Каждый артист связывает свою судьбу со сценой по-своему.
Вера это решение приняла еще в раннем детстве, уже тогда она разыгрывала дома
маленькие драматические спектакли и пела. На традиционный вопрос взрослых:
"Кем ты будешь, когда вырастешь?" – маленькая
девочка, не задумываясь, отвечала: "Я буду петь и стану народной
артисткой!" Тогда эти слова, наверное, вызывали улыбку, но сейчас – лишь
удивление и восхищение целеустремленностью и упорством, с которым достигала она
эту вершину.
В становлении молодой вокалистки огромную роль
сыграли ее первые педагоги. Наставницей по вокалу в музыкальном училище
Усть-Каменогорска стала Антонина Михайловна Шилова, обладающая прекрасным
меццо-сопрано. У нее девушка постигла первые секреты певческого мастерства.
Педагогом по свердловской консерватории у Веры была настоящая звезда – солистка
Свердловского оперного театра, Заслуженная артистка России Маргарита Разумниковна
Глазунова. Она обладала не только богатым меццо-сопрано, но и огромным
артистическим опытом, насчитывающим более тридцати лет на сцене. С большим
интересом студентка ловила ее каждое слово. А уже на пятом курсе консерватории
молодая певица сама дебютировала в Свердловском оперном театре в сложной
романтической роли "Эболи" в опере Дж. Верди "Дон Карлос". За
исполнение этой партии она получила отлично с плюсом на государственном
экзамене и поздравления от дирижеров и артистов театра. Конечно, в дальнейшей
творческой жизни певицы было много побед, но это - первая, а поэтому самая
яркая. Именно тогда Вера Сурикова поняла, что стала артисткой. Кстати, с этой
же ролью связана еще одна светлая страница биографии: в1982 году за исполнение
этой партии на Всесоюзном Фестивале музыкальных театров в Минске она была
удостоена специального приза и звания Лауреата. В Свердловском оперном театре,
где она начинала артистическую карьеру по окончании консерватории, она прошла
прекрасную школу у великого дирижера Народного артиста России Евгения Колобова.
Творческая жизнь артиста часто связана с переменой
мест. Так случилось и у нашей героини. Прежде чем обосноваться в нашем городе,
ей довелось работать на многих сценических площадках страны, в том числе
Екатеринбурга, Воронежа, Кишинева.
С приездом Веры Суриковой в 1990 году Нижний
Новгород открылась новая яркая глава в истории Нижегородского Академического
оперного театра им. Пушкина. Вот что, например, писали о певице в
"Нижегородском рабочем": "Встреча с этой певицей стала поистине
открытием и как бы вживую раскрыла слова Антонины Васильевны Неждановой, которая
говорила, что "наиболее совершенным выразителем тончайших духовных переживаний
человека является голос. Ему подвластна вся сфера человеческих эмоций: горе,
радость, любовное волнение и гнев, мягкая лирика и глубокий драматизм".
Глубина создаваемых образов, проникновенность пения и красота сильного
меццо-сопрано новой солистки мгновенно завоевали сердца нижегородских любителей
оперы. Вокруг певицы сразу возник круг почитателей ее таланта. С тех пор и по
сей день их любимица никогда не уходит после спектакля без цветов.
Величину этого певческого дара оценили и столичные
театры. Нашей героине посчастливилось петь на сцене знаменитого Мариинского
театра с партиями Верди из опер: Азучена "Трубадур" и "Амнерис
" "Аида". А партию Любаши из оперы Римского-Корсакова
"Царская невеста" она исполнила в Санкт-Петербурге в Малом Ленинградском
оперном театре (ныне – театре им. Мусоргского)
Певице
рукоплескали даже за рубежом. Во Франции и Македонии она блестяще выступала в
роли "Амнерис". В Германии ее прекрасное пение слышали в "Мазепе"
П.И.Чайковского ("Любовь Кочубей") и в "Борисе Годунове"
("Марина Мнишек") М.Мусоргского. В Голландии, спев
"Графиню" в "Пиковой даме" Чайковского, она покорила
зрителей красотой и сочностью голоса, богатым артистизмом и безупречным
французским произношением. Во время гастролей в Италии с оркестром народных
инструментов под управлением Заслуженного деятеля искусств В.Кузнецова она
полюбилась слушателям теплотой исполнения русских народных песен и романсов.
Любовь к проникновенному камерному пению – еще одна грань таланта артистки.
Ведь именно здесь высвечивается вся акварель переживаний человеческой души.
Мастера русских песен и романсов – Надежда Андреевна Обухова, Федор Иванович
Шаляпин стали для нашей героини примером всей творческой жизни:
- Эти знаменитые, личности
несли в себе такой заряд энергии и такой магнетизм, который подвластен не
каждому певцу. Они имели не только великолепные голоса, но и прекрасную душу,
которая сливалась с музыкой. Этого добиться может не каждый, но они это умели.
Эти слова с восхищением и уважением произносит Вера
Сурикова, понимая, сколько труда и любви нужно отдать профессии, чтобы добиться
хотя бы части их успеха. Поэтому так искренне звучат ее пожелания огромного
трудолюбия и упорства, большего проникновения в глубину образа, которые она
адресует своим студентам, только начинающим певческую карьеру, Вера
Спиридоновна – требовательный, но справедливый педагог. Она раскрыла секреты
профессии многим своим студентам, вырастила не одну звездочку. Среди ее учеников:
Заслуженная артистка Мордовии Ирина Пережогина, Лауреат Международного конкурса
им. Беллини в Италии Елена Шкурко, Лауреат Всероссийского конкурса
"Солдатская песня" Ирина Останина, Лауреат уральского регионального
конкурса Наталья Марусева.
О своем педагоге ее ученики отзываются с огромным
уважением и неподдельным восхищением. Вспоминает выпускница Елизавета Рзаева:
- Когда я в первый раз
услышала, как Вера Спиридоновна поет партию "Амнерис" в «Аиде» – я
заплакала. Так взволновал меня ее голос. Она необычайно сильно передает
характеры своих героинь,
и я верю в то, как она проживает их жизни. Она поистине гениальна в своей
профессии, потому что очень трудоспособна и того же требует от всех своих
студентов.
Вера Спиридоновна живо интересуется не только вокальными
успехами своих студентов, ей небезразличны их интересы и судьбы... Она часто
приносит на занятия статьи, книги, советует сходить на то или иное культурное
событие. Страстно любит живопись, литературу, с увлечением предается изучению
иностранных языков и, конечно, зажигает своим примером огонь любознательности у
своих учеников.
За тридцать три года работы на сцене в сокровищнице
Певицы накопились бесценные партии: "Любаша" Римского – Корсакова и
"Кармен" Ж.Бизе, "Азучена", "Прециозилла",
"Ульрика" и "Эболи" Верди и "Адальжиза"
В.Беллини, "Кончаковна" А.Бородина и"Любовь" и " Графиня"
П.И.Чайковского, "Марина Мнишек" М.Мусоргского... Этими дарами Вера
щедро делится со зрителями. В благодарность за это высокое служение искусству,
за профессиональную высоту, на которой она находится все эти годы, - почитатели
называют свою любимицу «Царственной Верой». Глядя на красоту и стать их
примадонны, понимаешь справедливость этих слов.
Как сложно достичь таких высот, но Вера Сурикова
постоянно ставит перед собой новые вершины. Сейчас она готовит партию
"Графини" из "Пиковой дамы" П.И.Чайковского в новом проекте
театра. Знаем, что и эта роль станет незабываемой страницей в ее долгой
творческой судьбе.