на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Беседа в Сети: Александр Корамыслов

Александр Корамыслов – поэт и арт-журналист, родившийся и живущий на родине Петра Ильича Чайковского – в Воткинске. Активно публикуется в различных изданиях России (Москва, Нижний Новгород Красноярск, Ижевск) и зарубежья (Германия, США). В 1991-93 гг. был руководителем воткинского городского литературного объединения. Участвовал в Первом и Втором Фестивалях молодой поэзии ('91 и '94), организованных Союзом молодых литераторов "Вавилон". С октября 2000 г. организует и проводит поэтические вечера в Музее истории и культуры г. Воткинска - с участием поэтов из Воткинска, Ижевска, Сарапула, Перми, а также творческие встречи с участием зарубежных гостей. Участник (сверхпрограммный) Второго московского международного фестиваля поэтов (2001). Член Союза литераторов Удмуртии, призёр интернет-конкурса "Однословия-2001" в сетевом проекте Михаила Эпштейна "Дар слова". Призёр конкурса "Любовь-2002", победитель конкурса любовной лирики (2002 г.) Победитель четвертого открытого конкурса в области культурной журналистики "Лучший журналист "Культурной столицы 2004"" в номинации «Культурное событие». Призёр пятого открытого конкурса культурной журналистики программы «Культурная столица Поволжья» (2005 г.).

При помощи интернета мы взяли интервью у столь примечательной личности.

 

- Вы – литератор и журналист. Каким жанрам Вы отдаете свое предпочтение?

- Начнём с того, что я, прежде всего, пишу стихи. И поэтическому творчеству уделяю особенно пристальное внимание, полностью разделяя мнение моего старого товарища, известного московского литератора и культуртреггера, лауреата премии Андрея Белого Дмитрия Кузьмина, ныне издающего великолепный новый журнал поэзии «Воздух», о том, что «поэзия сегодня - познавательная деятельность, приращение смыслов. Права на существование заслуживают стихи, предлагающие читателю некоторое новое знание и понимание о мире вокруг человека и о мире внутри человека». Именно в силу отношения к поэзии как к познавательному процессу, работаю в различных формах – от традиционных рифмованных до новейшей сверхкраткой – танкеток. В последнем жанре написал уже несколько сотен произведений.

Не обделяю вниманием и верлибр, а точнее – русский свободный стих. Нынче, кстати, уже в третий раз участвую в очередном Всероссийском фестивале свободного стиха, на сей раз проводимом 5-6 мая в Твери.

Иногда пишу небольшие эссе и очерки, а также «литературные хроники». Последние (цикл статей «Актуальная словесность»), в большинстве своём были посвящены литературным событиям в ПФО в рамках программы «Культурная столица Поволжья» http://www.culturecapital.ru. Именно за них я становился победителем четвертого открытого конкурса ПФО в области культурной журналистики "Лучший журналист "Культурной столицы 2004"" в номинации "Культурное событие" и призёром пятого такого же конкурса…

Кроме того, я ещё и блоггер. Свой ЖЖ с подзаголовком «Лирический вестник» http://koramyslov.livejournal.com веду уже четвёртый год, публикуя там новые стихи, текущие «корамысли» и т. д. Кстати, большинство из почти четырёхсот на сегодня моих взаимных ЖЖ-френдов – тоже литераторы и журналисты разной степени известности.

Между прочим, нынче, как ни странно молвить – двадцать лет моей сочинительской деятельности. В 1987 году у меня появились стихи, за которые не стыдно и до сих пор. Давно готов оригинал-макет книги избранных стихотворений «Имя глагольное». Напечатать же её – определённая проблема.

- Как правило, искусство великих художников прошлого накладывает отпечаток на творчество несколько последующих поколений мастеров. Как в Вашем творчестве отразилось культурное наследие Вашего великого соотечественника П. И. Чайковского?

- В сущности, культурное наследие Чайковского отражается в моём творчестве постоянно. Как в Лебедином Озере (прошу прощения за нескромную шутку…). И не только посредством стихов и статей. Я ведь ещё и музейный работник, служу в Музее истории и культуры г. Воткинска, администрирую его официальный сайт http://museum.votkinsk.ru. Совместно с нашим директором Людмилой Фёдоровной Павлуниной пишу проекты на различные грантовые конкурсы. В основном, на ежегодный Всероссийский грантовый конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире", проводимый Благотворительным фондом Потанина. Несколько наших проектов (увы, не вышедших в финалы конкурсов) были связаны с Чайковским непосредственно (и придуманными мной названиями, и основным содержанием). Например, «Лебединый пруд» (2005 г.) с предполагавшимся фестивалем современного искусства в Воткинске, на берегу и в акватории городского пруда. Или «Щелкунчик мышью» (2006 г.), направленный на создание новых компьютерных продуктов по истории и культуре города Воткинска и Воткинского района – для их использования в повседневной образовательной деятельности нашего музея.

Не могу не упомянуть здесь и реализованный (при моём участии) в 2005 г. в Воткинске, Ижевске и Перми межрегиональный выставочный проект "Возвращение. П.И. Чайковский в изобразительном искусстве", подготовленный нашим музеем к 165-летию со дня рождения Петра Ильича. И который тоже был ярким примером отражения культурного наследия великого композитора в творчестве современных художников Удмуртии и Перми (и отчасти в моём творчестве…).

