на главную
Разделы портала

*

Статьи  |  Об одном органном концерте

 Во время концерта у меня создалось впечатление, что я попала в другую реальность, где нет ничего, кроме этих божественных звуков. Мне казалось, что органные трубы звучат так, будто не органист нажимает на клавиши, а кто-то незримый дирижирует волшебной палочкой, указывая, какая из труб должна пропеть именно в этот момент.

Я забыла, что нахожусь в концертном зале консерватории, сижу на жестком неудобном стуле. От прекрасной, околдовывающей музыки душа устремилась ввысь!.. Но, вдруг мое ухо уловило фальшивый звук (как музыкант, я не могу этого не заметить), и все оборвалось. Музыкальное волшебство неожиданно исчезло, как будто его и не было вовсе.

Увы, я находилась не в идеальном, чудном мире, а всего лишь на земле. Передо мной опять появился органист - обычный музыкант, которому не чужды человеческие ошибки. Оказывается, на сегодняшнем концерте – почти аншлаг! Странно, что я раньше не заметила этого…

«О мир, я должен тебя покинуть», - звучит хоральная прелюдия Баха. Как же органному звуку, запертому в коробке концертного зала, не хватает округлости церковного купола, открывающей простор! Придавленное потолком звучание, тщетные попытки вырваться на волю...

Концертный орган подобен вековому дубу, который по каким-то причинам пересадили в огромную кадку. Вроде и растет дуб, а тесно ему. Тесно потому, что вся его музыка, весь его вид и величие – в церкви. А как же небольшие, портативные органы? – спросите Вы. Они напоминают мне изысканные музыкальные шкатулки, созданные для украшения. Величия в них нет.

…Но снова моя душа пытается воспарить, устремиться ввысь. Я начинала ощущать себя другим человеком, свободным от всего земного, низменного, грешного. Звуки музыки опять берут верх, вновь я ощущаю атмосферу возвышенной тайны. И… Ну вот опять! Опять фальшь! Ну почему нельзя играть чисто? Почему это происходит всякий раз, когда моя душа пытается проникнуть за пределы реального мира?

Перерыв. Нужно пройтись, освежить мысли. Может быть, во втором отделении все будет по–другому?

Оказывается, на органе интересно звучит и светская музыка. Мое музыковедческое ухо фиксирует фрагмент, который напоминает сочинения французских клавесинистов: та же легкость, воздушность, простота, стройность. Как будто звучит не огромный орган с мехами и трубами, а небольшой клавишно-щипковый инструмент. А здесь он походит скорее на своего прародителя – волынку: такие же тянущиеся звуки, на фоне которых льется простая, незатейливая мелодия.

Опять мое воображение устремилось вдаль, но теперь уже не в иные миры, а скорее в другие века, вернее, в XV век, в эпоху Короля-Солнца. Я ясно увидела картину бала в Лувре. Передо мной предстали дамы в пышных платьях и с высокими прическами, кавалеры в роскошных камзолах и напудренных париках. Они кружились в танце, выводили незамысловатые па, приседали, кланялись партнерам. Безмятежная, безыскусная музыка, сопровождающая их, заставляла не только приплясывать в такт, но и приглашала присоединиться ко всем танцующим.

В голове одна за другой возникают фантастические картинки.

…Эпизод странного, непонятного мультфильма, будто рисованного карандашом в черно-белых тонах. Тянутся-переплетаются черные ниточки, из одной фигуры вдруг вырисовывается другая. Женский силуэт сменяется страшным черным человеком, надвигающимся на неё. Разбегаются кто куда тролли, напуганные чем-то неизвестным… Игра воображения угнетает и даже пугает. Какофония звуков, персонажей, сцен… Эти страшные картины рождены музыкой Мессиана, а тембр органа раскрашивает все в темные тона.

Звуки органа подобны изменчивым облакам, плывущим по небу. Сейчас они легки и невесомы, среди них прогладывает солнышко, а в следующую минуту они превратятся в черные страшные тучи и закроют собой всё. Так и орган: в одном сочинении его стройное звучание напоминает ансамбль флейт и гобоев, а в другом он превращается в мощный, громогласный оркестр.

Орган всегда связан с какой-то тайной. Его звучание рождает ощущение присутствия неземного начала. Возможно, это связано с тем, что он привычно ассоциируется с церковью и Богом. Недаром говорят «ангельские трубы», связывая их звучание с трубами органа. Наверное, поэтому его называют царем всех музыкальных инструментов. Внешняя простота и стройность скрывают сложный механизм - огромное количество труб разнообразных тембров.

Оттого-то и возникает такое многообразие музыки и образов. Казалось бы, такой божественный инструмент, помогающий соприкоснуться с неведомыми силами, открывающими неизвестное, но прекрасное, однако его звучание иногда может нарисовать в воображении и сюрреалистичные картины, страшные и пугающие. Это будто не вознесение на небеса, а, наоборот, исчезновение в пропасти. Возможно это кошмары, но во сне или наяву? А может быть создание и слушанье такой музыки – своего рода избавление от страхов?


 

Татьяна Радионова,

 арт-журналист II курса ФДО

Вход


Главная страницаКарта сайтаПоиск по сайтуПечатная версияО сайте
© 2006 КонсАрт