- Скажите, пожалуйста, сегодня есть возможность молодому
дирижеру попасть на работу в престижное учебное заведение?
- В данный момент вопрос встаёт, а нужны ли вообще
молодые специалисты? Как будто бы и
работы нет, и заказов нет, а под это и жилья нет. На самом деле, они
действительно нужны, хотя очень много сложностей, препятствий для успешного
выстраивания карьеры. Это относится и к молодым специалистам вообще, и к
дирижёров хора в частности. В общем-то, профессия дирижера достаточно широка.
Дирижёр - это и пианист, и вокалист, и руководитель коллектива.
Как раньше решалась проблема с трудоустройством?
Дирижёры, как и другие специалисты высшего звена, заканчивающие консерваторию,
имели распределение на работу. Эта система была нарушена, и сейчас каждый,
фактически, предоставлен сам себе: куда хочешь, туда и иди, где хочешь, там и
устраивай свою будущую жизнь.
- А где именно сейчас востребованы специалисты, и чего от
них ждут?
- Сейчас даже в общеобразовательных школах
занимаются образованием, а не воспитанием. Художественный цикл (дисциплины,
связанные с художественным, эстетическим воспитанием в школе), очень беден.
Если раньше в каждой школе было по 2 коллектива – старший и младший хор, а
также оркестры, то там можно было применять свои силы и самим детям и
специалистам. Сейчас этого нет. Если 10 лет назад в Нижнем Новгороде в каждой
из 200 школ было по 2 хора (всего около 400 хоров), то сейчас осталось около 50
хоров. С чем это связано? С низкой зарплатой. Руководитель хора, за месяц
работы по 2 часа в неделю получает примерно 300-400 рублей. Но самая главная
проблема сейчас - отсутствие художественно–эстетического воспитания. Если в
детском садике с детьми занимаются именно этим, то школа направлена именно на
образование, на наполнение ученика знаниями, умениями и навыками.
- Вы считаете, что это не основное, чему ребёнок должен
учиться в школе?
- Основная задача – научить мыслить, а что касается
воспитания чувств – это стоит на втором месте.
- Почему же молодые специалисты не попадают на работу в
школы?
- Сложность их поступления на работу заключается и
в отсутствии жилья, и в маленькой заработной плате, и сам процесс подготовки
специалистов достаточно несовершенен. Дирижёр, заканчивая учебное заведение, не
имеют за плечами достаточно практической работы, и в связи с этим, испытывает
большие проблемы, приводящие к разочарованию в специальности. Отсюда и отток
специалистов. Нельзя сказать, что в музыкальную школу не нужны руководители
хора или преподаватели музыки. Они нужны, но как специалисты, имеющие
практические навыки. Этого сейчас не наблюдается.
- Когда Вы начинали свою творческую деятельность всё было
проще?
- Каждый из нас имел возможность работать. Мы
учились и работали одновременно: днём учёба – вечером работа, и вот это
сочетание давало очень хорошие результаты. Сейчас студенты тоже работают, но по
другой причине: нужно подзаработать, чтобы выжить, а по специальности не подработать.
- Как стартовала Ваша творческая жизнь?
- Я с детства хотел петь, и в семилетнем возрасте
поступил учиться в капеллу мальчиков Льва Константиновича Сивухона. После
окончания капеллы поступил в музыкальное училище им. М. Балакирева. По
дирижированию меня распределили в класс к Ольге Сергеевне Ларионовой. В
консерватории моим наставником был Евгений Николаевич Гаркунов.
- Вы работаете с хоровыми коллективами разных возрастов:
это и детский хор, и хор музыкального колледжа и юношеский хор «Возрождение».
Чем отличается эта работа?
- В первую очередь должна быть любовь к музыке. Задача
руководителя и музыканта – собрать вокруг себя любителей, заинтересовать их. А
чисто технологический подход, конечно,
всегда немножечко разный. Если собирается взрослый коллектив, то задачи по
репертуару и исполнению, конечно, выше. И требования выше. В работе с детьми,
главное - влюбить в музыку, повести за собой, дать детям почувствовать, что
музыка – это когда душа поёт! А если у ребёнка душа поёт – то он растёт
внутренне более гармоничным человеком, а значит и строит свою жизнь гармонично.
Это - главная задача музыкантов – просветителей.
Сейчас, в
первую очередь, необходима именно работа с детьми, надо поднимать пласт
детского художественного музыкально–эстетического воспитания, потому что мы
теряем подрастающее поколение. Не хватает средств и специалистов, которые
отдавались бы этому делу, не рассчитывая на большие вознаграждения.
Сейчас, средний возраст учителей музыки в
общеобразовательных школах – 45-50 лет. Государство должно поддерживать молодых
специалистов, потому что за детьми - наше будущее, а значит и будущее нашего
государства.
Действительно очень хочется верить, что когда-нибудь
профессия «музыкант» станет значимой, и никто не скажет, что НАША профессия
остаётся исключительно НАШЕЙ, а не востребованной в широких кругах.
Мария Макарова,
арт-журналист II курса ФДО Пасхальный хоровой собор
13 апреля в Соборе Александра Невского
состоялся «Пасхальный хоровой собор». Праздник духовной музыки проводится в
Нижнем Новгороде второй год подряд. В нынешнем мероприятии приняли участие
лучшие хоровые коллективы города и области.
По
прибытии архиепископа нижегородского и Арзамасского Георгия. Было сводным
составом исполнено торжественное песнопение «Христос воскресе». Соединение
тринадцати хоровых коллективов в мощном звучании, помноженное на изумительную
акустику Собора, создавало непередаваемое ощущение. После первых аккордов все
собравшиеся почувствовали, что значит выражение «утонуть в звуке»!
Из
коллективов-участников наиболее яркое впечатление произвёла мужская капелла
Московского Кремля «Благовест» (руководитель Л.Г. Панкратов). В тот вечер в их
исполнении прозвучали: «Днесь всяка тварь» С. Дегтярёва; «О, Пресладкий и
Всещедрый Иисусе» и «Скоро предвари» П. Чеснокова; «Дивен бог» П. Зыковой и
грузинский «Тропарь Пасхи». Сложно усомниться в профессионализме этого коллектива,
его отношение к исполняемым сочинением не может оставить равнодушным. На мой
взгляд, пение мужского хора является наиболее соответствует обстановке
православного храма, и у меня была счастливая возможность ещё раз в этом
убедиться.
Больше
всего поразило исполненный москвичами концерт «Днесь всяка тварь» С.Дегтярёва.
Удивил темп, выбранный ими при исполнении этого сочинения. Несмотря на то, что
первая часть прозвучала почти вдвое быстрее принятого, смысл произведения не
потерялся, оно было «слушаемо», не создавало ощущения «суеты».
В
«Соборе» принимали участие детские хоровые коллективы: хор мальчиков
нижегородского хорового колледжа им. Л.К. Сивухина (дирижёр А.Ю. Орлов);
концертный хор «Камертон» Дома творчества им. В.П. Чкалова (дирижёр С.И.Смирнов),
хоровые коллективы воскресных школ. Детские голоса в храме прозвучали немного
резковато, возможно, были выбраны слишком сложные произведения. Несмотря на эти
нюансы, детские коллективы выступили, в целом, на достаточно высоком уровне.
Не
просто писать об уровне выступления «взрослых» коллективов, сравнивая их по
одинаковым критериям. Безусловно, пение светских и духовных хоров заметно отличалось. Первые
(камерный хор «Нижний Новгород», академический хор ДК «ГАЗ», академический хор
лингвистического университета) звучали более стройно, практически, без
шероховатостей, но, увы, нередко теряя внутреннюю наполненность. Иногда было
трудно понять, о чём они поют: звук летел, он был мягким и ровным, но ощущения
«Пасхальности» не возникало. Концертная интерпретация духовной музыки Д. Бортнянского и П. Чеснокова должна
отличаться от исполнения в церкви, а этого не было заметно. Церковные хоровые
коллективы по качеству исполнения уступали профессионалам, но смысловая
наполненность и искренность их пения, заставляла забыть о некоторых
шероховатостях.
К
слову, «пасхальность» в тот вечер мало ощущалась. Если на первом Соборе год
назад был предусмотрен пасхальный репертуар, то на нынешнем масштабном хоровом
концерте от Пасхи осталось, к сожалению, только название...
Пасхальный
Собор состоялся: стал более представительным географически и профессионально.
Вот только получился при этом более «Хоровым» нежели «Пасхальным»...
Арт-журналист II курса ФДО
Мария Макарова
|