В самом начале осени, прогуливаясь по
Санкт-Петербургу, я совершенно случайно зашла в книжный магазин «Буквоед». Две
девушки с короткой стрижкой держали в руках книгу. Я присмотрелась к обложке...
Выяснилось, что сегодня (2 сентября) презентация книги «Дезертир сна» лидера
«Ночных Снайперов» Дианы Арбениной . Перед автограф-сессией состоялась импровизированная
пресс-конференция - на записочки из зала, а также вопросы журналистов Диана
отвечала быстро, но с энтузиазмом.
Диана Арбенина: Во-первых, я хочу сказать
вам всем: «Салют!». Большое спасибо за то, что пришли. У нас действительно сегодня
очень важное мероприятие – в первый раз в жизни выпускается книжка с самым
полным количеством антипесен. Там конечно есть еще
тексты, картины тоже есть... Я очень рада и это очень актуальная, в данном
случае брошюра, на сегодняшний день. Я предупреждаю, что это никакой не
авторский вечер, я просто хотела вас увидеть, чтобы с вами поделиться этой радостью.
Из какого
сна дезертировали и куда?
Диана Арбенина: Хитро задан вопрос
конечно. На самом деле, «Дезертир сна» - это такая очень близкая мне формула, я
ее абсолютно ни к чему не привязываю и это связано только с тем, что
большинство стихотворений за этот год были написаны ночью.
В это время раздается непонятный вопль.
Диана Арбенина: Что задавили кого-то?
(улыбаясь).
В зале раздается коллективный смех.
Диана Арбенина: Кошку я думаю.
Вчера было
первое сентября. Помните, как пошли первый раз в первый класс? В каком
контексте вы вспоминаете школу? Какой вы были ученицей – тихоней или наоборот?
Опять раздается многоголосый хохот.
Диана Арбенина: Кто, я была тихоней?!
Да, я была тихоней (с иронией). Я тихоней не была. И когда я пошла в школу, в
первый класс, на мой белый передник каким-то образом разлились чернила. Это
существенно омрачило мой первый день в школе. Учиться конечно надо, без этого
не пишутся стихи в частности. Но в школу я ходила писать записки и обливаться –
бомбочки и все-такое… Но что касается хороших
моментов, они безусловно были. Я училась в классе с физическим уклоном, т.е. у
нас был упор на алгебру, геометрию, черчение, физику и химию. А химию я не
знала вообще, я ее запоминала просто по…Например, если формула была похожа на
какое-то словосочетание, я таким образом запоминала. У меня все были тройбаны. В общем, попала я конечно немножко не туда, но
школьные годы я конечно вспоминаю. Особенно, знаете, песня была «Куст ракиты
над рекой…», я думала там «Куст, точка, ракета над рекой».
Раздается дикий смех.
Диана,
скажи, пожалуйста, нужно ли перечитывать книги или стоит беречь первое
впечатление от прочтения?
Диана Арбенина: Я бы не стала.
Во-первых, времени мало в жизни; а во-вторых, ну это тоже самое, как уповать на
то, что у тебя будет вторая жизнь. Мне кажется, она никому из присутствующих не
светит, как и бессмертие. Так что читайте сразу – раз и навсегда.
Есть ли у
тебя такая песня, которую ты слушаешь на протяжении очень долгого времени?
Диана Арбенина: У меня есть любимые
исполнители – я очень люблю «Summer Time» слушать. Я сегодня
побыла в Кронштадте (мне просто очень нравится памятник Петру, мне захотелось с
ним сегодня встретиться, с Петром). Музыку я переслушиваю
безусловно, ну она же не стихи.
Диана,
скажите, пожалуйста, какие у вас были ощущения, когда вы писали песню «Асфальт
2»?
Диана Арбенина: Ощущения у меня были
замечательные, потому что это все происходило в Киеве. Мы с Ларисой Пальцевой
(прим.ред.: директор коллектива) завтракали, и у меня был один припев. Куплет я
позволила написать ей. И строчка «во всем виновата проклятая водка» - это именно
ее строка, и я к этому никакого отношения не имею.
Как вы
относитесь к записи стихов в телефон? Это же удобнее чем салфетки или оборотная
сторона меню. Но не теряется ли что-то при переводе в цифровой формат?
Диана Арбенина: При переводе в цифровой
формат, конечно, теряется по большому счету. Я не могу себе представить, как
можно писать сразу в компьютер. Потому что есть абсолютный секс…
Раздается смешок.
…(кто-то слово услышал), -поясняет Диана.
Есть абсолютное притяжение ручки к листу
бумаги. Я на самом деле этому очень рада
и этим грешу. Мне кажется, что компьютер это довольно холодная субстанция и мне
более интересно писать именно таким образом, как я это делаю. И если,
получается писать в кафе каком-нибудь, то салфетки под рукой – они намного теплее,
нежели вдруг взять телефон и начать в него что-то читать. Ну кому что…
Будете ли вы
справлять грядущее 15-летие группы «Ночные снайперы»?
Диана Арбенина: Я уже думаю над этим. И
мне очень хочется, конечно, чтобы наша довольно таки не простая,
прямо скажем, история, довольно-таки
кровавая и воинствующая, история группы «Ночные снайперы» наконец-то вошла в
мирное русло, потому что воевать не с кем, и нет никакого смысла это делать.
Поэтому 15 лет нужно встретить достойно. Я вот уже достаточное время думаю,
каким образом, но кое-что уже есть.
Чем
отличается мужская лирика от женской?
Диана Арбенина: Ооо…
Ну я на самом деле думаю так. Вообще не надо делить поэзию на мужскую и
женскую. Хотя, безусловно, есть женские стихи и пол, собственно говоря,
определяется. Но мне это не близко сразу скажу. Потому что мне кажется, что у
меня более женские песни, нежели стихи. Стихи такие немецкие, сухопарые и вот
этим они меня завораживают, этим и нравятся.
Что вам
нравится делать по жизни, и что получается лучше всего?
Диана Арбенина: Я вязать не люблю, но
шить ничего так получается, мне нравится. Что касается всего остального – я
ничего не делаю, что мне в тягость.
Вы часто
пишите песни от мужского лица и говорите, что это лучше ложится на стихи, чем
женская поэзия, а как же проза?
Диана Арбенина: На самом деле это такой
избитый вопрос, мне кажется, что ему столько же лет как «Слову о полку
Игореве». Я уже устала на него отвечать. Какая, черт побери, разница от какого
лица я пишу стихи, если мне хочется от мужского - я буду писать от мужского,
захочется от женского - буду писать от женского. К тому же я не считаю
количество того и другого. Более того, я помню, как прочитала, что Мандельштам сказал: «Поэт это вообще существо
двуполое», и это абсолютно нормально. И то, что в каждом из нас намешано много
мужского и женского... Я не говорю сейчас о женоподобности мужчин и
мужеподобности женщин, мне это претит. Но, что касается творчества оно сугубо
по-хорошему двуполо. Отвечаю в последний раз, я уже правда устала отвечать на
этот вопрос.
Часто ли у
тебя бывает ностальгия по Питеру?
Диана Арбенина: Я все не могу им
напиться…Я хожу по улицам, смотрю на небо – оно такое сумасшедшее и постоянно
нужно уезжать, а билеты дорожают, собака!
Планируется
ли отдельная книга с прозой? Ты любишь шоколад и мороженое?
Диана Арбенина: Ой, мороженое люблю в
последнее время очень сильно и глюкозу в том числе, обычно ем пломбир. Шоколад
мне вообще сейчас нельзя в силу ряда причин. Напишу прозу – так выпустим.
Диана,
веришь ли ты в сказки?
Диана Арбенина: Конечно, я вообще сама из сказки. Верю-верю, хорошая
вещь.
Привет из
Нижнего Новгорода! Какие ассоциации и воспоминания у вас вызывает слово
«студент»?
Диана Арбенина: Ну это такой высокий
парень должен стоять на дороге, голосовать, с рюкзаком. У него должны быть
достаточно длинные волосы и конечно бешеная свобода и бесшабашность. Я так
любила учиться в университете в отличие от школы. Университет мне много дал.
Ожидается ли
выход в свет альбома с твоими ранее не изданными песнями?
Диана Арбенина: Может быть. Я же не могу
сразу всё делать. Мы сейчас хотим выпустить новый ролик на песню «Спокойной
ночи», потом хотим выпустить DVD с полным электрическим концертом, к тому же
грядет 15-летие, поэтому работы очень много.
Вы любите
тульские пряники? Вы любите питерский ветер?
Диана Арбенина: Питерский ветер больше,
чем пряники. Что касается тульских – я в Туле недавно была, мне сказали, что
они радиоактивны. Может быть, я прошу прощения за жаргон, это «гон», как говорит
мой брат «гонево», но я не знаю, не знаю… Мне кажется
если: пряник и самовар, то я выбрала бы конечно самовар.
Как вы
относитесь к творчеству Хармса, и какие книги успеваете читать?
Диана Арбенина: Сейчас латиносы мне нравятся очень. На самом деле очень много, Алесандро Барико тот же, у него
недавно вышла книга, которая называется «Та история», про гонщика,
который…Короче говоря, про то, как устроили первый скоростной автомобиль на
дорогах. А что касается Хармса, мне кажется, его очень обидела советская
власть, очень плохо с ним обошлась. И мне кажется, он был глубоко одиноким и
трагичным человеком.
Представьте
себе вы метр рока, его динозавр,
перед вами музыкант следующего
поколения, совсем молодой – что вы ему скажете?
Диана Арбенина: Я ему скажу: «Погибни,
прежде, чем успеешь стать динозавром»,- так более интересно, я думаю.
Милая Диана,
нас волнует вопрос: откуда взялись самоубийцы-мыши в вашей песне?
Диана Арбенина: Это «Я не знаю, кто ты»,
насколько я помню (долго думает). Я помню, где я написала эту песню – мы ехали
со Светкой мимо клуба «Метро» по Лиговке, и там стояла длинная-длинная очередь.
И вот эта песня пришла мне в голову, т.е. ритм сложился именно в этом квадрате
города (прим.ред.: Санкт-Петербурга). А про самоубийц-мышей я не знаю.
Что делать,
когда не знаешь что делать?
Диана Арбенина: Ничего не делать! А
люди, кстати, боятся ничего не делать, а очень жаль. Потому что мне, например,
когда не хочется петь, до сих пор, я в таком состоянии нахожусь, что меня
заставить невозможно, и я понимаю, что это не фабрика. Бывают дни, когда ты
абсолютно не в ладу с миром и не надо себя принуждать к чему-то и заставлять
что-то делать. Мне кажется, что намного честнее будет сидеть и пить кофе целый
день, или смотреть в окно. Как говорил мой отец: «Не надо из себя меня
корёжить!».
Последний вопрос задала девушка из зала, после
которого раздались бурные овации, а Диана даже вскочила с места от
неожиданности с улыбкой на лице.
Какие машины
ты предпочитаешь, и есть ли у тебя в Уфе ребенок?
Диана Арбенина: Не-ту! Детства много, какого-то конкретного детства пока нет. Что касается
машин, то любимая машина – наконец-то, я нашла то, что мне всегда хотелось, -
это военная машина Rambler, американец. Жаль,
конечно, что она вторая в мире по переворачиваемости,
но очень хорошая машина.
Марина Ерискина
|