственный в России.
Второй тур подошел к
концу. Уже известны претенденты на «золотые медали». Один из них – ударник
Алексей Поспелов, студент нижегородской консерватории. Он преодолел все барьеры
II тура и вышел на финишную
прямую. Алексей считает, что в конкурсе нет слабых соперников, расслабляться
заранее никак нельзя; и нужно показать все, на что способен.
Менее сопутствовала удача другому ударнику, лауреату
Гран-при 1-го Международного конкурса «Моцарт-вундеркинд», самому молодому
участнику соревнования – семнадцатилетнему Дмитрию Нилову. «Вылет» Димы после II тура можно списать, скорее на неудачу,
так как выступал он очень достойно.
- Поделись своими ощущениями от участия в конкурсе им. Нестерова.
Д. Нилов: - На этом конкурсе все участники,
особенно московские, хороши по уровню и достойны друг друга. Конечно, я
расстроен, хотелось сыграть и III-ем туре. Но не получилось показать все, что я умею.
- Что тебе помешало выиграть конкурс?
Д. Нилов: - Не хватило техничности и артистизма,
наверное.
- Насколько ты удовлетворен судейством?
Д. Нилов: - Все результаты очень правильны и
объективны. Претензий к судьям не может быть никаких.
Итак, подошел к концу II тур. С нетерпением ожидаем III тур и объявление победителей. Впереди –
самое интересное!
Сергей Попов,
музыкальный журналист 2 курса ФДО
Нижегородской государственной консерватории им.
Глинки.
|