- В 2006 году состоялся Международный конкурс юных музыкантов «Родина Чайковского» в рамках Первого Международного Фестиваля детского творчества «Чайковский сегодня» http://tchaykovsky-today.narod.ru. Как это повлияло на культурную жизнь Воткинска?

- Повлияло ощутимо. И в плане повышения творческой активности юных воткинских музыкантов, и в плане увеличения количества отличных «живых концертов» - к радости воткинских любителей классической музыки, и в некоторых других аспектах. Например, инициатор проведения конкурса и Фестиваля в целом известный скрипач и дирижёр Ювал Вальдман (США-Израиль) от имени и поручению своего друга, американского гобоиста Дэвида Майерза (H. David Meyers) передал Музею-усадьбе П.И. Чайковского в Воткинске три тысячи долларов на реставрацию хранящегося там рояля «Вирт» (1852 г.), на котором Пётр Ильич играл в отрочестве в Петербурге. Также Ю. Вальдман высказывал намерение оказать финансовую помощь и в реставрации хранимого и экспонирующегося в нашем музее первого рояля Петра Ильича («Вирт», 1843 г.), на котором будущий великий композитор учился играть в Воткинске. Мы надеемся на продолжение нашего давнего сотрудничества…

- Конкурс был организован американскими музыкантами. На Ваш взгляд, так выражается настоящая любовь к искусству или это способ заработать на имени прославленного композитора?

- Отчасти я уже ответил на этот вопрос. О «зарабатывании денег» речь, насколько я понимаю, не шла и не идёт.

Идея Фестиваля и музыкального конкурса пришла к Ювалу Вальдману во время первого посещения им Воткинска 10 октября 2004 г. (тогда прошла творческая встреча с музыкантом в Музее истории и культуры г. Воткинска в рамках его турне по Культурным столицам Поволжья (проект "Музыкальные мосты" программы "Культурная столица Поволжья")). Я сам был этому свидетелем – поскольку Ювал сразу же поделился своими мыслями с узким кругом участников встречи.

И тот свершившийся факт, что Ю. Вальдману немалым личным трудом удалось «раскрутить» эту идею, привлечь к её реализации многочисленных партнёров и спонсоров, авторитетных музыкантов из США, Германии, Италии, России, Казахстана в жюри конкурса, выявить и по достоинству оценить молодые дарования из разных стран – на мой взгляд, разумеется, говорит о бескорыстном служении музыке и искусству вообще…

 - Вы были в составе жюри литературного конкурса «Музыка Чайковского в слове», проходившего среди школьников в рамках Фестиваля детского творчества «Чайковский сегодня». Что Вы можете сказать о его уровне?

- В целом конкурс порадовал – и числом участников, и качеством многих представленных текстов, нетривиальностью, а порой и большой оригинальностью детских взглядов на музыку и личность Петра Ильича.

Как написал другой член жюри конкурса Константин Кешин (Казахстан): «Читая работы, присланные на конкурс, в особенности, те самые, что после отбора попали в избранный круг лауреатов и призеров, не перестаешь удивляться многому. В частности, насколько дорого младшим нашим современникам музыкальное, более того, духовно-интеллектуальное присутствие великого русского композитора в эпоху невероятной засоренности мира разнообразным звуковым и словесным мусором. Наши юные авторы нисколько не чувствуют себя скованными грубым диктатом плохого вкуса; не собираются они подчиняться чему-то заимствованному и подражательному. И прозаики, и поэты смогли общаться с Чайковским без казенной отдаленности от гения. Наоборот, чрезвычайно привлекательно, что они воспринимают наследие великого человека, его непростые житейские обстоятельства сердечно и живо». И я с ним полностью согласен.

Добавлю, что в номинации «проза» удач было явно больше, чем в номинации «поэзия». Что, в общем, понятно: стихи требуют большей концентрации идей и образов, больше душевных и духовных усилий, а это сочетание не так уж часто встречается и у взрослых, опытных, авторов. Остаётся надеяться, что конкурс станет традиционным – и юные литераторы ещё предъявят миру новые интересные произведения, посвящённые музыкальному гению…

- На Ваш взгляд, насколько применима к Чайковскому фраза из Библии «Нет пророка в своем отечестве»?

- Сейчас, к счастью, неприменима совершенно. Сегодня Чайковский (в отличие от многих наших талантливых современников, особенно – живущих в провинции) – безусловный «пророк в своем отечестве». И не только в Воткинске, по праву считающемся его малой родиной, но и в Ижевске, к которому Пётр Ильич имел весьма опосредованное отношение, в Удмуртии в целом (коей в 19 веке вообще не было на карте). Думаю, он сам немало бы удивился тому, что имя его сегодня – один из главных и практически официальных брендов в республике, о которой он понятия не имел при жизни.

Даже небольшие культурные проекты в Воткинске и его окрестностях ныне стало модно и «актуально» связывать с именем и творчеством великого композитора. В этом отношении не отстаёт и город Чайковский Пермского края, появившийся лишь во второй половине 20 века. Не знаю, как обстоят дела в Кирове, но и он, будучи в прошлом административным центром Вятской губернии, включавшей в себя и посёлок Воткинский завод, по-моему, тоже вполне мог бы участвовать в данном процессе…

И по большому счёту это замечательно – поскольку способствует исполнению желания композитора, чтобы музыка его распространялась, «чтобы увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и подпору».

 

Екатерина Кузнецова

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт