на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Рыцарь Лютни

В музыке время играет определяющую роль, а игра, как правило, происходит внутри установленных границ места и времени. Момент зарождения первого звука соотносится с привычными, постоянно окружающими нас шумами. Забыть на время суеты и хлопоты повседневности и призывают эти концертные программы. Тихий сентябрьский, солнечный вечер в Останкинском парке. Любому гостю вечера представляется уникальная прогулка по тихим аллеям вокруг Шереметевского Дворца. Ну а затем… мы попадаем в старинный особняк усадьбы графа Шереметева на концерт «Лютневой музыки королевских дворов Европы».

Сегодня Пола О’Детта называют патриархом лютневого исполнительства. Будучи известен, прежде всего, своими сольными концертам и записям лютневой музыки эпохи Возрождения, он активно выступает со знаменитыми дирижёрами и ансамблями. Помимо музицирования Пола привлекают и музыковедческие изыскания, особенно в области интерпретации источников итальянских и английских песен XVII века и практики континуо. С 1976 года артист занимает должность директора отделения старинной музыки в Eastman School of Music, он же является художественным руководителем Бостонского фестиваля старинной музыки. Им записано более 100 дисков, многие из которых были названы журналом Gramophone «Лучшей записью года». Пол О’Детт играет на шестиструнной теноровой лютне модели Тиффенбрюкера (ок. 1550 г.), копия Пола Томсона (Лондон, 1984).

Итак, программа московского концерта представляла «Лютневую музыку королевских дворов Европы». Звучали сочинения Джоана Амброзио Дальца (стиль этого композитора восходит к традиции плектра XV века), Мельхиора Ньюсидлера, Адриана ле Роя, Франческо да Милано, Луиса де Нарваеса, Джона Джонсона.

 

 Пол О’Детт любезно согласился дать интервью читателям нашего журнала:

 

- Пол, главная тематическая идея IX фестиваля «Время игры». Как Вы себе представляете это состояние исполнителя?

- Лютня, как один из главных инструментов XVI века была, можно сказать, музыкально-развлекательным центром эпохи Ренессанса. Если сегодня люди в поисках развлечений включают телевизор, ставят CD или залезают в Интернет, то в XVI веке они приходили домой, брали лютню и играли. И это именно то, что я пытался продемонстрировать сегодня. Поэтому сегодняшний концерт был своеобразным приглашением к наслаждению как исполнением на лютне, так и слушаньем этой музыки.

- Как произошла Ваша первая встреча с этим инструментом?

- Ещё подростком, я обучался игре на фортепиано и на скрипке. Но, как многие тинейджеры, восставал против этого, и постепенно перешёл к игре на электрогитаре в рок-группе. Потом для улучшения гитарной техники, я стал изучать классическую гитару. Но те музыкальные фрагменты, которые мне в наибольшей степени нравилось исполнять на классической гитаре, были написаны для лютни. А потом я нашёл её. И после знакомства с лютней мне больше не хотелось играть ни на одном инструменте.

 - Известно, что знаменитый английский музыкант Джулиан Брим относился к лютне именно как к концертному инструменту, не обращая внимания на её историческое прошлое. А как Вы воспринимаете этот инструмент?

- Джулиан, который является моим близким другом, безусловно, проявлял интерес ещё и к историческому аспекту лютни. Но ему было важно найти такую возможность игры, когда он мог бы быстро переходить от лютни к гитаре и обратно. Может быть именно с этим связано его восприятие. В своём же восприятии лютни я исхожу из того, что чем ближе я подхожу к ней именно как инструменту XVI века, для которого писали великие композиторы, тем больше возможностей для себя я нахожу в этом инструменте. Вот что для меня главное.

 - Как Вы выстраиваете программы своих концертов? Они всегда носят какой-то тематический характер?

- Очень часто выбор концертной программы зависит от ситуации. На многих фестивалях организаторы хотят услышать музыку, принадлежащую конкретному композитору или происходящую из одного места. Но когда у меня есть возможность выбора, я стараюсь строить программу таким образом, чтобы можно было сравнить лютневую музыку разных стран в её стилевом разнообразии: Италия, Испания, Англия, Германия…

 - Расскажите о Вашем отношении к Джону Дауленду. Его музыка звучит а Вас едва ли не на каждом концерте...

- Дауленд, безусловно, великий лютневый композитор. С большим удовольствием играю его сочинения. Но вот один забавный случай. Недавно, осуществляя запись в Германии, я играл на очень большом инструменте его сочинения. А для этой программы я решил привезти маленький инструмент. Поэтому я не играл Дауленда, так как для этого нужен немножко другой инструмент.

 - Сколько концертов Вы даёте в сезон?

- 85-90 концертов в год, учитывая не только сольные, но и ансамблевые программы.

- Пол, помимо концертов Вы проводите семинары и мастер-классы по истории лютневого исполнительства. Сегодняшняя молодёжь восприимчива к такому старинному инструменту?

- Да, есть большой интерес: почти в каждой стране есть лютневые сообщества и количество вступивших в них становится всё больше. Это радует…

- А как Вы оцениваете состояние лютневого образования в мире?

- Думаю, что качество лютневого образования с каждым годом всё более повышается. Например, когда я начинал, не было специальных преподавателей и методического материала. Сейчас это, в принципе, уже появилось. А в Италии и вовсе сейчас в 12 консерваториях работают профессора по классу лютни.

- Невероятно! Как Вы считаете, у русских музыкантов, исполняющих барочную музыку на аутентичных инструментах, есть шанс покорить публику аутентизмом?

- Да, конечно. Например, из Санкт-Петербургского «Оркестра Екатерины Великой» прошлым летом пригласили в Бостон двух музыкантов для участия в постановке оперы «Борис Годунов». Казалось бы, другой звуковой мир, но они абсолютно справились со своей задачей.

 - Пол, кроме концертной деятельности у Вас есть ещё одно творческое хобби: поиск редких манускриптов лютневой литературы XVI – XVII веков… Вышла ли в свет Ваша монография в соавторстве с Патриком О’Брайеном «Исследование техники игры на лютне»?

- Мы почти её завершили, но она ещё не опубликована.

 - Как родилась идея написания этой книги?

- Патрик О’Брайен - выдающийся исполнитель и преподаватель игры на лютне и гитаре. И мы на протяжении вот уже 30 лет обсуждаем эти профессиональные вопросы. Это и побудило нас написать эту методическую книгу.

- Расскажите о Вашей замечательной коллекции лютен и об инструменте, на котором Вы играли сегодня.

- Сегодняшний концерт я играл на очень дорогом инструменте, копии самой ранней сохранившейся лютни вообще (инструмент Пола Томсона, Лондон,1984). Это самое точное воспроизведение инструмента, на котором исполнялась ранняя ренессансная музыка, и которая звучала сегодня на концерте. Важный аспект в истории лютни относится и к коллекции инструментов. Лютня очень сильно видоизменялась как формой, так и количеством струн, настройкой. И, собственно, все эти разные инструменты коллекции представляют собою разные типы. Ну, например, музыку Дауленда я играю на лютне - копии инструмента конца XVI века. А если исполнять на лютне сочинения Баха, то необходимо иметь копию немецкого инструмента XVIII века. Однажды я посчитал, что нужно иметь для того, чтобы исполнить всю лютневую литературу, когда-либо написанную для этого инструмента. Оказывается, необходимы 150 разных инструментов!

- Завершая нашу беседу, хочу Вас спросить о перспективах развития лютневого исполнительства?

- Могу смело предположить, что количество хороших исполнителей на лютне будет расти. Они, как и в давние времена, будут исследовать различные типы инструментов и репертуар. И будет совершенно естественным увидеть и услышать лютниста, например, в оркестре на постановке оперы. А сейчас это - скорее исключение из правил… Остаётся только надеяться!

И сегодня актуальны слова Томаса Мейса, адресованные лютне в 1676 году: «Бодрись, Храбрая Душа! И знай, что ещё найдутся Те, кто позаботится о Тебе так, что Восстановлена будет Прежняя Твоя Слава и Обретёшь ты место в Вечном Рассказе».


 Подготовила материал

Виктора Александрова

 

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт