В конце апреля в клубе «Рокко» состоялась презентация альбома «Правда?» группы «Lumen». Лидер коллектива Тэм, оказался очень разговорчивым человеком, и нам не хватило 40 минут отведенных на беседу, поэтому мы продолжили наше общение посредством электронной почты. Говорили обо многом, но больше всего о новом альбоме и о политике.
Сегодняшний ваш концерт, как и предыдущий, проходил в клубе «Рокко». Понравилось ли вам выступать в этом клубе? Дело в том, что в скором времени клуб будет закрыт для подобных концертов.
Прошлый концерт в «Рокко» нам очень сильно понравился – приятные впечатления и воспоминания. Но мы не первый раз в Нижнем и могу точно сказать, что площадка для нас играет второстепенную роль по сравнению с тем, на сколько душевно происходит общение, и на сколько много или мало энергетики мы получаем и отдаём на концерте. И в этом смысле я не могу сказать, что концерт в «Рокко» как-то сильно для нас отличался от концерта в «Гудке». По комфортности и по звуку сравнить эти две площадки достаточно сложно, если не пытаться абстрагироваться от каких то внешних проявлений и интерьера, а по душевности они на равных. Обидно когда то место, к которому ты привык оно меняется с одной стороны. С другой стороны я всегда был в глубочайшей уверенности, что любой хороший клуб, любая хорошая тусовка – это в первую очередь люди. У нас в городе тоже закрыли много клубов. В конечном итоге получалось всегда одинаково – появлялось какой то новое место, и когда люди туда перебирались всегда было понятно: вот тусуют ребята, которые привыкли к этому месту, а вот пришли 30 человек из «Навигаторской» тусовки (у нас был клуб «Навигатор»). Самое главное сохранить какой-то круг общения, потому что любой клуб это в первую очередь люди, а не место. Нам без разницы, где выступать. Если будут приходить те же люди, которые до этого приходили к нам на концерты – значит всё нормально.
Вы знакомы с нижегородскими музыкантами? Если да, то чье творчество вас привлекает?
Лично знакомы с некоторыми ребятами: «FPG», «7000$».
У вас уже появился новый бас-гитарист? Он будет теперь с вами постоянно или только на этот тур?
Нет. С одной стороны – да, конечно, вместе с нами на сцене новый человек. Это Евгений Тришин, по прозвищу Шмель. Новый для наших слушателей. Мы его знаем очень много лет. Он наш хороший знакомый, хороший товарищ, который нас выручил, всю программу, которую мы представим, выучил за несколько дней. Он музыкант от Бога. Пока ощущение того, что он равноправная часть нашего коллектива, нет. Мы это прекрасно понимаем. Сам Женя это прекрасно понимает.
Новый альбом является логическим продолжением альбома «Свобода?»
Да, логическим продолжением «Свободы» и наверное альбома «Три пути». Мысли, которые есть на новом альбоме, они в какой то мере продолжают те копания, которые были на тех двух альбомах. Но в плане музыки – это что-то новое, такого у нас ещё не было.
Что вы вкладываете в понятие «Правда»?
«Правда» со знаком вопроса. Это вопрос, а не утверждение. Именно этот вопрос каждый человек, послушавший альбом сам найдет ответ. Либо он скажет «да, все так, как вы рассказали», либо он скажет «нет, ребят вы какие-то дураки», и выкинет пластинку в форточку.
Вы говорили, что ваш последний альбом о революции. Как вы считаете, нужна ли сейчас нашей стране революция?
Мы говорили о совершенно другой революции. Революция – это быстрая кардинальная смена чего-либо, как мы себе это представляем. Вот человек живет, живет, эволюционирует, одни мысли перетекают в какие-то другие, его образ жизни постепенно и плавно меняется и в какой то момент в жизни происходит что-то такое, и ты понимаешь, что ты не можешь жить дальше так же, как жил до этого. И в голове уже созрели мысли, что ты готов свою жизнь кардинальным образом поменять. Альбом об этом. Это такая революция в голове, которая в голове остаться не может.
Просто люди, которые сейчас выходят на улицы – у них в головах уже все произошло. Они понимают, чего они хотят, чего они пытаются донести, но они продолжают оставаться меньшинством в этой стране. А меньшинство – каким бы правым оно ни было не имеет никакого морального права свою точку зрения навязывать равнодушному большинству. Можно наверно доказывать свою правоту с пеной у рта и с флагами, крича «Верните нам свободу!», но это абсолютно глупо. Мы пытаемся сделать так, чтобы людей таких же какие сейчас выходят на улицы, с такими же идеями в голове, их было как-то больше – нам все это понятно и близко по духу. На самом деле – потребительство, равнодушие, нежелание активно участвовать в собственной жизни это, то, что на сегодняшний день, к сожалению, превалирует в нашем обществе. Хочется, чтобы было по-другому, но методы, которыми мы это достигаем – отличаются от методов тех людей, которые выводят тысячи на улицы и пытаются таким образом совершить эту революцию. У них – цели политические, у нас цели немного другие – гражданские, общественные. От политики это отличается кардинально в том смысле, что если нам дать сейчас власть – мы не будем знать, что с этим делать, нам эта власть не нужна. А любое политическое движение предполагает, что оно придет к власти и установит те порядки, которые оно хочет установить. И нет политиков, показав рукой на которых мы могли бы сказать – вот человек, которому мы на 100% верим, который все наши идеалы и мысли сможет воплотить. Поэтому то, что мы делаем с этими людьми это очень похоже, но это параллельно и никогда не пересечется, по крайней мере в ближайшее время. Нет ощущение того, что люди, которые устраивают «Марши несогласных» хотят какого-то блага для всей страны, а это очень важно лично для меня. И я расцениваю это все несогласие, как желание одних людей перемен к лучшему, но они в этой игре выступают пешками и, на мой взгляд, занимаются «донки ходством». Зачем идти на улицу, для того, чтобы показать свое несогласие, для того, чтобы получить от омоновца и оказаться в «кутузке» и ровным счетом не изменить ничего, и огромное желание другие людей занять каки-то кресла – то есть влиться активно в политическую жизнь.
Даже те лозунги, под которыми они выходят мне очень близки. Но тут проблема в том, что те люди, которые сейчас находятся в стране в большинстве, которым как раз до всего этого вообще по барабану или может быть им не всё равно, но их всё устраивает – у них стабильная нормальная жизнь, они знают, как заработать, кому дать взятку, если нужно, где взять кредит, как жить, как поднять детей. В жизни наступила хотя бы какая-то стабильность по сравнению со многими прошлыми десятилетиями. И поэтому – очень многих людей это устраивает, и в этом смысле они расценивают все это не согласие, как политическую возню. И вместо того, чтобы пытаться всячески доказать этим людям, что это не политическая возня и желание просто прийти к власти, а на самом деле желание как-то улучшить нашу с вами жизнь, лидеры несогласных каждым своим шагом подчёркивают, что им все это несогласие нужно для конкретных и понятных их личных целей. Поэтому люди никогда не пойдут за такими лидерами. Тем более, что лидера как такового нет – они не могут между собой договориться, они не могут даже договориться о том, какая проблема из всего того списка, который выкатывается в виде лозунгов на эти демонстрации – самая главная сейчас, в чем нужно разобраться в первую очередь. Договоритесь о том, что сейчас в стране самое – самое главное, что нужно до людей донести.
Огромная часть людей вообще не понимает, что происходит – они не хотят себя в это погружать и в ближайшее время не поймут кто такие «несогласные», с чем они не согласны. «Несогласные» себя позиционируют, как удобную оппозицию, что вот есть оппозиция в виде «КПРФ», «Блока Родины» - которые спокойно могут называть себя оппозицией с которой наша власть наладила контакты, но при этом сами они точно такая же удобная оппозиция – они не могут, они бессильны. Они выходят на эти марши, окруженные превосходящими силами ОМОНа милиции и если они считают, что они доставляют кому то какие то неудобства, то на мой взгляд они глубоко ошибаются и очень сильно преувеличивают свои возможности и свое значение в том, что сейчас со страной происходит. Я очень сочувствую этим людям просто по-человечески точно так же по – человечески очень сильно их не понимаю. Мне с ними в одну сторону, но не в одном вагоне.
Какое самое большое музыкальное потрясение или открытие было у Вас?
Самым большим музыкальным потрясением в моей жизни было знакомство с творчеством "Гражданской Обороны" Они перевернули мою жизнь, я долгое время думал и говорил цитатами из Летова. Это было больше чем потрясение, это был культурный шок.
В преддверии сессии, чтобы вы пожелаете студентам?
Мы и сами были студентами, поэтому хочется пожелать терпения и усидчивости, а ещё удачи и везения... А то бывает очень обидно, когда не знаешь несколько тем - и они тебе и попадаются в билете...
Сибрина Светлана |